Эссе по дисциплине "Актуальные проблемы современности" Насилие и ненасилие
Автор: drug | Категория: Гуманитарные науки / Русский язык | Просмотров: | Комментирии: 0 | 07-01-2014 11:17

Эссе по дисциплине "Актуальные проблемы современности"

Насилие и ненасилие

       Насилие. Это страшное слово порождает в нашем сознании самые невероятные образы, зачастую очень жестокие. На протяжении всей своей жизни человек не раз слышит это слово и у каждого на этот счет имеется свое собственное мнение. Что из себя представляет данное понятие?

       Итак, насилие – это, в узком смысле слова, грубое применение силы. В более широком понимании насилие – это агрессивное воздействие на человека, причем не только физическое воздействие, но и моральное, психологическое, идеологическое. Иначе говоря, подавление воли человека. Полным антиподом насилия является ненасилие.

       Ненасилие – термин, образованный по аналогии с древнеиндийским "ахимса", обозначающим основной принцип религии и философии джайнизма, индуизма и буддизма. Возникший в древнеиндийской цивилизации принцип ненасилия, определил судьбу этой великой цивилизации. Благодаря этим понятиям и принципам, индийская культура сохранилась в качестве древнейшей живой цивилизации, в отличие от многих других, древних, но погибших в силу своей агрессивности цивилизаций (Вавилон, Египет, цивилизация майя, и другие).

       Ненасилие – это конкретизация этики любви, ее испытание ("любите врагов ваших"). Эту связь выявил Л. Толстой: понятие Бога есть обозначение того, что человеческий разум не может знать; понятие Бога задает правильный порядок ценностей в мире. Бог – предельное основание человеческого бытия, условие возможности смысла. Любовь к Богу означает отказ от насилия и приятие мира таким, какой он есть, с любовью и радостью. (см.1)

       Основным "судьёй" в вопросах насилия и ненасилия является мораль. Она предполагает индивидуальную свободу выбора в конкретной ситуации. Мораль как особая сфера человеческого существования обозначает "хрупкую границу, отделяющую пространство разумной человеческой деятельности от царства слепой необходимости". (см.1)

       В современной концепции данного вопроса есть такое понятие как справедливое насилие, легитимное (например, с помощью налоговой политики или социальной помощи оно может стимулировать или сокращать рост населения. Также примером легитимного насилия является смертная казнь) и нелегитимное насилие (объектом нелегитимного насилия часто выступают больные, старики, женщины и дети. Примерами нелегитимного насилия являются преступность, грязный бизнес, халатное отношение к современной технике (Чернобыль), экстремизм, терроризм и так далее). (см.1)

       Что касается нашего мнения, то для нас абсолютно любое подавление чужой воли, воздействие агрессивными методами и угнетение сознания является проявлением насилия в "чистом" виде, и уже неважно, легитимный это метод или нелегитимный, имеется ли на него разрешение со стороны власти, определенных органов, или такого разрешения нет. Моя жизненная позиция во многом совпадает с концепцией Льва Николаевича Толстого.

       Нравственно-религиозное учение Л.Н. Толстого строилось на идее непротивления злу насилием, стремлении распространять добро в мире каждым человеком. Он предложил идею нравственной революции, в основе которой лежал тезис о свободном самоулучшении личности. Толстой доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в человеке со скоростью революционного переворота. У Толстого есть по крайней мере три определения насилия.

1) Он отождествляет насилие с убийством или угрозой убийства.

2) Определение насилия как внешнего воздействия. Необходимость внешнего воздействия появляется тогда, когда между людьми нет внутреннего согласия.

3) "Насиловать значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие". В таком понимании насилие совпадает со злом и оно прямо противоположно любви. (см. 2)

       Это вовсе не означает, что Лев Николаевич Толстой призывал не бороться со злом. Напротив, он считал, что противиться злу можно и нужно, только не насилием, а другими ненасильственными методами. Толстовская революция нацелена на коренное изменение духовных основ жизни. (см. 2)

       Мы абсолютно согласны в данном случае со Львом Николаевичем в том, что борьба со злом может быть осуществлена с помощью ненасильственных и только(!) ненасильственных мер. Ярким тому примером является воспитание детей в семье. Многие родители используют в качестве воспитательной программы метод "кнута и пряника". Сделал хорошо – получи конфетку, сделал плохо – получи ремня. Возможно мое сравнение покажется кощунством, но у меня это вызывает только одну ассоциацию – дрессировку цирковых животных (отношение к животным в современном мире и насилие над ними – это вообще отдельная тема для разговора). Так вот, можно ли сказать с уверенностью, что телесные наказания действительно благотворно влияют на воспитание ребенка? Конечно нет. Эти суровые методы лишь подавляют волю ребенка, ограничивают его действия под страхом физических наказаний. Ведь что такое воспитание? Воспитание – это целенаправленное формирование личности. Воспитание в первую очередь должно прививать ребенку нравственные качества. Но о какой нравственности может идти речь там, где физическая сила преобладает над слабостью? Именно поэтому в процессе воспитания главным инструментом будет объяснение ребенку того, что от него требуется. Ведь именно в детстве у человека формируется представление о мире, прививаются этические нормы и моральные ценности, происходит социализация личности. Поэтому необходимо укоренить в сознании ребенка с самого начала все те нормы и ценности, которые являются основополагающими в процессе воспитания и в формировании взрослой личности именно "мирными методами", чтобы не искажать представления о добре и зле, насилии и ненасилии с самого начала. Это очень важно, ведь главный, и даже единственный агрессор – это взрослый человек. Не общество в целом, а именно человек. Да, безусловно многие не согласятся нашим суждением, ведь агрессия не всегда исходит от самого человека, а зачастую является ответной реакцией на внешнее воздействие. Но именно этот факт, эта реакция и является своеобразной "лакмусовой бумажкой", показателем того, на что способен человек в той или иной ситуации.

       Особая роль в процессе становления личности отведена средствам массовой информации. Ведь СМИ воздействуют на поведение человека как напрямую, так и на подсознательном уровне. Именно СМИ информируют людей о том, что происходит в мире. Именно СМИ несут (или не несут) культуру в массы. К сожалению, на современном телевидении, радио, в прессе слишком много агрессии, не говоря уже о том, насколько сложна в этом плане ситуация в интернете. Люди настолько привыкли к сценам насилия, что на подсознательном уровне оно (насилие) становится нормой. "Проведенные исследования совершенно определенно свидетельствуют: насилие в телевизионных программах может иметь и имеет неблагоприятное воздействие на аудиторию." (см. 3) И это, на наш взгляд, является одной из самых серьезных проблем современности.

       Как пишет А.А.Гусейнов: "Нависшая над человечеством глобальная опасность – ядерная, экологическая, демографическая, антропологическая и другие – поставила его перед роковым вопросом: или оно откажется от насилия, "этики вражды", или оно вообще погибнет". (см. 4) Абсолютно верное утверждение. Любое оружие – это инструмент насилия. Как сказал великий русский классик А.П.Чехов, если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит. Это высказывание как нельзя лучше отражает неотвратимость войны в условиях, когда весь мир находится под властью ядерного оружия. Сложно сохранять спокойствие и поддерживать мирную межгосударственную политику, когда в любой момент в буквальном смысле слова может "рвануть".

       Я не случайно заговорила именно о ядерном оружии. Ведь если не будет оружия – не будет угрозы, не будет угрозы – не будет страха, паники и зависимости, не будет страха, паники и зависимости – следовательно, не будет и насилия. Здесь четко прослеживается связь. Это лишний раз доказывает то, что насилие и ненасилие – это не вопрос толпы, а вопрос каждого отдельно взятого человека, гражданина, личности.

       Необходимо отказаться от любой формы насилия, от проявления его в любом виде. Задача не из простых, но каждый человек должен осознавать то, что его собственное насилие над другими в конечном счете приводит к насилию над ним самим, так как он сам может стать жертвой насилия другого человека.

       Вернувшись к началу своего рассуждения, хочу напомнить тот факт, что из большинства древнейших цивилизаций до нашего времени дошли немногие, в частности Индия. Почему именно Индия? Можно долго рассуждать на эту тему. Можно предположить, что во многом,  сыграла свою роль религия. Главный закон и принцип этой религии – не убей. Причем это касается не только убийства людей, как в христианстве, но и убийства остальных живых существ. Индуизм, кришнаидство и другие религиозные течения в Индии коренным образом отличаются от всех остальных мировых религий, цивилизаций, а в наше время от всего остального мира. Отличие главным образом состоит в отношении к ценности жизни, причем не только жизни человеческой, но и к жизни всего живого на Земле. Это лишь пример, на котором легко показать ненасилие в отношении окружающего мира.

       Если заглянуть в мировую историю, то можно увидеть, что ни одна война не привела к мировому господству и не всегда давала те плоды, которые была нацелена получить нападающая сторона. Да, быть может война и может стать толчком к развитию: развитию техники, оружия, промышленности и т.д. Но какой ценой достается этот прогресс человечеству?! Не всегда цель оправдывает средства.

 

Сочинения курсовыеСочинения курсовые