Россия. Аграрный вопрос | |
Автор: drug | Категория: Прочее | Просмотров: | Комментирии: 0 | 14-08-2013 16:32 |
Россия. Аграрный вопрос
Вслед за освобождением от крепостной зависимости крестьяне принуждены были арендовать землю у владельцев, казны, удела и искать себе заработков как в помещичьих хозяйствах, так и внеземледельческих. Полученный ими надел и количественно, и качественно был недостаточен: он не обеспечивал существования обремененной сверх всякой меры платежами и налогами крестьянской семьи, не занимал всех рабочих сил ее, по составу угодий не позволял вести хозяйство без найма чужих земель; сама конфигурация надела ставила крестьян в необходимость арендовать соседние земли, во избежание потрав и т. п. С ростом семьи потребность в сторонних заработках возрастала, надел становился теснее. Расширение землевладения путем покупки было почти недоступно для крестьян вследствие их бедности. Арендная плата систематически поднималась. Внеземледельческие заработки, вследствие слабого развития нашей промышленности, давали немного. В поисках лучшей доли крестьянство шло на новые земли, за Урал, на Амур, но переселение долго встречало противодействие со стороны правительства. В 1882 г. был учрежден крестьянский поземельный Банк с целью способствовать расширению крестьянского землевладения. К 1906 г. при посредстве Банка приобретено 8,3 миллионов десятин земли на сумму 645 милл. рублей, при ссуде в 492 милл. рублей. Этого было слишком мало, чтобы хотя отчасти удовлетворить земельные нужды крестьян. Для покрытия налогов, для поддержания своего более чем скудного существования крестьяне принуждены были вести прямо хищническое хозяйство, все беря из земли и ничего ей не возвращая. Результаты не замедлили сказаться: в 1891—2 г. неурожай охватил чуть ли не половину Европейской России, преимущественно наиболее земледельческие губернии. Потребовалось организовать продовольственную помощь голодающему населению. С тех пор неурожаи, сопровождаемые голоданием крестьян, сделались обычным явлением нашей жизни: почти ежегодно приходится выдавать ссуды на продовольствие и обсеменение крестьянскому населению более или менее крупных районов. Силой вещей, таким образом, аграрный вопрос получил важное значение в русской жизни и все больше обращал на себя внимание общества и правительства. Общество, насколько это было возможно при условиях полицейского режима, исследовало вопрос, посвящало ему доклады в различных ученых собраниях, газетные и журнальные статьи, в неурожайные годы собирало пожертвования в пользу голодающих и на местах, через своих агентов, организовало столовые и другие виды помощи. Правительство облегчало податное бремя, организовало переселение, землеустроительные работы и т. п., поручало специалистам и ученым производство исследований, образовывало комиссии то бюрократические (напр. т. н. "комиссия об оскудении центра"), то с участием общественного элемента (комит. о нуждах с.-х. промышленности). 30 марта 1905 г. учреждено особое совещание о мерах к укреплению крестьянского землевладения; 6-го мая 1900 г. издан указ об учреждении комитета по земельным делам, который в следующем году был упразднен, а вместо него учреждены комитеты по землеустроительным делам при Гл. Упр. З. и З-лия. 3 ноября 1905 г. расширены операции Кр. Банка. Указами 27 авг., 12 авг. и 19 сент. 1906 г. на нужды кр-н обращены свободные казенные, удельные и кабинетские земли.
Когда началось освободительное движение, отношение общества к аграрному вопросу выразилось в трех главных течениях. Одно, либерально-радикальное, искало мирного, более или менее легального, реформаторского способа разрешения поставленного жизнью аграрного вопроса. Другое, революционное, стремилось в разрешении земельного вопроса отстоять максимум требований крестьянства. Третье, контрреволюционное, пыталось, как и в сфере политических преобразований, удержать в области аграрных отношений все по-старому. 24—25 февраля 1905 г. состоялся съезд земских деятелей, на котором впервые подвергся обсуждению аграрный вопрос. Этот съезд наметил "аграрную программу", основные пункты которой были следующие: а) улучшение экономического положения земледельческого класса путем обязательного выкупа из частновладельческих земель необходимых прирезок, главным образом, в пользу малоземельных, дарственников и т. п., а также выгонов, выпасов, водопоев и т. п.; б) признание государственным земельным фондом казенных и части удельных, кабинетских и монастырских земель и увеличение его путем покупки частновладельческих земель. Исходя из того, что конечной целью должен быть переход земли в пользование тех, кто ее обрабатывает, и что к этой цели должно стремиться аграрное законодательство, съезд находил, что прогрессивные элементы русского общества должны стремиться не столько к провозглашению в общей форме более или менее отдаленных, конечных целей и идеалов поземельного устройства, сколько к выработке практических мероприятий, которые всего более отвечали бы настоятельнейшим потребностям и нуждам трудящихся классов сельского населения. Разработке этих мероприятий было посвящено состоявшееся 28—29 апреля того же года земское совещание по аграрному вопросу. Однородные резолюции постановлялись в то же самое время и различными союзами. С образованием политических партий в их программах нашел место и аграрный вопрос.
Партийные программы. I. Программы крайних правых партий отстаивают незыблемость права собственности на землю. Некоторые из них признают необходимость интенсификации земельного хозяйства, мер обводнения, облесения, борьбы с песками, мелиоративного и кустарного кредита, организации добровольных переселений в северный край, на Кавказ, в Сибирь и те губернии, которые ныне находятся в руках инородцев.
II. Программы правых монархич. конституционных партий, 1) Партия правового порядка. Дополнительное наделение крестьян в малоземельных местностях, со справедливым вознаграждением лиц и ведомств, от которых переходила бы к ним земля, а также способствование, в тех же видах, расселению крестьян. Облегчение бремени налогов, упадающих на крестьянство. Всемерное содействие к переходу их от общинного владения к подворному. 2) Союз 17 октября. Помимо настойчивых государственных забот к поднятию производительности земледелия, мерами к подъему крестьянского благосостояния являются: регулирование мелкой земельной аренды, преобразование деятельности крестьянского поземельного банка, содействие расселению и переселению ближайшему и дальнейшему, признание государственных и удельных земель фондом для удовлетворения земельных нужд бывших крестьян и других разрядов мелких землевладельцев, разверстание чересполосных крестьянских и помещичьих земель, с обязательным отчуждением отрезков, мешающих хозяйственной целости владений, и наконец, при недостаточности этих мер, допустимое в случаях государственной важности принудительное отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавливаемых законодательной властью".
III. Программы либеральных и радикальных партий: 1) Партия мирного обновления. Расширение площади землевладения малоземельного сельского населения и предоставление безземельному населению, главным занятием которого служит земледельческий промысел, возможности вести хозяйство на собственной земле. Для вышеуказанных целей должны быть обращены земли казенные, удельные, кабинетские, церковные, монастырские, а также путем принудительного выкупа и частновладельческие, в потребном для того размере и в следующей постепенности: а) земли чересполосные, б) з., заявленные в продажу, в) з., обычно сдаваемые в аренду земледельческому населению, 2) з., необрабатываемые, д) крупные земельные владения (латифундии), в части, превышающей известный размер, который определяется в каждой местности отдельно. Не подлежат отчуждению: а) земли, принадлежащие различным учреждениям и имеющие общеполезное значение, б) земли под усадьбами, огородами, садами и т. п., в) земли, на которых расположены фабрично-заводские и промышленные предприятия, а также все земельные угодья, обслуживающие эти заведения, г) леса, имеющие защитное и водоохранное значение, д) земли, по площади превышающие размер хозяйства, указанный выше, в случае признания центральным землеустроительным учреждением необходимости сохранения данного хозяйства, как имеющего общеполезное значение. Отчуждение частновладельческих земель производится на началах справедливой оценки, основанной на доходности имения, но не считаясь с искусственно поднятыми земельной нуждой арендными ценами. Владельцу, если часть его земли отчуждается принудительно, должно быть предоставлено право требовать отчуждения и остальной части имения. Необходимо содействие расселению крестьян на отрубные участки (хуторское хозяйство). Разверстание чересполосицы. Устранение препятствий к переходу от общинного землевладения к личному. Правильная организация переселения, урегулирование арендных отношений, урегулирование земельного обложения. 2) Партия демократических реформ: а) наделение безземельных и прежде всего тех из них, которые ведут хозяйство на арендуемой земле; б) увеличение площади землепользования малоземельных, насколько это окажется в каждом отдельном случае необходимым и возможным, принимая за минимальный размер надела высший надел 1861 г., стремясь наделить сверх этой нормы и стараясь приблизиться к такому размеру землепользования, при котором земля может быть обработана собственными силами земледельца, ведущего хозяйство по системе, господствующей в данной местности; в) исправление границ и уничтожение чересполосицы.
рабочий вопрос
Другим важным вопросом был рабочий вопрос. Рабочие рассчитывали на быстрое улучшение своего экономического положения после февраля. Они стремились к введению 8-часового рабочего дня, к введению рабочего контроля на производстве. Рабочие также выдвигали требования отмены штрафов, восстановления на работе уволенных во время февральских событий, настаивали на уплате заработка. Надо сказать, что кадетской партии эти требования казались чрезмерными. Хотя после февраля немало добрых слов было произнесено в адрес рабочих, заявлялось, что рабочие – главные деятели минувших дней. Но когда заходил вопрос о том, на какие уступки рабочим можно пойти, оказывалось, что эти уступки приходили в противоречие с настроениями рабочих.
3 марта 1917 года на совещании у министра торговли и промышленности Коновалова выступил целый ряд предпринимателей. Стоял вопрос о мере уступок рабочим, возможно ли введение 8-часового рабочего дня? Например, известный предприниматель Третьяков заявил, что считает несвоевременным введение 8часового рабочего дня, по крайней мере, с точки зрения Москвы. Рябушинский полагал, выражая не только свое мнение, что в условиях войны, конкуренции других стран, невозможно ввести 8часовой рабочий день. И надо сказать, что лидерам кадетской партии представлялось несвоевременным в сложных условиях 1917 года осуществлять собственное программное требование, то к чему стремились рабочие.
В центральном печатном органе кадетской партии, газете «Речь» регулярно появлялись материалы, что в условиях войны невозможно ввести 8часовой рабочий день, это может сказаться на военном производстве, пробьет брешь в трудовой жизни страны. И действительно, как в условиях войны можно это допустить? Вопрос, готова ли была страна продолжать участвовать в войне? Временное правительство давало на этот вопрос положительный ответ, история показала, что это ошибочно. Поэтому и в рабочем вопросе ВП не сумело опереться на привлекательные для рабочих подходы. А рабочие сумели бы расширить социальную базу ВП.
Надо сказать, в годы войны все воюющие страны стали на путь государственного регулирования производства и распределения. Первой страной была германия, которая первой из всех воюющих стран ввела карточную систему распределения продуктов, госконтроль за снабжением предприятий и распределением их продукции. По этому пути пошла, и Россия и не один кабинет в 1917 году не выступал за свободный рынок, все признавали необходимость государственного вмешательства, регулирования.
Национальный вопрос
Важным, в понимании национальной проблемы, является учитывание изменения социальной структуры для оживления или угасания тенденции национализма. Практически все исследователи отмечают решающую роль, которую сыграли промышленный переворот, индустриализация, урбанизация, появление многочисленной интеллигенции, массовое распространение грамотности, возросшая мобильность населения и свободные каналы коммуникации для формирования современных наций. Однако те же явления, но в усиленной степени, ведут к диаметрально противоположным результатам. К примеру, далеко зашедшая урбанизация снижает численность сельского населения, а ведь именно оно подлинный источник национального, носитель традиционного. Возросшая мобильность населения размывает компактно проживающие группы тех или иных национальностей. Высоко индустриальные страны заинтересованы в свободной торговле, а национальный сепаратизм является сторонником автаркии. Таким образом, можно сказать к каким, в конце концов, мы пришли выводам: В любом полиэтничном государстве можно выделить ряд циклических этапов, одна фаза которых характеризуется слабым или отсутствующим национальным движением, а другая - нарастанием национального движения, возникновения национального вопроса. Эти фазы замещают друг друга попеременно. Центральным пунктом в национальном вопросе является формирование нации - особой социальной системы (социального организма) sui generis, состоящей из реальной общности людей, связанных одним государством, одним или похожими языками, общей культурой и компактно населяющих одну территорию. Создание "нации" - цель любого национального движения или национализма, для достижения которой используется реальная или мифическая культурная общность. Хотя надо сразу сказать, что образование нации может идти как по принципу принадлежности к определённому этносу (этнонационализм), так и по любым другим основаниям - принадлежности к социальному организму, той или иной религии, расе, или какому-нибудь другому постоянному и устойчивому признаку. Однако наиболее распространённым является именно этнонационализм. Сам национализм можно охарактеризовать, как "стремление достичь и поддерживать автономию, единство и идентичность социальной группы, члены которой стремятся образовать из неё "нацию". Современные национальные движения придают этническому возрождению политический характер. Идеологической основой национальных движений является доктрина народного (где под народом понимается этнически, то есть культурно, однородная группа) суверенитета, которая требует, чтобы каждый член этнической группы обладал теоретически равными правами и обязанностями. Рабочие и крестьяне должны знать или их нужно научить, что они являются индийцами, танзанийцами, венграми, если они не знают этого. Все слои населения должны быть мобилизованы для создания нации; элита и массы должны быть объединены в одну этническую нацию с единой законодательной волей. Национальные движения расширяют объём этнической общности с культурной до экономической и политической сфер. Решающими факторами, позволившими реализовать национальный идеал, стали появившиеся новые общественные структуры, вызванные развитием капитализма: индустриализация, урбанизация, формирование интеллигенции и т. п. Важную роль сыграли войны для пробуждения политического самосознания этнических общностей, так как они мобилизовали население и подчёркивали роль централизованного государственного аппарата в сельской местности. Импульсом, который подтолкнул фазу пробуждения национального сознания в Западной Европе, стала секуляризация мышления и развитие науки в гуманистических кругах, важнейшую роль здесь сыграли светские интеллектуалы XVIII века, чьи идеи трансформировали этнические чувства и связи в движение за национальное единство и государство. Хотя любое этническое возрождение, проявляющееся в национальном движении, несёт политическую интенцию, её интенсивность и характер априорно предсказать нельзя в силу того, что национализм выдвигающий идеалы автономии, единства и т. п. не предлагает конкретной стратегии их достижения. Это может быть коммунали-стская, автономистская, сепаратистская, ирредентистская стратегии.
- Тесты Тема 1. 3 Управление охраной труда в организации и проведение работы по охране труда
- Тесты Тема 1.10 Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда
- Тесты Тема 1.13 Аварии, несчастные случаи, профессиональные заболевания, порядок расследования и учета
- тесты по истории Вариант №1.
- Тесты Тема 2.3 Опасные и вредные производственные факторы