Эссе по социологии по произведению Достоевского «Идиот» | |
Автор: drug | Категория: Гуманитарные науки / Литература | Просмотров: | Комментирии: 0 | 27-01-2014 13:44 |
Эссе по социологии по произведению Достоевского «Идиот»
В 1821 году, 30 октября, по старому стилю, или же 11 ноября, по новому, в семье врача (сына священника) и купеческой дочери, на свет появляется Федор Михайлович Достоевский. Будущий известный писатель. Достоевского рано приучают к чтению, как известно, уже с четырех лет его сажали за книги, как правило, Ветхого и Нового Завета.
Достоевский рано теряет мать и отца. Его мать умирает в 1837 году от долгой и изнурительной болезни. За месяц до смерти матери, погибает на дуэли Пушкин. Оба этих события глубоко ранят пятнадцатилетнего Федора. Но, не смотря на трудности, которые окружили ранимого юношу, его отец настаивает на поступлении обоих сыновей (Федора и Михаила) в Инженерное училище. Старшего сына, Михаила, не допускают к учебе по медицинскому заключению. В январе 1938 года Федора Михайловича принимают в младший кондукторский класс Инженерного училища.
В 1839 году Федор теряет и отца, того убивают в деревне Чермашня, за жестокое обращение с крепостными. Позднее, эта история будет отражены в произведении «Братья Карамазовы». Вообще, Достоевский, как человек тонкий и неуравновешенный, человек, на долю которого выпало неимоверное количество испытаний, очень любил обращаться к собственному прошлому. Решать свои психологические проблемы через их излияние на бумаге (пожалуй, самый яркий пример – тема, красной лентой прошедшая через все его творчество.Во многих произведениях он размышляет о том, что же чувствует человек прямо перед казнью.То , что казалось Федору Михайловичу крайне важным, так как он сам был осужден на смерть за общение с Петрашевцами, и лишь в последний момент казнь была отменена, Достоевского ожидала каторга).
Но вернемся к нашей хронологии. И без того слишком много охватила важных жизненных эпизодов в одном предложении. Итак, в 1843 году Достоевский начинает серьезно заниматься переводами, как и главный герой его произведения «Преступление и Наказание», Раскольников (так же в этом произведении переводами занимался Разумихин, открытый товарищ Родиона Романовича). Только в отличии от своего персонажа, Достоевский на момент написания переводов уже является не студентом, а становится военно-служащим в чертежной инженерного департамента. А в 1846 году Достоевский уже печатает впервые в «Петербургском сборнике» печатается повесть «Бедные люди». Так же, в сороковых годах у Достоевского все ярче проявляются идеи утопического социализма, в связи с чем, Федор Михайлович сближается с Петрашевским и Спешневым, что и становится причиной ночного ареста Достоевского, который состоялся 23 апреля 1849 года. После этого ареста и происходят события, о которых я говорила выше.
16 ноября, как и все петрашевцы, Достоевский приговорен к смертной казни, к расстрелу. 19 ноября казнь заменена ссылкой на каторжные работы, на срок восемь лет, но Николай I меняет решение и срок сокращается до четырех лет. При этом несчастным приговоренным не сообщают ни слова. Так что 22 декабря осужденных доставляют на Семеновский плац, где их готовят к церемонии расстрела. Для Достоевского оглашение помилования сиановиться важнейшим нравственным и духовным потрясением. 23 января 1850 года, в возрасти двадцати восьми лет, Достоевский прибывает в Омскую каторжную тюрьму, где прилежно отбывает четыре года каторги.
В 1857 году, 6 февраля, Достоевский венчается с Марией Дмитриевной Исаевой в Кузнецке, которая умирает через семь лет после вступления в брак. Еще через три года, а именно, 15 сентября 1867 года. Достоевский венчается со стенографисткой Сниткиной, которая помогла ему в срок закончить роман «Игрок». Если бы не ее помощь, Достоевский не смог получить плату за собственное произведение. Как утверждали экскурсоводы, Сниткина была юной девушкой, до безумия влюбленной в уже успевшего прославиться писателя. От этого брака у него рождается три ребенка. Младший сын Федор, дочь Любовь и дочь Софья, но она умирает всего через три месяца после рождения.
Всего за несколько месяцев перед кончиной, Достоевский заканчивает работу над одним из самых серьезных и глубоких его произведений, по словам знающих и уважаемых мною людей, над романом «Братья Карамазовы». К моему стыду следует признаться, что я это произведение еще не прочла, потому и не могу судить.
Итак, 28 января 1881 года Достоевский умирает после начавшегося у него за два дня до кончины, горлового кровотечения.
Роман «Идиот», который является пятым романом Достоевского, из восьми им написанных, выходит в свет в феврале 1869 года. События разворачиваются в России второй половины XVIIIвека и, разумеется, так как это произведение является романом, в нем есть несколько сюжетных линий, но о них расскажу чуть позднее.
Главным героем произведения является Лев Николаевич Мышкин, князь и идиот. Идиот, в данном случае, является не оскорблением, а диагнозом, в котором Лев Николаевич признается с наивностью, но сообщает, что ему все же не очень приятно, когда его так называют. С самой первой страницы становится ясно, что Мышкин радикально отличается от общества, в которое он попал. Он – светлый, добрый, теплый и неимоверно умный. Его болезнь влияет лишь на его оболочку, при этом не приносит вреда душе, наоборот. Его душа чиста, светла и, благодаря этой болезни, Мышкин познает удовольствие и счастье, которое никогда и никому еще было неизвестно.
«Затем вдруг как бы что-то разверзлось пред ним: необычайный внутренний свет озарил его душу. Это мгновение продолжалось, может быть, полсекунды; но он однако же ясно и сознательно помнил начало, самый первый звук своего страшного вопля, который вырвался из груди его сам собой и который никакою силой он не мог бы остановить. Затем сознание его угасло мгновенно, и наступил полный мрак.» (Ф. М. Достоевский. Часть вторая, конец пятой главы).
Мышкин знает чистоту, свет, как мне кажется, приближенный к Богу, в отличии от других членов окружающего его общества.
В первой же главе Мышкин знакомится с двумя людьми, Лебедевым, отцом большого семейства, не способного удержать собственные плотские желания, и с Рогожиным. Человеком, дьявольская страсть которого, истерзанная и воспаленная душа которого играют, пожалуй, самую важную роль в произведении. Не хотелось бы сейчас посвящать действительно много внимания генералу Лебедеву, чтобы не обидеть иных не самых значительных, но все же ярких персонажей недостаточным вниманием.
Рогожин по каким-то необъяснимым причинам тянется к Мышкину, рассказывает ему о своей истории с Настасьей Филипповной и выходит, что мы знакомимся с двумя ключевыми персонажами, которые в последствие окажутся центрами разнообразных обществ. А сейчас они в одиночестве.
Мышкин прост, наивен, а Парфен открыт и искренен, как почти любой неуверенный и испуганный человек, готов рассказывать о своей безумной страсти и любви первому встречному, тем более, такому благодарному слушателю, как Лев Николаевич. Оба являются Личностями, разными, не сказать, что полярными. Конечно, у них есть какие-то сходства, но их неимоверно трудно заметить. Если одна из линий романа Достоевского является сравнение Мышкина с Божьим сыном, его наивность, проповеди, восторги окружающих, жертвенность и, в итоге, смерть физической оболочки, вечная жизнь души. То Рогожина легко сопоставить со всем, темным, порочным, что есть в мире. Но это было бы сверх-максималистическим заявлением. Рогожин запутался, он запятнал свою души, окружил себя недостойными этого людьми, он превратил сильнейшее чувство – любовь, в низменную и безумную страсть, от которой он и убить смог. Он позволил себе унижаться перед желанной женщиной, он был измотан ее метаниями, но, мне кажется, что он единственный и Всех достоин того, чтобы стоять наравне с Мышкиным. Остальные могут лишь довольствоваться его всепрощающим мудрым сердцем, его мягкой и непоколебимой любовью. Впрочем, так оно и выходит.
После приезда, Мышкин попадает в общество Епанчиных, знакомится с тремя образованными дочерями. Больше всего акцента Достоевский уделяет Аделаиде и, конечно, Аглае, последняя становится одной из избранниц Мышкина, который не можется разобраться в своих чувствах к ней и к Настасье Филипповне. Но его чувства гораздо глубже и гораздо шире, нежели чувства Барашковой. Так, к Настасье он испытывает искреннее сочувствие, он говорит, что ему жаль ее, но мне кажется, что в данном случае слово «жалость» не уместно, а вот Аглая вызывает у Мышкина восторг. Даже гораздо более сильный, чем восторг, который он испытывал, увидев впервые фотографию Настасьи Филипповны.
Через Епанчиных Князь знакомится еще с несколькими семьями и, в результате, мы видим рогожина, который появляется в доме Ганечки со своей большой компанией разбойников и бедокуров. Развязкой первой части становится ужин у Настасьи Филипповны. На котором раскрывается чопорное и циничное петербургское общество, столь нелюбимое Достоевским.
А потом… Идут события, которых сейчас и не упомнить, но мне кажется, что одним из самых главных эпизодов является припадок Мышкина. Он видит Рогожина, который из ревности хочет убить своего соперника. Но Мышкин не верит, его необъяснимым образом спасает недуг. Цитаты была приведена выше. В таких местах меня поражает умение Достоевского говорить о серьезных вещах так, что все разрывает душу и тут же спокойно переходить к бытовым вещам, к тому, что все были удивлены телом, лежащим на ступенях. И все вдруг с новым рвением и нежностью начинают окружать Мышкина, защищают его от нападков слабовольного и глупого Ипполита, который считал себя высоко-интеллектуальным меланхоликом, а по мне, так оказался просто депрессивным идиотом, который никак не мог понять, что если уж суждено умирать, то лучше пытаться выбираться из скучных трущоб, не встречать смерть, глядя в окно, на красную кирпичную стену, а так, как это делал Мышин, выбираясь на природу. Например, в Подольск. И чнова безумный вихрь событий. Аглая признает Мышкина своим Бедным Рыцарем, Настасья Филипповна мечется между Мышкиным и Рогожиным, никак не в силах решить, достойна ли она любви Мышкина или же она Рогожинская, порочная, на всю жизнь, грязная. Одна из самых, по моему мнению, умных героинь произведения, не смотря даже на то, что с ней Лев Николаевич почти не ведет философских идей, не рассказывает историй, не обсуждает нигилистических взглядов. Но она думает, думает не о повседневности, а о том, что всегда будет верным и актуальным. Она думает о своей душе. С другой стороны, она мечтает об искуплении своих грехов, но больше занимается само копанием, нежели действительно пытается что-то исправить. Ей мерзко и гадко с Рогожиным, ей тяжело с ним, но она не способна уйти от этой жизни. После всех метаний, Анастасия Филипповна собирается выйти замуж за Мышкина, но сбегает прямо перед свадьбой. Сбегает к безумному Рогожину, который ее и убивает. Он встречает Мышкина, показывает ей тело Настасьи Филипповны и они, два человека, безумно любивших эту женщину, два человека, которые стали крестными братьями, обменявшись крестами, засыпаю рядом, на полу. Мышкин помогает рогожину покаяться, признаться в своем зверском преступлении, а рогожин помогает Мышкину уйти из этого мира. Лев Николаевич остается жить, но после очередного припадка падучей, он превращается в овощ. Его тело больше не функционирует, как и мозг, он наверняка больше никогда не оправится, а его душа, не пережив такого безумного происшествия, спасается от этого жуткого мира. Мышкин, человек, не способный самостоятельно ни на что, покидает безумный ад, сумасшедшую, порочную и безбожную Россию, оставляя последних людей, способных действительно любить, размышлять над тем, в каком же именно мире они остались.
Мне кажется, это произведение, как никакое другое, отражает разнообразие поведение людей в совершенно разных группах, обществах.
Я бы выделил три основные, по моему мнению, микро-группы и одну макро-группу в романе «Идиот».
Пожалуй, лучше пойти от большего, к меньшему. Единственная макро-группа в романе – это общество Петербурга. Так как Достоевский не любил подробно описывать все события, он пропускал дни, недели, месяцы, иногда пропуск мог равняться и годам. И именно устами общества он рассказывал читателю в сплетнях слухах о произошедших событиях. Это общество отражает тот мир, в котором росли почти все персонажи произведения. Это общество интересуется лишь миллионами, тысячами и сотнями рублей. Их интересует то состояние, которым обладает тот или иной герой сплетен. Их интересуют заключенные браки и неприятные подробности жизни светил. Этих людей объединяет лишь одно. Они пусты и тупы настолько, что не хотят думать о собственных проблемах или оказывать кому-либо помощь, им нравится перемалывать кости другим людям, при этом никто не задумывался, что именно, помимо материальной стороны, могло повлиять на решение той или иной девушки, которая вступает в брак. Пожалуй, эта группа нравится мне меньше всего, наверное, оттого, что в макро-группы лучше объединять людей, принадлежащих к одной расе, стране, вероисповеданию, любви к какому-либо блюду, но никак не в отношении суждений, по отношению к кому-либо или чему-либо. Все люди слишком разные, их оценка так же всегда хоть немного, да отличается от оценки других людей, а если у нескольких тысяч она повторяет, то это, у меня, вызывает отторжение.
Но и не все микро-группы могут похвастаться высокой нравственностью. Так, например, к первой такой группе я бы хотела отнести общество-кружок Настасьи Филипповны, которое собралось в ее доме на именинах. Это общество не менее цинично, чем все общество Петербурга, они развлекаются, рассказывая друг другу о своих самых отвратительных поступках в жизни, при этом из обсуждений и диалогов мы понимаем, что даже эти отвратительные вещи – не самое ужасное, что было в их жизни. То есть, они пытаются обелить себя, признаваясь, как они всех уверяют, в худшем. Их объединяет похоть, глубочайший цинизм, жажда денег и абсолютное неумение любить.
Следующей по духовному развитию, как мне кажется, группой, является общество Рогожина. Не хочу обманывать, потому и не буду называть количество этих людей. Они разбойники, пьяницы и бедокуры. Но почему же они кажутся мне более достойными людьми, нежели все эти снобы с именин Настасьи Филипповны? Потому что они не боятся признать собственные слабости. Они объединены все Рогожиным и, не смотря на то, что они являются ворами и разбойниками, они с легкостью расстаются с деньгами. Собрав за день сто тысяч, они готовы их отдать, не так уж бездумно, но все же с меньшей алчностью, чем снобы. Не любовь, но все же искренняя страсть им важнее. Их порочные души, на мой взгляд, гораздо чище душ этого жуткого и отвратительного Высшего Общества, прогнившего насквозь.
И, наконец, третья микро-группа. Семья Епанчиных. Они самые достойные из представителей неизвестного и непонятного для чистого Мышкина мира. Самой достойной из этой семье мне кажется Лизавета Прокофьевна, которая не зря является дальней родственницей Мышкина. Они чем-то похожи, она – самый настоящий ребенок. Капризный, вздорный и до крайности трогательный, светлый и ранимый ребенок. Она любит Мышкина, хотя часто и ругает его за простоту и глупость. За его доброту, но делает она это очень по-доброму. Ее дочери чуть сложнее. Мне трудно будет рассуждать о поведении Александры и Аделаиды, но Аглая изображена в произведении довольно подробно. Капризная девушка, которая не привыкла говорить прямо, ей легче намекать, которая верит в глупые клятвы, потому что уже не может действительно верить словам окружающих ее лжецов, но она не может никак понять, что Мышкин иной, что ему нельзя, как сказала Епанчина в конце Второй Части:
«— Вот твоя мерзкая шляпенка, идем! Фасону даже не умел со вкусом выбрать!.. Это она… это она после давешнего… это с горячки, — бормотала Лизавета Прокофьевна, таща за собой князя и ни на минуту не выпуская его руки, — давеча я за тебя заступилась, сказала вслух, что дурак, потому что не идешь… иначе не написала бы такую бестолковую записку! Неприличную записку! Неприличную благородной, воспитанной, умной, умной девушке!.. Гм, — продолжала она, — уж конечно самой досадно было, что ты не идешь, только не рассчитала, что так к идиоту писать нельзя, потому что буквально примет, как и вышло.»
Эта микро-группа, пожалуй, самая слаженная, потому что семья, все же, и есть семья. Несмотря на все разборки, которые происходят в семьях, воспитание и атмосфера играют свою роль. Так же это и самая чистая микро-группа. Тлен и погань общества коснулась, скорее, их голов, но никак не их душ. Они червивы, но такие души и таких созданий можно еще очистить. Эта микро-группа ближе всего по духовному складу к сознанию и мироощущению самого Мышкина. Потому он и оказывается, чаще всего, именно в их обществе после припадков. Потому и после последнего припадка за ним ухаживает Епанчина.
Конечно, это не все, что можно написать об этом произведении. На микро и макро-группы можно делить постоянно, по взглядам, действиям, пристрастиям и мыслям. Выделять и оценивать их так же можно до бесконечности, причем получатся совершенно немыслимые комбинации. Но мне кажется, что я выделила самые очевидные группы, такие группы, на которые указывал и сам Федор Михайлович.