Задания по психологии для студентов 4 и 5 курсов (с приложением)
Автор: drug | Категория: Гуманитарные науки / Социология | Просмотров: | Комментирии: 0 | 24-02-2013 14:48
Задания по психологии для студентов 4 и 5 курсов (с приложением)

Вся документация по психологии помещается в отдельную папку «Отчетная документа¬ция по педагогической практике (психология)» и сдается на кафедру психологии в течение 2-х дней после окончания педагогической практики (в приложении 1 приводиться образец оформления титульного листа папки). В этот же срок сдается отчетная документация групповому руководителю и методисту по педагогике.
Без дневника педагогической практики отчет считается недействительным!

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА
В папке должны содержаться следующие документы:
Дневник педагогической практики.
Психологический анализ 2-х уроков, посещенных студентами по своей специальности. Один анализ урока сокурсника и один анализ урока учителя-предметника. (Приложение 2). На один из трех уроков составьте нотограмму занятия (Приложение 4).
Самоанализ 1-го урока (Приложение 9).
Психолого-педагогическая характеристика личности одного учащегося. (Приложение 3). Для этого рекомендуется заполнить схему изучения личности ученика (обязательно прилагаются материалы проведенных исследований)
Психологический анализ 1-го внеклассного мероприятия, посещенного студентом в ходе педагогической практики (по выбору студента: анализ внеклассного мероприятия сокурсника, педагога образовательного учреждения или самоанализ). (Приложение 5).
Оценочный лист для оценки качества выполнения заданий по психологии (Приложение 6).

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА
В папке должны содержаться следующие документы:
Дневник педагогической практики.
Психологический анализ 2-х уроков, посещенных студентом по своей специальности. Один анализ урока сокурсника и один анализ урока учителя-предметника. (Приложение 2). На один из трех уроков составьте нотограмму занятия (Приложение 4)
Самоанализ 1-го урока (Приложение 9).
Психологический анализ 1-го внеклассного мероприятия, посещенного студентом в ходе педагогической практики (по выбору студента: анализ внеклассного мероприятия сокурсника, педагога образовательного учреждения или самоанализ). (Приложение 5).
Оценочный лист для оценки качества выполнения заданий по психологии (Приложение 6).
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива (Приложение 7) на основе социометрического исследования (Приложение 8) с приложением материалов проведенного исследования. Обязательна интерпретация теста для определения уровня взаимоотношений, степени развитости коллективных отношений, группировок и т.д. Социометрическое исследование студент-практикант должен выполнить в полном объеме авторского варианта (См. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов-на Дону: «Феникс», 2001.- 704 с.).
Приложение 1.
Титульный лист папки.

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Набережночелнинский государственный педагогический институт»
Факультет ___________________
Кафедра «Психологии»

Отчетная документация
по педагогической практике (по психологии)

студента IV (V) курса, ОДО(ОЗО), РО(ТО) гр.________

____________________________________
(ФИО студента)



Место прохождения практики:

Срок практики: с « » _____200_ г. по «___» ____________200 г.

Факультетский руководитель_____________________________
(ФИО методиста)
Групповой руководитель практики_________________________
(ФИО методиста)
Методист по специальности______________________________
(ФИО методиста)
Методист по психологии ________________________________
(ФИО методиста)




Дата сдачи отчетной документации______________

Регистрационный номер________________________

Отметка о проверке____________________________

Подпись методиста по психологии________________



Набережные Челны – 200_


Приложение 2
Схемы психологического анализа урока, примерная схема самоанализа урока

Схема психологического анализа урока 1

1. Класс, урок (по счёту), учебный предмет, тема, задачи, учитель, дата.
2. Готовность к занятию:
а) подготовленность учителя к уроку;
б) подготовленность классного помещения и учащихся.
Внимание учащихся на уроке.
3.1.Приёмы организации внимания:
непосредственное внимание;
подчёркивание значимости информации и т.д.
3.2.Организация внимания по этапам урока:
вхождение учителя в класс, приветствие;
начало занятия и т.д.
3.3.Поддержание активного внимания:
во время опроса;
во время подачи нового материала;
при повторении, закреплении и т.д.
3.4.Сосредоточенность внимания.
3.5.Случаи рассеянности, отвлечений.
3.6.Виды проявляющегося внимания:
непроизвольного;
произвольного;
послепроизвольного, их смена.
3.8.Переключение внимания:
от опроса к объяснению нового материала;
от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.;
как переключались «быстрые» и медлительные ученики;
приемы переключения внимания;
название новой темы – запись ее на доске;
подчеркивание значимости материала;
пауза, разрядка и т.д.
Восприятие учебного материала.
4.1.Подготовка учащихся к восприятию материала урока:
мотивация;
постановка цели;
установка;
интерес, любопытство, удивление и т.д.
4.2.Особенности наглядных иллюстраций, их применение:
схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия;
моделирование содержания материала и способов действий учащихся;
иллюстрации того, что описывает учитель словами;
функции наглядности.
4.3.Осмысленность восприятия:
по возникновению у учащихся вопросов;
по высказываниям и дополнениям учащихся;
пояснение учителем словом наглядного материала
4.4.Формирование наблюдательности учащихся
фиксирование общего, существенного;
постановка цели наблюдения;
выделение этапов наблюдения;
подведение итогов.
4.5. Избирательность восприятия:
отсутствие лишней детализации;
структура объекта (расчленение на части и др.);
выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др.
Мышление учащихся на уроке.
5.1. Применяемые методы на уроке:
рассказ, беседа, лекция;
программированное, проблемное изложение;
учебные ситуации.
5.2. Мотивация мыслительной деятельности учащихся.
5.3. Формирование понятий.
5.4. Общение в процессе обучения:
позиция учителя и учащегося в группах.
5.5. Использование приёмов активизации мышления учащихся.
проблемные учебные ситуации;
обсуждения, дискуссии;
«мозговой штурм» и др.
5.6. Характер вопросов, формулируемых учителем:
требующих простого воспроизведения знаний;
направляющих процесс анализа и др.;
побуждающих рассуждать, сравнивать, противопоставлять и т.д.
вскрывающих причинно-следственные связи
5.7. Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач:
умение рассуждать (суждения и умозаключения);
умение сопоставлять, обобщать, делать выводы;
выделять существенные признаки понятий;
связывать понятия с практикой.
5.8. Проявление мыслительных операций при изложении учителем учебного материала:
анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.
5.9. Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся.
6. Память в познавательной деятельности учащихся.
6.1. Приёмы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминания учебного материала:
цель и план урока, запись их на доске;
установка и запоминание: прочность, осмысленность, точность, принять к сведению, общий смысл и др.
запись определений, трудных слов, дат, составление графиков, таблиц ООД (основа ориентировочной деятельности) и т.д.
6.2. Виды памяти, используемые на уроке:
наглядно-образная;
словесно-логическая;
эмоциональная;
двигательная.
6.3. Обучение учащихся методам продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома:
смысловая группировка материала;
установление ассоциаций по сходству, контрасту, смежности и др.;
составление плана, тезисов, конспекта;
свертывание материала в логические модели содержания и способов действия
6.4. Актуализация памяти учащихся.
Поведение учителя.
7.1. Встреча учителя с классом.
7.2. Внешний вид. Одежда. Причёска.
7.3. Психическое состояние учителя
положительное: спокойствие, уверенность, энергичность, доброжелательность и др.
отрицательное: скованность, нерешительность, раздражительность, апатия и др.
7.4. Манера обращения к учащимся:
доброжелательное, уважительное;
требовательное, строгое;
оскорбительное (насмешки, прозвища и др.);
способность проникнуть во внутренний мир ученика;
«эмоциональный климат» в классе.
7.5. Речь учителя:
громкость, темп, дикция, паузы;
выразительность, эмоциональность;
мимика и пантомимика.
7.6. Организация учебной работы:
руководство самостоятельной работой учащихся;
взаимный контроль, соревнование;
комментирование выполняемой работы и т.д.
7.7. Замечания учителя:
по культуре речи, логике изложения;
по дисциплине, манере поведения;
по отношению к товарищам.
Результаты урока.
8.1. Достигнута ли цель урока:
по организации учебной деятельности учащихся;
по наличию интереса;
по организации внимания;
по развитию психических процессов;
по уровню усвоения учебного материала;
по воспитанию учащихся и др.
8.2. Значение материала урока для учащихся:
познавательное, научное;
эстетическое (нравственное);
эстетическое (художественное);
практическое (деловое);
социальное (общественное);
воспитательное (педагогическое);
личностно-значимое
8.3. Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания.


Схема психологического анализа урока 2

1. Создание положительной мотивации
Требовательность к учащимся; аппеляция к чувству долга и ответственности; создание проблемных ситуаций; связь с жизнью, подчеркивание важности материала; эмоциональность изложения; использование ТСО, интересных фактов и иллюстраций; постоянный контроль и оценка деятельности учащихся.
О положительной мотивации учащихся можно судить по следующим проявлениям: внимательность учащихся, вопросы к учителю, активная работа учащихся, высказывание собственных суждений, инициативное обсуждение вопросов учащимися, рабочая обстановка в классе и т.д.
2. Организация внимания
Создание установок на сосредоточение внимания; последовательность и логичность изложения материала; подчеркивание важности и значимости материала; постановка вопросов к учащимся; использование наглядности и ТСО; эмоциональная насыщенность; оптимальный темп и ритм урока; внешний вид учителя и т.д.
О сосредоточенности, устойчивости, распределении и переключении внимания свидетельствует: поглощенность деятельностью, отсутствие посторонних разговоров, занятий посторонними делами; соответствие ответов поставленным вопросам; длительность продуктивной работы; одновременное выполнение разных действий (слушание и ведение записей и т.д.); скорость перехода от одного задания к другому.
3. Организация восприятия учебного материала
Четкая постановка целей и задач; последовательность и доступность изложения; выделение существенного в материале; четкость инструкций относительно заданных видов работы (упражнения, наглядность, ТСО и т.д.).
О точности и осмысленности восприятия свидетельствуют: выделение учениками в материале существенного, отсутствие ошибок в ответах; соответствие ответов поставленным вопросам.
4. Организация работы памяти
Последовательность и доступность изложения; создание установок на длительность, полноту, точность запоминания; постановка вопросов, включение запоминаемого материала в активную интеллектуальную обработку (сравнение, составление планов, схем и т.д.); эмоциональная насыщенность изложения; использование наглядности, ТСО.
О проявлениях осмысленной и механической, произвольной и непроизвольной памяти свидетельствуют: ответы своими словами или дословное воспроизведение материала; свободное оперирование материалом или зависимость от ассоциаций; выделение существенных или второстепенных фактов и деталей.
5. Организация деятельности мышления
Создание проблемных ситуаций; четкая постановка вопросов; организация операций анализа, сравнения, обобщения; создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам, использование различных видов творческих работ.
О самостоятельности, эвристичности, обобщенности и гибкости мышления свидетельствуют следующие проявления: наличие у учащихся собственных суждений, выводов, оценок, своего подхода к теме, вопросу: легкость улавливания общего в отдельных фактах; подход к одному и тому же материалу с разных сторон; самостоятельная постановка учащимися вопросов учителю и товарищам.




Примерная схема самоанализа урока (занятий)

Аргументация поставленных целей и задач в их единстве (образовательно-развивающие, воспитательные).
Анализ содержания урока. Взаимосвязь содержания с поставленными задачами. Удавшиеся и негативные моменты урока.
Изменения, внесенные по ходу урока в его структуру, содержание и организацию (причины?).
Оценка собственного поведения.
Степень реализации поставленных целей и задач.
Оценка занятия в целом.


Необходимо помнить, что любой вариант психологического анализа должен включать в себя три главных, неизменных аспекта (звена):
анализ деятельности учителя по организации учащихся;
анализ деятельности учащихся;
анализ эмоциональной связи между учителем и учащимися.


Приложение 3

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА

1. Общие сведения об ученике. (Ф.И.О, класс, школа, продолжительность обучения с одноклассниками, общее физическое развитие и отношение к спорту, условия быта и жизни в семье, успеваемость).

2. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе:
а) общая характеристика класса (развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива);
б) положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем это определяется);
в) отношение к одноклассникам (любит их, равнодушен, дорожит мнением коллектива, с кем дружит, на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами);
г) доволен ли своим положением в коллективе, какое положение хотел бы занять; - провести диагностику уровня самооценки.
Д) отношение к учителям (есть ли контакт, любит, уважает или конфликт).

3. Учеба:
а) успеваемость (преобладающие оценки, одинаково ли успевает по разным предметам). Уровень знаний.
Б) кругозор, начитанность;
в) развитие речи (ее образность, эмоциональность, запас слов, умение выразить свою мысль письменно и устно);
г) интерес к занятиям и отношение к учению (какие предметы вызывают больший интерес, как относится к отметке, похвале и порицанию учителей и родителей, основной мотив учебной деятельности);
д) способность к учению :
особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость) ;
осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;
уровень и характер развития памяти (образной, словесно-логической, эмоциональной, произвольной, непроизвольной, объем памяти, быстрота запоминания и прочность сохранения).
развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, самостоятельность, аналитичность, быстрота и прочность усвоения );
развитие воображения (творческое воображение в различных видах учебной деятельности)
е) организованность и умение учиться (соблюдение режима дня, самостоятельность в работе над книгой и
при заучивании материала, умение составлять конспект и т.п.).

4. Труд :
а) отношение к труду (уважает или относится пренебрежительно и т.д.);
б) какие имеет трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает?
В) какие виды труда предпочитает?

5. Направленность личности и специальные способности.
А) интересы (перечислить все, чем интересуется уч-ся, отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности; если ученик серьезно занимается какой-либо областью знаний, то следует осветить этот вопрос подробно; что любит читать и что читает;
б) убеждения, мечты, идеалы школьника. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов поведения
в) если особые способности к какой-либо деятельности (к музыке, рисованию, математике и т.д.) и в чем они проявляются?
Г) о чем мечтает и чем намеревается заняться в будущем.

6. Дисциплинированность.
а) общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность);
б) выполнение школьного режима (соблюдает, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время и пр.);
в) выполнение требований взрослых (охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно).
Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины, если они имеют место быть.
7. Особенности характера и темперамента.
А) ярко выражены положительные и отрицательные черты характера:
- черты направленности личности (по отношение к людям, учебе, труду, самому себе : чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.);
- волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость и т.д.);
б) выражение особенностей темперамента ;
в) преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), его устойчивость.

8. Общие психолого-педагогические выводы.
А) основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Определить уровень его умственного развития (низкий, средний, высокий);
б) определить уровень нравственной, эстетической, экологической воспитанности школьников. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (например, условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т.д.);
в) определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы со школьниками.


ТЕСТ «САМООЦЕНКА»
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 275 с.
Инструкция: Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей представления об этих качествах неодинаковы, а поэтому не совпадают результаты самовоспитания.
Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в 2 этапа.
ЭТАП 1.
Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами 1, 11, 111, 1V.
Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, кот более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько – каждый решает сам.
Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Далее приступайте ко 2-му набору качеств – и так далее до конца. В итоге вы должны получить 4 набора идеальных качеств.
Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводиться толкование этих качеств.

Межличностные отношения, общение.
Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.
Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.
Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.
Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.
Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.
Общительность – способность легко входить в общение.
Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.
Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
Откровенность – открытость, доступность для людей.
Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.
Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

Поведение.
Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
Гордость – чувство собственного достоинства.
Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.
Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.
Энергичность- решительность, активность поступков и действий.
Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.
Инициативность – стремление к новым формам деятельности.
Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.
Настойчивость – упорство в достижении целей.
Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.
Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

Деятельность.
Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.
Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.
Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.
Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.
Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.
Собранность – сосредоточенность, подтянутость.
Точность – умение действовать как задано, в соответствии с образцом.
Трудолюбие – любовь к труду, общественно-полезной деятельности, требующей напряжения.
Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.
Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
Аккуратность – соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.
Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.
Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.
Последовательность – умения выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
Работоспособность – способность много и продуктивно работать.
Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

Переживания, чувства.
Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.
Веселость – беззаботно-радостное состояние.
Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
Нежность – проявление любви, ласки.
Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.
Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.
Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.
Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.
Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.
Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.
Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.
Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
Любвеобильность – способность сильно и многих любить.
Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
Сдержанность – способность удерживать себя от проявления чувств.
Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.
Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.
Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

ЭТАП 2.
Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Перейдите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

О б р а б о т к а:
Посчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств:
Р = ________________
Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами:
И = ________________
Вычислите их процентное отношение:
П = Р:И х 100%
Результаты сопоставьте с оценочной шкалой.

Оценочная шкала

Пол У р о в н и с а м о о ц е н к и
Неадекватно низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно высокий
Мужской 0-10 11-34 35-45 46-54 55-63 64-66 67
Женский 0-15 16-37 38-46 47-56 57-65 66-68 69


Тест «Логически-понятийное мышление. Образование сложных аналогий»
Ход работы: В «Образце» расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения, например,”Овца – стадо” – часть и целое, “Малина – ягода” - определение, “Море – океан” – различаются в количественном отношении и т.д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых испытуемые должны сопоставить с одним из образцов, указав номер аналогичного образца.

Например, «Глава – роман» аналогично «Овца – стадо» по принципу : часть и целое, значит ставим цифру 1.

Образец: 1.Овца – стадо
2.Малина – ягода
3.Море – океан
4.Свет – темнота
5.Отравление – смерть
6.Враг – неприятель
КЛЮЧ : КЛЮЧ: Материал: 1.Испуг – бегство 5 11.Десять – число 2
2.Физика – наука 2 12.Праздность – безделье 6
3.Правильно – верно 6 13.Глава – роман 1
4.Грядка – огород 1 14.Покой – движение 4
5.Похвала – брань 4 15.Бережливость – скупость 3
6.Пара – два 6 16.Прохлада – мороз 3
7.Слово – фраза 1 17.Обман – недоверие 5 8.Бодрость – недоверие 4 18.Пение – искусство 2 9.Свобода – независимость 6 19.Капля – дождь 1
10.Месть – поджог 5 20.Радость – печаль 4

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ :

Количество
ошибок
Баллы
Уровень развития понятийного мышления
0 5 Очень высокий уровень логически-понятийного мышления, безошибочно «улавливается» логика понятий в своих и чужих рассуждениях
1 4 Хороший уровень, выше, чем у большинства людей, умеет логически четко выра-
жать свои мысли в понятиях
2 3 + Хорошая норма большинства людей, редко бывают неточности в использовании
понятий
3 – 4 3 Средняя норма, подчас допускаются ошибки, неточности в использовании понятий
5 – 6 3 - Низкая норма, часто «путано»,неточно выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения
7 и более 2 Ниже среднего уровня понятийного мышления, либо русский язык не является «родным»,человек не различает разницы понятий



МЕТОДИКА «РАССТАНОВКА ЧИСЕЛ»
(Предназначена для оценки произвольного внимания).

Инструкция : «В течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя».
Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма – 22 числа и выше

БЛАНК ДЛЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ :


16 37 98 29 54

80 92 46 59 35

43 21 8 40 2

65 84 99 7 77

13 67 60 34 18


БЛАНК ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ :










МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течении 20 сек. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция: Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать числа, которые вы запомнили.

13 91 47 39
65 83 19 51
23 94 71 87
Оценка кратковременной зрительной памяти производиться по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма - 7 и выше.







ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА
КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Цель исследования: определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.
Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.



Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.
Инструкция испытуемому: «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде «Пишите!», запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!»

Обработка результатов

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:
– ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»;
– наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;
– количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;
– коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:



Пк – обозначение объема кратковременной памяти;
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
n– число серий опыта, в данном случае – 4.

Анализ результатов

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

Шкала оценки уровня кратковременного запоминания
Коэффициент объема памяти /Пк/ Уровень кратковременного запоминания
10
8-9
7
6-5
3-4 очень высокий
высокий
средний
низкий
очень низкий

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.
Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.
Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.



ИССЛЕДОВАНИЕ
ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ

Цель исследования: определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий.
Материал и оборудование: наборы слов теста для запоминания, протокол исследования, бумага для записи, ручка, секундомер.

Процедура исследования

Исследование состоит из двух опытов и проводится с одним испытуемым.

Опыт №1

Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.
В опыте используется классический метод удержания членов ряда. Экспериментальный материал состоит из 20 не связанных между собой простых слов, состоящих из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача запомнить предъявляемые слова и по команде воспроизвести их на бумаге для записей. Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2 с. После окончания чтения через 10 с испытуемому предлагается воспроизвести вслух или записать на бумаге запомнившиеся слова в любом порядке. Экспериментатор отмечает у себя в протоколе те слова, которые воспроизведены правильно. Ошибочно воспроизведенные слова фиксируются в примечании. Протокол исследования выглядит следующим образом.



Инструкция испытуемому. «Я буду читать Вам ряд слов, слушайте меня внимательно и постарайтесь их запомнить. Когда я кончу читать слова и скажу «Говорите!», назовите те слова, которые Вы запомнили, в том порядке, в каком они Вам вспоминаются. Внимание! Начали!»
Слова для запоминания в опыте 1.

1. Рыба 6. Власть 11. Белка 16. Чулки
2. Бунт 7. Огонь 12. Песок 17. Волк
3. Бант 8. Кофта 13. Зубы 18. Завод
4. Нога 9. Хлеб 14. Окно 19.Лилия
5. Сено 10. Совок 15. Ручка 20. Пирог

По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким способом он старался запоминать слова. Этот отчет и наблюдения экспериментатора записывают в протокол.

Опыт №2

Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей.
В опыте используют метод удержания пар слов. Так же, как и в первом опыте, слова состоят из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слов и запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов – 2 с. После окончания чтения экспериментатором нижеприведенных пар слов для запоминания, через 10 с он снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары. В протоколе второго опыта отмечают правильно воспроизведенные слова, причем ошибочные – фиксируют в примечании.
Инструкция испытуемому: «Я назову Вам пары слов. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить вторые слова каждой пары. Когда я закончу чтение этих пар, то буду снова читать первые слова, а Вы в ответ на названное первое слово отвечайте запомнившимся вторым словом этой же пары. Внимание! Приготовились слушать и запоминать!»
Слова для запоминания в опыте 2:

1. Курица – яйцо 11. Перо – бумага
2. Кофе – чашка 12. Закон – декрет
3. Стол – стул 13. Грамм – мера
4. Земля – трава 14. Солнце – лето
5. Ложка – вилка 15. Дерево – лист
6. Ключ – замок 16. Очки – газета
7. Зима – снег 17. Туфли – обувь
8. Корова – молоко 18. Полка – книга
9. Вино – стакан 19. Голова – волосы
10. Печка – дрова 20. Голос – певец

По окончании опыта экспериментатор записывает в протокол словесный отчет испытуемого и свои наблюдения об особенностях запоминания слов.
Обработка результатов
По каждому из двух опытов подсчитывают количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Данные заносят в сводную таблицу:

Слова, воспроизведенные Опыт 1 Опыт 2
правильно
неправильно

Анализ результатов

Анализируя результаты запоминания двух опытов, и сравнивая количественные показатели, важно обратить внимание на словесные отчеты испытуемого и наблюдения экспериментатора.
Если запоминание в первом опыте было у испытуемого непосредственным, то его объем будет находиться в пределах 5-9 запомнившихся слов. Но если он запомнил более 9 слов, то использовал какие-то мнемотехнические приемы и успел за столь короткий интервал придумать некую систему связей, облегчающих воспроизведение.
Одним из моментов анализа может стать сравнение правильности воспроизведенного материала в зависимости от порядка предъявления слов в первом и втором опытах. Большинство испытуемых запоминают лучше начало, конец или середину ряда. Учитывая это, желательно составить рекомендации по улучшению памяти.
Если в исследовании приняло участие несколько человек, то после предупреждения о правилах соблюдения этики, можно предложить участникам поделиться теми приемами, которые были использованы ими для запоминания, выделив более и менее успешные из них. Среди таких приемов наиболее вероятны визуализация соответствующего предмета, представление ситуации образующих связи между словами, например: «фунт рыбы завязан бантом».
Эти приемы как раз и могут послужить началом составления рекомендаций и овладения мнемотехникой.


ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ТИПА
ЗАПОМИНАНИЯ

Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.
Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, четыре небольших листа бумаги для записи и ручка, секундомер.

Процедура опыта

Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала.
Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.

Опыт №1

Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».
Слова для запоминания в первом опыте: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, Цветок, кастрюля, воробей.
После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!»

Опыт №2

Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого.
В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.
Инструкция испытуемому: «Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».
Слова для запоминания во втором опыте:
самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.
После чтения десятого слога до сигнала «Пишите!» пауза длится 10 секунд.

Опыт №3

Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва.
Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой «прописывайте» их и запоминайте. По сигналу «Пишите!» на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, «прописывать» слова и запоминать».
Слова для запоминания в третьем опыте:
пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Пауза перед сигналом «Пишите!» в третьем опыте выдерживается 10 секунд.

Опыт №4

Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу «Пишите!» на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу «Пишите!» запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать».
Слова для запоминания в четвертом опыте.
Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Сигнал «Пишите!» дается как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд.
Обработка результатов
Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.

ТИП ПАМЯТИ
Количество правильно воспроизведенных слов Слуховой Зрительный Моторно-слуховой Комбинированный



Анализ результатов

Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов.
Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.
Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.



ИССЛЕДОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.
Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10x16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.
Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.
Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте».
Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.
По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при се выполнении?»

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Молено пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.
Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.
Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.
Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.
Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.
Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений

Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащие один и тот же сюжет.
Воображение будет гибким. когда фиксированность образов и представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.
Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.





Рисунки:
1a– пяти уровней сложности воображения;
1б – разных степеней фиксированности образов представлений.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.
Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.
Определение степени стереотипности воображения
Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим.
К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.
Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.
Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.
Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.
Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.
Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.
Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Анализ результатов

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.
В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых не обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет и рекомендует им обратиться сначала в психологическую службу вуза для специального психодиагностического исследования. Но при этом нужно воспользоваться каким-то предлогом, чтобы не травмировать психику студента предполагаемым диагнозом.
Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью. рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.
При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.




ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПА
УСТНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель исследования: определить темп устной речи по тесту для чтения.
Оборудование: тест для чтения, состоящий из буки и цифр, секундомер.

Процедура исследования

Это исследование экспериментатор проводит с одним испытуемым, которого следует удобно усадить за хорошо освещенный стол.
Испытуемому предлагается стандартный тест для чтения, напечатанный на небольшом бланке. Тест выглядит следующим образом.
А и 28 Я 478 ТСМ 214 Ь! йю? = 734819 носон ромор воров нушчцфх 000756 котон рортрр II+3=12 15:5 = 24:7 = 23 М + А = ма ма = ма ! мама = папа каша + ша = ка
Инструкция испытуемому: «По моему сигналу «Начали!» как можно быстрее прочитайте вслух все построчно написанное на данном бланке. Старайтесь читать без ошибок. Все ли Вам понятно? Если да, то я засекаю время. Начали!»
Экспериментатор должен фиксировать с помощью секундомера время, затраченное испытуемым на чтение всего теста, и возможные ошибки.

Обработка результатов

Результатами этого тестирования являются время чтения всего набора букв, цифр, знаков и количество допущенных испытуемым ошибок.

Анализ результатов

Результаты тестирования интерпретируются с помощью шкалы оценки темпа устной речевой деятельности.

Время чтения Темп чтения Примечание
40 с и меньше высокий За допущенные при чтении ошибки ранг темпа чтения уменьшается путем снижения на одну строку вниз
от 41 до 45 с хороший
от 46 до 55 с средний
от 56 до 60 с низкий

В ходе интерпретации результатов важно учитывать, каким видом деятельности предпочитает заниматься испытуемый и его темперамент. У филологов темп речевой деятельности бывает обычно высоким. Кроме того, на скорость чтения теста влияет самочувствие и настрой на тестирование. Немаловажную роль играет установка, вызванная инструкцией. У большинства людей высокий темп коррелирует с холерическим или сангвиническим типами темперамента, а средний или низкий – с флегматическим и меланхолическим. Темп чтения можно ускорить частым чтением вслух и развитием внимания.


ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ

Цель исследования: определить уровень эмпатических тенденций.
Материал и оборудование: модифицированный тест опросник эмпатических тенденций, разработанный А. Мехрабиэном и Н. Эпштейном, бланк для ответов и ручка.

Процедура исследования

Исследование с помощью теста-опросника эмпатических тенденций можно проводить в групповом варианте или предлагать ответить на него одному испытуемому.
Каждому участнику исследования раздается тест-опросник, представляющий собой 33 утверждения, отражающих те или иные ситуации, которые могут вызвать сочувствие, сопереживание при общении и взаимодействии с людьми, продуктами их деятельности, живой и неживой природой. Кроме того, каждый получает бланк для ответов, представляющий собой нумерацию соответствующих опроснику утверждений и два варианта возможных ответов «Да» и «Нет». Бланки для ответов желательно не подписывать, а особым образом пронумеровать, чтобы потом определить респондента, увеличив при этом его доверие.
Инструкция испытуемому: «Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте их и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли бы возникнуть лично у Вас. Если Ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ «Да», а если они иные, то есть не соответствуют утверждению, то подчеркните ответ «Нет».
Помните, что в тесте нет «хороших» и «плохих» ответов. Не старайтесь своими ответами произвести благоприятное впечатление. Свое мнение выражайте свободно и искренне, только в том случае Вы получите действительное представление о своих психологических особенностях. Лучше давать тот ответ, который первым пришел Вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте после того, как ответите на предыдущее, старайтесь также не оставлять данные вопросы-утверждения без ответа.
Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, связанные с заполнением бланка, задайте их исследователю прежде, чем начнете работу по тест-опроснику.
Если все понятно, приступайте к ответам».

Тест-опросник

1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.
2. Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.
3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
5. Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.
8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.
9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.
10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.
11. Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувственными.
12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
15. По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.
16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.
17. Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя счастливым человеком.
18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую.
20. Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.
21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22. Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильмы.
23. Чужой смех меня не заражает.
24. Когда я принимаю решение, чувства других людей на него, как правило, не влияют.
25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.
27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдание животных.
28. Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.
31. Я очень переживаю, когда смотрю фильмы.
32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
33. Маленькие дети плачут без причин.

Обработка результатов

Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.
Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих со следующим «ключом».

Да 1 5 7 9 10 12 14 16 17 18 19 25 26 27 29
Нет 2 3 4 6 11 13 15 20 21 22 23 24 28 30 32
Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Нет».
Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов.

Пол Уровни эмпатических тенденций
высокий средний низкий
юноши 33-25 24-17 16-8
девушки 33-29 28-22 21-12

Если индекс эмпатичности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста, снова объяснив условия его выполнения. При повторном тестировании важно понаблюдать за реакцией отвечающего, чтобы убедиться в адекватности тестовой диагностики. В случае повторения результата уровень эмпатических тенденций считают очень низким.

Анализ результатов

Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания, будь то сорадование или сопечаливание, связана с умением человека «проникать» в чувственный мир других. В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в таблице для интерпретации показателей Из уровни эмпатических-тенденций у юношей и девушек различаются.
Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди которых: степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно «считывать» невербальную информацию о состоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т.п., а также от жизненного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий.
По всей вероятности, непосредственный эмоциональный отклик определяется направленностью личности, которая выражается эмпатическими тенденциями, определяемыми тестом-опросником.
В случае низкого уровня эмпатических тенденций важно проанализировать вышеобозначенные факторы ипродумать мероприятия, позволяющие «раскрепостить» и развить эмоциональную отзывчивость, столь необходимую в педагогической деятельности будущего учителя.
Внимание следует обратить и на тех, кто имеет высокий уровень эмпатических тенденций, с коэффициентами 30-33, понаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе. Дело здесь оказывается в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгоистически воспитанные лица, которые пользуются их добротой, делая тем самым их подножием для реализации собственных целей. Особенно часто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важно умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, себялюбием, корыстолюбием других людей. Нужна программа выработки приемов эмоциональной защиты и дифференцированное отношение к соперникам и сотрудникам.

ИССЛЕДОВАНИЕ ИМПУЛЬСИВНОСТИ

Цель исследования: определить уровень импульсивности.
Материал и оборудование: тест-опросник В.А.Лосенкова, состоящий из 20 вопросов, к каждому из которых дана четырехбальная шкала ответов, ручка для письма.

Процедура исследования

Исследование может проводиться с одним испытуемым или с небольшой группой. Испытуемому предлагают текст опросника с четырехбалльной шкалой ответов по каждому вопросу. При работе группы исследователю нужно следить за Соблюдением строгой индивидуальности в выполнении теста.
Инструкция испытуемому: «Предлагаемый Вам тест-опросник содержит 20 вопросов. К каждому из вопросов дана шкала ответов. Внимательно прочитайте каждый вопрос и обведите кружочком номер выбранного Вами ответа. В тесте нет «плохих» и «хороших» ответов. Старайтесь почувствовать себя свободно и отвечать искренне. Предпочтительнее теп ответ, который первым пришел Вам в голову».

Опросник

I. Если Вы беретесь за какое-то дело, то всегда доводите его до конца?
1. Определенно, да.
2. Пожалуй, да.
3. Пожалуй, нет.
4. Нет, не всегда.
II. Вы всегда спокойно реагируете на резкие или неудачные, замечания в свой адрес?
1. Определенно, да.
2. Пожалуй, да.
3. Пожалуй, нет.
4. Определенно, нет.
III. Вы всегда выполняете свои обещания?
1. Определенно, да.
2. Пожалуй, да.
3. Пожалуй, нет.
4. Определенно, нет.
IV. Вы часто говорите и действуете под влиянием минутного настроения?
1. Очень часто.
2. Довольно часто.
3. Довольно редко.
4. Почти никогда.
V. В критических, напряженных ситуациях Вы хорошо владеете собойСочинения курсовыеСочинения курсовые