Эссе на тему: «Контрактное партнерство в современном обществе: проблемы развития»
Автор: drug | Категория: Гуманитарные науки / Социология | Просмотров: | Комментирии: 0 | 07-01-2014 17:40

Контрольная работа

по дисциплине «Экономическая социология»

Эссе на тему: «Контрактное партнерство в современном обществе: проблемы развития»

 

 

Начнем с того, чтобы определить сущность понятия «контрактное партнерство». Это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений [1].

Также контрактное партнерство можно определить как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и ра­ботодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов [2].

Наиболее важными целями контрактного партнерства являются согласование и защита интересов каждой из сторон, содействие решению актуальных экономических задач. Контрактное партнерство позволяет скооперировать действия обеих (и более) сторон, выяснить условия для их успешного выполнения, определить долю и степень влияния сторон в совместном проекте.

Применим термин «контрактное партнерство» к России. Оставлять страну в социализме не имело смысла. После развала СССР перед правительством встал важный вопрос: как привести Россию от социалистического типа экономики к чему-то новому и более прогрессивному? Таким образом, в ходе многочисленных дискуссий у страны появилась цель – создать условия для формирования рыночного типа экономики. Также среди задач была обозначена следующая – прийти к демократии и гражданскому обществу. Как известно, ранее перечисленные цели невозможно осуществить без особых вспомогательных средств, неких предпосылок. Для формирования новой экономики нужно было приблизить ее к народу, сделать более доступной, следовательно, отсюда и возникновения принципа партнерства. Россия уже не могла диктовать народу свои условия в сфере экономики, как это было в СССР, поэтому необходимо было научиться договариваться с гражданами страны. Естественно, не со всеми, а наиболее предприимчивыми, с теми, кто могу внести свой вклад в становление новой экономической сферы.

Обобщая вышесказанное, могу сказать, что в данном случае контрактное партнерство стало неким инструментом для строительства будущего страны. Следует упомянуть, что в условиях всеобщей «растерянности» и неопределенности в экономической сфере появившаяся возможность объединиться была как нельзя кстати. Организации получили доступ к отбору партнеров и согласованию с ними условий совместной деятельности.

Государство потеряло свою прерогативу быть интегрирующим двигателем экономических процессов, именно поэтому партнерство получило предпосылку для дальнейшего развития.

Развитие по пути бюрократического рынка с присущими ему механизмами статусной конкуренции, с одной стороны, означало усиление роли контрактных начал в отечественной экономике, а с другой, вело к распаду государственно-патерналистской модели социального контракта [3].

Стоит упомянуть сущность понятия «патернализм» - это система отношений, которая основана на покровительстве некоторых зависимых объектов влиятельным субъектом. По моему мнению, именно падение патернализма в сфере экономики дало сильный толчок для контрактного партнерства.

Экономика и общество превращались в совокупность «сетевых» структур корпоративно-кланового типа, пронизывающих формально единую государственную иерархию. В результате при формальном господстве государственной собственности большая часть правомочий оказалась сосредоточенной в руках номенклатуры предприятий и ведомств, а также трудовых коллективов и местных органов власти. Сложившаяся ситуация была закреплена в ходе экономических реформ [3].

Считаю важным отметить то, что такие изменения расщепили авторитаризм экономики на несколько сфер: некая «правящая» роль государства, бюрократия (чиновники, которые были призваны регулировать новые общественные отношения и следить за более мелкими участками), крупные организации, корпорации и тому подобные элементы и более мелкие предпринимательства, в том числе и частные.

Таким образом было сформировано контрактное партнерство. С течением времени его охват и влияние возросли в разы. В настоящее время кажется невозможной сама мысль о том, что то, что сейчас называется бизнесом и предпринимательством, раньше являлось противозаконным деянием и по всей строгости наказывалось и пресекалось. Тем более, что уж говорить о возможности реализовать свой проект (бизнес, дело), прибегая к сотрудничеству с другими компаниями. Такого попросту не могло быть.

В настоящее время контрактное партнерство закреплено в нормативной системе Российской Федерации, существуют законы, дающие предписания и регулирующие его функционирование. К примеру, в Трудовом кодексе РФ обозначены стороны социального партнерства (а контрактное партнерство является его частью), уровни, выделены обязательства сторон и т.д.

Несмотря на относительную свободу действий контрактного партнерства в современном обществе, оно сталкивается с рядом проблем, которые оказывают существенное препятствующее воздействие на перспективы его развития. Рассмотрим их.

Одной из причин проблем развития контрактного партнерства в современном обществе может быть недостаточная разработанность нормативно-правовой базы, ошибочное применение теоретических разработок. Также считаю нужным отметить, что порой Россия не берет в расчет то, что ее стремление приблизиться к мировым и европейским стандартам и показателям оправдано и логично. Экономические модели должны исходить из особенностей страны, быть адаптированными к ней, подходить к уже существующей социальной реальности, а не к тому, что предположительно может быть через несколько лет. Мне хотелось бы привести цитату И. Дискина: «именно социокультурные факторы будут в решающей степени определять характер становления рыночных отношений» [4, с. 20].

Следующая причина торможения развития состоит в том, что развитое социальное партнерство, современные цивилизованные рыночные отношения требуют от людей определенных социальных норм поведения. Преобладающим сейчас является тип «экономического человека». Ему свойственно рациональное поведение, сильные мотивы личной выгоды, расчетливость и предприимчивость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. В нашем обществе сейчас преобладает модель «человека административного». Для него характерна привычка к подчинению и командованию. Предпринимательские установки распространены слабо, а социальная справедливость в массовом сознании воспринимается прежде всего как равенство в потреблении, но не в возможностях [5].

По моему мнению, одной из причин сложностей в развитии контрактного партнерства может быть неразработанность в нашей стране системы профсоюзов. Также можно сказать, что в целом социально-экономические программы России преимущественно направлены на перераспределение доходов, а не на то, чтобы стимулировать население к производству экономических благ и использованию для этого отечественных ресурсов.

Основная масса трудящихся России – люди индустриального и даже доиндустриального типа, которым свойственны исполнение заданного алгоритма действий, однообразие и относительная упрощенность трудовых функций, преимущественная зависимость от технологического ритма. Личность индустриального типа не склонна принимать решения, участвовать в самоуправлении, влиять на партнерские отношения. Совершенно не случайно в свое время провалилась идея развития самоуправления в трудовых коллективах, а в настоящее время ведутся разговоры и о свертывании местного самоуправления, доведение его до уровня квартала или улицы [5].

Подводя итог, можно сказать, что во многом на развитие контрактного партнерства влияет именно социальная среда, страна, в которой оно существует. Сюда входит не только политика государства, его действия и законы, но и сами граждане. Их менталитет в большинстве случаев определяет отношение к труду, к организации, к инициативе и риску. Решить все проблемы невозможно, со временем появляются новые, еще не изученные. Поэтому государство должно внимательно следить за тем, как в обществе соблюдаются законы, быстро реагировать на изменение ситуации, не гнаться за европейскими экономическими программами по урегулированию и улучшению контрактного партнерства, а создавать свои, которые будут учитывать особенности государства, его ментальность, возможности и перспективы.

 

Сочинения курсовыеСочинения курсовые