Особенности участия России в международном разделении труда | |
Автор: drug | Категория: Гуманитарные науки / Экономика | Просмотров: | Комментирии: 0 | 11-08-2013 19:37 |
- 1. Особенности участия России в международном разделении труда
- a. Внешние факторы, влияющие на углубление международного разделения труда
- b. Особенности участия России в МРТ
В конце 20-начале 21 столетий в МРТ (международном разделении труда) произошли и происходят существенные изменения. Эти изменения можно суммировать в 4 фактора:
- Международная экономическая интеграция. Страны, входящие в те или иные интеграционные блоки, участвуют в разделении труда в соответствии с их экономическими преимуществами или возможностями.
- Транснационализация производства и капитала. Она характеризуется переплетением производства и услуг между различными странами, поскольку к этому процессу имеют непосредственное отношение ТНК. Они создают в других странах дочерние компании, филиалы, открывают предприятия со 100% капиталом и осуществляют внутрикорпоративные поставки продукции не по мировым ценам, а по ценам, данной корпорации, что способствует повышению конкурентоспособности ТНК.
Россия также подключается к этому процессу, хотя институционально не всегда удачно. Например, к настоящему времени Россия подписала с 22 зарубежными фирмами контракты на производство автомобилей, но создаваемые российские заводы в автомобильной промышленности будут заниматься только сборкой. Такие заводы называются «отверточными», а комплектующие изделий и целые блоки будут производиться на филиалах других государств. Именно там создаются рабочие места для российской автомобильной промышленности. Почему не всегда удачно? Например, Китай требует, чтобы комплектующие изделий, запчасти и технологии ТНК передавали китайским производителям, а Россия не требует от ТНК этого.
- Интернационализация хозяйственной деятельности. Характеризуется расширением взаимосвязей и взаимодополняемости экономик разных стран, что обуславливает выход воспроизводственного процесса за национальные рамки.
- Глобализация хозяйственной жизни. Характеризуется созданием единого мирового производства и мирового рынка на равных условиях для индустриально развитых или развивающихся государств.
Участие России в международном разделении труда с учетом указанных факторов имеет ряд особенностей.
- Россия унаследовала от советского союза топливно-энергетическую экспортную базу, что не создает экономической и политической стабилизации в стране и обуславливает зависимость страны от козней мирового рынка, особенно цен на нефть. Исторически прискорбно то, что Россия, будучи крупнейшей союзной республикой в советское время, самостоятельно не участвовала в МРТ. Это определял общесоюзный центр. После развала СССР России пришлось начинать свое участие в МРТ с нулевой отметки, так как страны, входящие в совет экономической взаимопомощи (СЭВ, главным образом Восточной Европы), как и Россия, переориентировались на Запад. Однако их продукция далеко не всегда соответствовала европейским стандартам. Россия также при президенте Ельцине предпочла западный и, прежде всего, американский рынок. Однако российская продукция оказалась неконкурентоспособной ни в странах западной Европы, ни в Америке, а техническую помощь и, в первую очередь, технологию производства Запад нам не предоставлял и пока не предоставляет. Питерс «Исповедь экономического убийцы».
- На участие России в МРТ оказывают влияние процессы, происходящие в мировом производстве и мировом товарообороте. В последние годы наблюдается тенденция к существенному повышению темпов роста мировой торговли по сравнению с мировым производством. Если раньше на 1% роста мирового производства рост мирового товарооборота составлял 1,6%, то по итогам 2010 года мировое производство составило 3,5%, а мировой товарооборот – 14%, то есть теперь 4:1. России надо найти собственную нишу, чтобы вписаться в эту тенденцию
- Развитые страны («страны золотого миллиарда») активно осваивают нанотехнологии (наукоемкое производство), а развитые страны, оставаясь поставщиками сырья и энергоносителей, также включаются в производство товаров народного потребления на основе западных достижений в условиях НИОКР. По данному показателю наибольших успехов достигла Индия, специализирующаяся на программном обеспечении, Китай, который выпускает конкурентоспособное промышленное оборудование. Российская Федерация не создала новых отраслей и утратила позиции по ряду изделий советского времени. СССР производил наибольшее число станков в мире, хотя по качеству эти станки могли уступать западным образцам в производительности труда. Наряду с утерей станкостроения Россия не восстановила машиностроительную промышленность, авиастроение, судостроение. Средства стабилизационного фонда до сих пор находятся в ценных бумагах США, Великобритании и ЕС (меняются только доли).
- Россия в настоящее время презентует себя как член БРИК (+ЮАР). Бразилия, Китай и Индия внедряют новые технологии, создавая отрасли и выпуская на новой технико-экономической базе эти товары. Эти страны даже в кризисные 2008-2010 годы развивались со знаком «+». Россия за эти годы сократила объем национального дохода на 8%. После распада СССР Россия потеряла хозяйственные связи со многими бывшими союзными республиками в тех масштабах, в которых они сотрудничали с Россией. Падение объемов производства из-за развала СССР сократило объем производства в России на 40%, и эти потери надо восстанавливать.
- Роль нефти в формировании российского бюджета. Нефтедоллары в 2002 году обеспечивали немногим более 23% доходной части бюджета России. По предварительным итогам 2012 года доля нефтедолларов составит в доходной части госбюджета 45%. Но рискованно надеяться на рост цен на нефть. Наш современный бюджет рассчитан исходя из того, что 1 баррель нашей нефти на мировом рынке будет стоить 100 долл., баррель нефти Бренд (берется арабская нефть, она в отличие от нашей не требует рафинации, поэтому дороже на 12-16% российской нефти) – 116 долл. Некоторые экономисты предлагают в качестве выхода из серьезнейшего положения с экономикой России превратить в Россию в мирового экспортера зерна. 41 млн. распашной земли у нас не обрабатывается («бросовые» земли). Наряду с развитием сельского хозяйства экономисты считают необходимым улучшить транспортную структуру и освоить Северный Ледовитый океан для того, чтобы перевозить грузы из Азии в Европу. Также требуется улучшить инвестиционный климат, вести борьбу с коррупцией, покончить с монополизацией экономики.
По данным таможенной статистики в 2011 году Россия имела товарооборот объемом 821 млрд. 300 млн. долл., в том числе экспорт 516 млрд. долл. и импорт 305,3 млрд. долл. внешнеторговое сальдо составило 210,7 млрд. долл. Экспорт увеличился на 30%, но исключительно за счет роста цен на нефть и газ, но не за счет увеличения объемов экспорта и энергоносителей.
Структура экспорта РФ остается по-прежнему топливно-сырьевой. На долю топливно-энергетических ресурсов в 2011 году приходилось 72,6% при экспорте в промышленно-развитые страны, в том числе на сырую нефть – 52,9%.
Вслед за нефтью и газом третью группу составляют металлы, которые в основном идут в Китай, юго-восточную Азию, гораздо меньше идут в Европу.
Удельный вес машин и оборудования в общем экспорте страны сокращается. В свое время Россия поставляла в ГДР 3 млн. тонн нашего металла.
«Голландская болезнь» душит Россию и поныне.
Два года назад Россия экспортировала 4,6% промышленного оборудования, в этом году – 3,5%. Тенденция к снижению удельного веса машин и оборудования в нашем экспорте.
Импорт
Россия придерживается политики импорта товаров, имеющих неоценимое значение для выживания страны. Это, в первую очередь, импорт продовольствия, без которого нация не может выжить, импорт продукции фармацевтической промышленности, поскольку национальная фармацевтика способна обеспечить только 20% внутренних потребностей.
По итогам 2011 года в импорте России доминировало промышленное оборудование и автомобили, в первую очередь легковые (почти 1 млн.). На эту группу товаров падает 51% российского импорта. Вторую товарную позицию занимает продовольствие. На долю продовольствия падает 13,5% российского импорта. Хотя с конца 2011 и на протяжении 2012 года Россия сократила импорт продовольственных товаров и сырья для их производства на 35%. Третью позицию занимает продукция химической промышленности, включая фармацевтические препараты. На долю этой группы приходится более 7% российского импорта. На четвертом месте стоит импорт пило лесоматериалов и продукции целлюлозно-бумажной промышленности. Эта группа товаров составляет немногим менее 4% общего импорта. 2 % нашего импорта составляют ткани, обувь и прочие товары «носильного» характера. В 2011 году Россия импортировала свыше 90 млн. (или тыс.???) пар кожаной обуви, но основными поставщиками являются Турция, Китай, гораздо меньше Италия и Франция.
По итогам 2011 года на первое место во внешнем товарообороте с Россией вышел Китай, товарооборот с которым составил 87 млрд. долларов, а оттесненная с первого места Германия заняла второе место, товарооборот с Германией составил 71 млрд. долл. С США российский товарооборот носил консервативный характер пока действовала поправка к торговому договору …, Томсона и Джексона (поправка трех конгрессменов). В 2011 году внешний товарооборот России и США равнялся 31 млрд. долл. В середине ноября 2012 года, когда Россия стала членом ВТО, США вынуждены были отменить поправку трех конгрессменов, так как она стала мешать США в их глобальной политике.
Внешнеторговые и внешнеэкономические связи в целом оказывают определенное влияние на внешнюю задолженность той или иной страны, в том числе это касается и РФ.
Внешняя задолженность РФ берет начало со времен Горбачева, когда Горбачев обременил страну внешними кредитными заимствованиями. Общая сумма задолженности СССР к началу распада страны составляла 75 млрд. долл. При распаде СССР западные кредиторы поставили вопрос перед всеми вновь образованными на постсоветском пространстве государствами о выплате этого долга.
Россия взяла на себя выплату этого долга при ряде условий:
1) Чтобы золотые запасы СССР полностью перешли России (300 тонн – примерно годовая добыча СССР золота)
2) Чтобы все здания (здания посольств, культурных ценностей) за границей перешли под юрисдикцию РФ
3) Чтобы все имущество вместе с автомобилями загранпредставительств СССР полностью перешло в пользу РФ
4) СССР ко времени распада был участником 2000 совместных предприятий в капиталистических странах.
Страны, входившие ранее в СССР, потребовали 17% от золотых запасов.
На сегодняшний день сумма долга минимальна: 1,1 млрд. или 800 млн. долл.
К концу правления Ельцина Россия была чемпионом мира по внешней задолженности, но страну выручили нефтедоллары. Сейчас государственный долг составляет 35,8 млрд. долл. Это госдолг МВФ, Парижскому и Лондонскому клубу. Однако в эту сумму не входят 32 млрд. долл., которые задолжала Россия международным финансовым организациям, прежде всего Парижскому клубу, и были временно отложены для расчета с этим клубом на 20 лет. Причем процент по этому долгу растет. По самым скромным подсчетам, мы должны платить не 35,5, а 80 млрд. долл. Пока их никто не требует.
Кроме государственного долга коммерческие структуры и крупные банки России набрали кредиты в зарубежных коммерческих фирмах и банках.
Внешние задолженности РФ на начало 2012 года.
Категория долга |
Сумма, долл. |
Государственный внешний долг |
35,5 млрд. |
Задолженность перед официальными кредиторами – членами Парижского клуба, не являющаяся предметов реструктуризации |
|
|
|
|
|
|
|
Управление внешнеэкономическими связями
- Регулирование международных экономических отношений в глобальном масштабе
- Управление внешнеэкономическим комплексом на государственном уровне
Длительное время внешнеторговые отношения никакими государственными или межгосударственными институтами не регулировались. Они обслуживались купеческим капиталом, а субъектами сделок выступали разъездные купцы. Их деятельность способствовала созданию торгового обычая, представляющего собой отработанную и повторяющуюся систему отношений между купцами разных стран. Но купеческий обычай строился на полном доверии партнеров по торговым сделкам. Позднее, когда формировались централизованные государства, функцию регулятора внешней торговли они брали на себя.
Появились первые государственные документы в форме соглашений о торговле.
Требовались унифицированные нормы и правила внешнеторговых отношений. И первым институтом, который пытался регулировать внешнеторговые связи, была лига Наций. На смену Лиги наций пришла ООН с экономическими и социальными службами, к которым относятся экономический и социальный совет ООН – ЮКОСОС, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ВТО и другие организации.
В пределах ЭКОСОС ООН функционируют региональные комиссии ООН:
1) Евразийская комиссия ООН с местоположением в Женеве. В эту комиссию входят все европейские страны – члены ООН, США, Великобритания, Канада.
2) Экономическая и социальная комиссия по развитию стран Азии и Тихого океана. Сюда входят все страны Азии, за исключением Западной Азии, Арабских государств, Египта, а также страны Океании, США, Франция, Великобритания.
3) Экономическая комиссия ООН для стран западной Азии. В состав входят все арабские государства Азии, Египет, Израиль и государство Палестина.
4) Комиссия ООН для развития стран Африки. В нее входят все африканские страны без европейцев.
5) Экономическая комиссия для развития стран Латинской Америки с местоположением штаб-квартиры в Сантьяго. В эту комиссию входят все страны Латинской Америки, США, Великобритания, Франция, Нидерланды, Испания.
Помимо комиссии по экономическому развитию, важное значение имеет фундаментальный документ ООН – Устав ООН. В этом документе изложены основные принципы по установлению и поддержанию миропорядка.
- Одним из таких принципов является суверенное право таких государств – независимо от величины государств, населенности, территории, каждая страна-член ООН имеет 1 голос.
- Невмешательство одной страны в дела другой.
- Неприменение силы или угрозы силы.
- Целостность государственных границ и их неприкосновенность как они сложились после второй мировой войны.
- Соблюдение всеобщих прав человека.
- Самоопределение народов и наций.
- Добросовестное выполнение международных обязательств каждым государством.
Эти принципы, с одной стороны, являются основными документами ООН по регулированию межгосударственных отношений, а с другой стороны, они входят в международную экономическую политику, то есть каждая страна в своей международной экономической политике должна руководствоваться этими принципами, поэтому эти принципы составляют канву международного экономического права.
Международное экономическое право – совокупность норм и правил, которыми обязаны руководствоваться государства во внешнеэкономических связях. Кроме того, МЭП базируется и на собственных принципах, одним из которых является суверенное право государств на свои природные ресурсы.
Второй принцип – неприменение экономической дискриминации.
Третий принцип – предоставление режима наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствующей нации). Этот принцип реализуется на двусторонней основе.
Четвертый принцип – национальное право. Данный принцип также регламентируется на основе двусторонних и многосторонних соглашений. и означает предоставление зарубежным гражданам и фирмам-нерезидентам одинаковых условий с гражданами собственного отечества или национальными фирмами.
Пятый принцип – допуск к морю и от моря к национальной территории стран, лишенных выхода в Мировой океан.
Шестой принцип – реализация … означает, что две или более стран разрабатывают соглашения о взаимной отмене или снижении таможенных пошлин во внешней торговле, то есть предоставление определенных преференций (льгот), они могут касаться и номенклатуры товаров и цен товаров.
В рамках ООН немаловажный вопрос в регулировании внешнеэкономических связей играла и играет ЮНКТАД – конференция ООН по торговле и развитию. Однако в современных ЮНКТАД конкурирует с ВТО по ряду вопросов внешнеэкономических связей. Главное противоречие между ними состоит в том, кто будет доминировать на международной арене. ЮНКТАД ссылается на то, что она имеет возможность в той или иной степени регулировать внешнеэкономические связи в рамках ООН, членами которой являются 193 государства, а ВТО объединяет 156 стран.
На глобальном уровне такое регулирование осуществляется на национальном (или государственном). Государство регулирует внешнеэкономические связи двумя методами – экономическим и административным. К экономическим методам относятся такие методы, которые снижают конкуренцию импортных товаров и обеспечивают защиту отечественных продуктов. К таким мерам относятся таможенные экспортные или импортные пошлин, налоги, сборы. Административные методы включают в себя количественные ограничения экспортируемых или импортируемых товаров через …, лицензирование, иные запретительные меры, не влияя на внутренние цены.