ЭССЕ Тема «Политика государства в области реализации алкогольной продукции и ее последствия»
Автор: drug | Категория: Гуманитарные науки / Экономика | Просмотров: | Комментирии: 0 | 03-01-2014 18:30

 

ЭССЕ

 

 

Тема «Политика государства в области реализации алкогольной продукции и ее последствия» 

 

 

 

Содержание

  1. Введение
  2. Различные варианты возможной политики государства
  • Увеличение налога на алкогольную продукцию
  • Установление фиксированной цены на продукцию
  • Сухой закон
  • Государственная монополия на алкоголь
  • Алкогольная политика других стран. Пример для России
  1. Выводы

 

Введение

 

Безусловно, одним из самых страшных врагов современного Российского общества является алкоголь. Издавна, любовь к алкоголю считалась типичной чертой русского национального характера, однако в последнее время неизменная составляющая русских праздничных застолий перешла в повседневный обиход.

           В России в 1914 - 1917 годах по сравнению со странами Европы был самый низкий уровень потребления алкогольной продукции - 0,83 литра абсолютного алкоголя в расчете на душу населения, но с середины 1970-х годов эта цифра значительно увеличилась. К началу 1990-х годов потребление составило 5,4 литра абсолютного алкоголя в год, а к 2008 году оно возросло до 10 литров, то есть в 1,8 раза.

            На сегодняшний день в Российской Федерации от отравления алкогольной продукцией умирает более 23 тысяч человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, - более 75 тысяч человек в год.[1]

            В связи с этим, для государства очень важно проводить политику, которая бы обусловила снижение потребления алкоголя. При больших возможностях в сфере реализации различных мер сокращения употребления алкоголя необходимо выбрать наиболее эффективную из них, и именно это я постараюсь сделать в своей работе.

 

Политика государства

 

Налоги

 

Наиболее популярная и широко реализуемая государством мера – введение налога. На сегодняшний день в России введен акцизный налог и НДС на алкогольную продукцию. В 2013 году размер акцизного налога на спиртосодержащую продукцию с объемом этилового спирта до 9% составляет 320 руб./л, на алкогольную продукцию свыше 9% — 400 руб./л.[2]

Несомненно, такой налог позволяет государству достичь сразу двух целей: расширить бюджет за счет налоговых поступлений и сократить потребление населением алкоголя.

Если государство увеличит размер акцизного налога, то, безусловно, сократится потребление алкоголя, т.к. при и без того немалой стоимости увеличение цены на данный продукт существенно скажется на объеме спроса.

По официальным данным, в 2015 г. ставки акцизов на большинство видов подакцизных товаров увеличатся в среднем на 20% по сравнению с 2014 г., на спиртосодержащую, слабоалкогольную продукцию — на 25%.[3]

Очевидно, что посредством такой меры государство хочет добиться максимально возможного отказа общества от употребления алкоголя. Если изобразить ее на графике, то видно, что при введении (увеличении) ставки акциза, образуется точка нового равновесия (из-за смещения одного из графиков), и новая равновесная цена больше старой, что сказывется на количестве потребляемого товара и уменьшает фрагмент CS (consumer surplus), т.е. экономию потребителя.

Следовательно, можно предположить, что введение высоких налогов на товары алкогольной продукции действительно приведет к сокращению объема спроса.

Однако нельзя забывать, что рынок алкоголя обладает большой сегментацией, поэтому с помощью данной экономической модели нельзя оценить ситуацию полностью, т.к. вполне возможно, что увеличение цен на алкоголь в целом не заставит потребителей полностью от него отказаться, а лишь вынудит выбрать другую марку/ другой напиток. Таким образом, общее количество потребителей алкоголя не изменится, а значит в целом общество по-прежнему будет столь же от него зависеть.

 

Фиксированная цена

 

Безусловно, самое прямое воздействие на спрос можно производить через цену, и если акциз это процент, а значит величина относительная, то государство может установить фиксированную цену на алкоголь. Таким образом, в случае установления высокой цены на каждый сегмент алкогольной продукции можно существенно сократить объем спроса на алкоголь, но лишь в том случае, если установленная цена сильно превышает равновесную.

Стоит заметить, что, несмотря на то, что ценовая эластичность спроса на алкоголь всегда считалась невысокой, в реальности она давно превышает по модулю единицу, а значит, спрос на данный товар эластичен.[4] Это можно объяснить тем, что люди, злоупотребляющие алкоголем, составляют при этом большую часть потребителей и  привычно считаются людьми зависимыми, а значит любое изменение цены не скажется на их желании тратить существенную часть средств на алкоголь. Однако,  если рассмотреть это с точки зрения дохода, то очевидно, что такие люди редко обладают постоянной и хорошо оплачиваемой работой, а значит существенное повышение цены на алкоголь заставит их отказаться от него. Но если более подробно рассмотреть данную ситуацию, то можно предположить, что из-за недоступности товаров алкогольной продукции общество может найти замену им в лице наркотиков или дешевых «заменителей», например, медицинский спирт и пр. Поэтому государству необходимо разумно оценивать ситуацию на рынке и в случае установления фиксированных цен, взвешивать возможные риски.

Кроме того, с помощью графического моделирования данной ситуации, очевидно, что при существенной разнице между равновесной ценой и новой рыночной образуется DWL, т.е. происходит значительная потеря благосостояния общества, причем в большом размере, а так же не приносит пользу ни обществу, ни государству.

 

Таким образом, государству необходимо с умом подходить к различным метаморфозам цен в данной сфере, так как кажущаяся на первый взгляд успешная антиалкогольная политика может обернуться существенными потерями для всего общества.

 

  Сухой закон

 

Одна из самых радикальных мер, возможных в отношении алкоголя, - абсолютный запрет производства, экспортирования, импортирования, употребления алкоголя, иными словами – сухой закон. Данная политика действительно может сократить, причем в большой степени, потребление алкоголя, и многие государства именно таким образом стараются оградить общество от него. Наиболее известный пример – сухой закон в США, принятый в 1919 году и действовавший до 1933. В настоящее время сухой закон действует более чем в 40 странах мира.

 

Причины, по которым вводится данный закон, вполне объективны: рост количества людей, зависимых от алкоголя, ухудшение здоровья населения, снижение производительности труда. Также могут быть и экономические причины, например, экономический кризис.

 

Данный закон, безусловно, имеет благую цель – защиту общества и поддержание экономики страны, но у него есть так же и весьма пагубные последствия. Например, в условиях действия сухого закона общество не всегда отказывается от алкоголя. Наоборот, люди начинают искать выход и «обходной путь». Таким образом, появляются такие напитки, как самогон, которые производятся незаконно, часто с нарушением санитарных норм и так же незаконно продаются. Вдобавок их употребление, возможно, несет в себе больший вред, так как градус таких напитков обычно существенно выше тех, которые легально реализуются на рынке.

 

Следовательно, такая политика государства может представлять собой под определенным углом некий замкнутый круг. Государство хочет оказать поддержку здоровью своих граждан => вводится сухой закон => появляются нелегальные промыслы производства алкоголя => общество по-прежнему или даже в большей мере страдает от употребления алкоголя. Это происходит, потому что за неимением альтернативы, выбора люди вынуждены отравлять свой организм высокоградусными алкогольными напитками собственного производства.

 

Таким образом, такая политика может равнозначно иметь и положительный, и отрицательный эффект. Нельзя также забывать, что подобные радикальные меры редко воспринимаются обществом спокойно, а значит, вполне возможны общественные выступления, массовые беспорядки, что существенно может сказаться на благосостоянии общества и экономике.

 

Государственная монополия на производство и продажу алкоголя.

 

Одна из наиболее применяемых в настоящее время мер – государственная монополия на производство алкоголя и его продажу. В таком случае государство контролирует не только исход, но и сам процесс производства товара. Следовательно, объем, качество производства и цена произведенного продукта всецело обуславливаются решением государства, а значит, обществу остается лишь примириться с ситуацией на рынке.

 

Однако, если продажа алкоголя полностью контролируется государством, это никогда не исключает последствий, которые оговаривались ранее и более подробно мною расписывались в предыдущих пунктах моей работы.

 

Очевидно, что даже абсолютный контроль государства не дает полной гарантии плановой реализации анти-алкогольной политики без каких-либо отрицательных последствий.

 

Пример для России.[5]

 

В моей работе мне хотелось также привести примеры стран с жесткой алкогольной политикой, проиллюстрировав тем самым рассмотренные ранее ситуации.

 

Итак, самая «непьющая страна» Исландия, имеет в своем арсенале защиты государственную монополию на производство и продажу алкоголя, запрет рекламы, а также высокое обложение налогами данные товары. Таким образом, потребление алкоголя, по официальным данным, составляет 6,3 литра в год на человека.

 

Немного больше – 7,8 литра алкоголя – потребляет в среднем человек за год в Норвегии. И если Исландия делает больший акцент на монополию государства, то в Норвегии упор делается на налог. Он в Норвегии по истине большой и составляет 44,9 % с одного литра спирта + налог с розничных продаж.

 

Третья страна, которую стоит рассмотреть, - Австралия. Там алкоголь потребляется человеком за год в размере 6,3 литров. Однако поражает, что при строгих мерах, аналогичных таковым в странах, упомянутых ранее, в Австралии вино имеет налог 0%, следовательно, даже в строгой политике есть некоторые недочеты.

 

Ориентируясь на данные примеры, можно сделать вывод, что реальную помощь в обеспечении разумной алкогольной политики может оказать комплекс мер, отмеченных в моей работе. Тогда велика вероятность, что посредством синтеза можно будет избежать некоторых недостатков, присущих каждой из заявленных мер.

 

 

Выводы:


Итак, очевидно, что государству необходимо обеспечивать проведение политики, способной обезопасить общество от страшного врага – алкоголя. С этой целью государством должен быть реализован комплекс мер – налогообложение или фиксированная цена, государственная монополия на производство и реализацию товара, элементы политики сухого закона и т.д.

 

Несмотря на то, что все эти меры по отдельности работают с одной целью – сократить потребление обществом алкоголя, лишь при совокупном применении можно минимизировать отрицательные последствия каждой из мер.

 

И наконец, стоит отметить, что для успешной реализации такой политики, необходимы не только экономические, но и социальные меры. Это может быть, например, социальная реклама, ведь нельзя забывать о том, что призма человеческого восприятия далека от объективной, и для того, чтобы реализовать цели, государству нужно пытаться изменить сознание общества.

 

Сочинения курсовыеСочинения курсовые