Семестровое сочинение на тему: « Преподобный Иоанн Дамаскин, как богослов, гимнограф и систематизатор христианского вероучения ».
Автор: drug | Категория: Прочее | Просмотров: | Комментирии: 0 | 14-12-2013 13:24

 

 

Семестровое сочинение

 

на тему:

 

« Преподобный Иоанн Дамаскин, как богослов, гимнограф       

 и систематизатор христианского вероучения ».

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород

                                                          ПЛАН:

 

1) Вступление.

 

2) Житие преподобного Иоанна Дамаскина.

 

3)Преподобный Иоанн Дамаскин, как плодотворнейший, церковный гимнограф.

 

4) Преподобный Иоанн Дамаскин, - образцовый систематизатор Христианского вероучения.

 

5) Заключение.

 

 

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАН ДАМАСКИН ВЕЛИКИЙ БОГОСЛОВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

а) богословие иоанна дамаскина по его творениям

б) по богослужебным текстам

в) по проповедям

г) по полемическим сочинениям святого

д по вероучительным сочинениям

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ДАМАСКИН КАК ПОЛЕМИСТ И РЕВНОСТНЫЙ ЗАЩИТНИК ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

а) защита иконопочитания

б) об иконопочитании по иоанну даскину

 

 

 

а) богослужебные тексты написаннные иоанном

б) богословская глубина и божественная красота богослужебных текстов написанных преподобным иоанном

 

 

 

 ТВОРЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ДАМАСКИНА

 

 

 

 

1)Вступление.                                                                                                          Жизнь во Христе и со  Христом в Боге есть единственный истинный святой источник всякого богословствования о Нем, единственный истинный источник  вдохновения для написания божественных песнопений с их  благодатным и непогрешимым содержанием.

Через святых проявлялся  Святой Дух, руководя всеми их действиями. В службе преподобному Иоанну Дамаскину празднуемого Церковью 4 декабря

написано, что святой, Церковь уяснил, действием Духа,- “Отче Иоанне всемудре, Церковь Христову уяснил еси песньми, Божественнейшая сладкопоя, всеславне, действом, отче, Духа”[1], а  в другом месте, указывается на то, что просвещение он получил от Духа - “просветився Духа благодатию, Божественных и человеческих знанием вещей ясно обогатився”[2].

Этот источник никогда неиссякается, неистощавается так как исходит от превечного, премудрого, щедрого Бога.  Все святые прибегали к этому Неоскудеваемому Источнику  и получали от Него божественную премудрость для утверждения Церкви, для назидания ее членов, для их преуспеяния, освящения, просвещения и спасения  в Боге. Святые отцы положили свои писания как в некую сокровищницу в Церковь, в которой каждый может найти то, что ему нужно.

И один из великих святых, преподобный Иоанн Дамаскин,  также сделал свой немаловажный вклад. Великим, преподобного, сделали  его  сочинения. Вот как об этом говорит архиеп.Филарет (Гумилевский), - сочинения св. Иоанна дают ему почетное место между великими Отцами церкви. В них он обнаружил образованность многостороннюю и таланты, в некоторых отношениях редкие[3].

Его глубокие  богословские утверждения, церковная гимнография, систематизация церковно - ортодоксального вероучения, все его труды  для Церкви Христовой имеют огромную актуальность, как наше время, так и в любое время земной жизни человечества по причине их вневременности.

Какова причина, почему мы видим нужду обращаться, к писаниям святых в частности к писаниям Иоанна Дамаскина, к его божественному  богословствованию. Причина в немощи нашего ума, души и воли, в нашем нерадении косности идти за Христом для  освящения своей души и просвещения своего ума,  с последующим вселением Его в нас и ст[1]яжанием нами ума Христова как сказал апостол Павел и я Христов ум имею. По причине того, что его сочинения непогрешимо содержат в себе православное вероучение.

А почему ныне, да  и всегда наверно будут актуальны для наших служб, все песнопения, каноны, тексты служб составленные величайшим церковным  гимнографом, преподобным Иоанном Дамаскиным?  Причина, по сути в том же – мало кто сподобляется таких божественных дарований, какие были в этом святом гимнотворце. Чтобы писать такие гимны, каноны, а в целом сказать и любые духовные песнопения, нужно прежде очистить сердце от страстей и стяжать благодать Святого Духа, чтобы стать цевницей духовной, органом Святого Духа, из которого будут изливаться   божественные словеса. В подтверждение этого приведем слова из  стихиры преподобному Иоанну Дамаскину в день его памяти 4 декабря “Божественнейшая сладкопоя, всеславне, действом, отче, Духа”  минея декабрь  изд.Московской патриархии 1982 в 12 томах том 4

Преподобный Иоанн Дамаскин, был вторым Давидом, так как тоже составлял божественные гимны. Из жития, “ он, (Иоанн) возьмет гусли пророков, псалтирь Давида, воспоет новые песни Господу Богу и превзойдет Моисея и песни Мариами”,- это говорила, Сама Богородица, старцу преподобного.

С.113 житие

 

Но это удел совершенных,, а нам остается только принимать с благодарением, удивляться премудрости Божией и подражать им по заповеданию апостола Павла сказавшего подражайте мне как я Христу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Житие преподобного Иоанна Дамаскина.

Преподобный Иоанн Дамаскин стал великим богословом и непревзойденным  гимнографом благодаря тому, что Господь, по предведению Своему, дал ему благочестивых родителей, имевших пламенную веру во Христа. Их вера  была испытана скорбями и искушениями и явилась крепче адаманта. В то время, а жили они в 7 веке, нелегко было христианам. Мусульмане, завоевав Сирию, не дозволяли никому открыто исповедывать Христа. Отца преподобного звали Сергием, он  занимал важную должность при дворе Дамасского халифа и сильно заботился о том, чтобы воспитать сына в добром учении, а не  сарацинским обычаям, не воинскому мужеству, не охоте на звере, но кротости, смирению и познанию Священного Писания. Поэтому  долгое время просил у Бога послать мудрого и хорошего учителя для своего любимого сына. Господь призрел на мольбы раба Своего и послал ему мужа ученого инока Косьму. Инок родом был  из Сицилии, но попал в плен к сарацинам, которые и продали его Сергию. Иоанн Дамаскин во всей полноте изучил Священное Писание и святоотеческие творения святых Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других. Кроме этого, изучил он и мирские науки философию, математику, астрономию     После смерти отца, Иоанн занял  должность первого министра при дворе халифа.

В это время дьявол через христианских императоров воздвиг гонения на иконопочитание, ревностным  защитником которого стал преподобный. Иоанн по всей империи рассылал послания,  в которых опровергал учение иконоборцев и призывал христиан твердо держаться православного учения. Его писания имели огромное влияние на овец Христовых. Узнав об этом император – гонитель Лев Исаврянин, приказал написать поддельное письмо от лица святого Иоанна к себе, в котором преподобный обещает предать Дамаск грекам и приказал отправить письмо халифу. Халиф поверив клевете, повелел отсечь своему министру правую руку и повесить ее в центре города.  Иоанн выпросив отсеченную десницу в сильной скорби, со слезами припадал молитвенно пред иконой Божьей Матери, прося ее помощи такими словами:” Владычице, Пресвятая Мати … молю я, чтобы и мою десницу исцелил Он (Бог) по Твоему ходатайству …Пусть сия рука моя напишет т, что Ты Сама позволишь в восхваление Тебя и Сына Твоего, и да поможет своими писаниями православной вере …говоря сие со слезами Иоанн уснул и увидел во сне  Пречистую Богоматерь … говорящую:- рука твоя теперь здорова, не скорби об остальном, но усердно трудись ею, как обещался мне; сделай ее тростью скорописца” с.106 жит. Св. дмитр. Рост. Декабрь 2006 изд свято –успен. Киево-печ лавры в 12 томах том 4

Проснувшись, он возрадовался и возблагодарил Бога и Его Пречистую Матерь за чудное исцеление его десницы.

И вот мы видим, в житии преподобного, как сама Божья Матерь, повелела Иоанну, рабу Своему, усердно писать  исцеленною рукою в похвалу  Свою и Сына Своего, что он и исполнял всю последующую жизнь.  В благодарность за исцеление, преподобный, написал хвалебную песнь Пресвятой Богородице «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Это особое песнопение,  включенное в богослужебную книгу Октоих;является задостойником в литургии Василия Великого (вместо песнопения "Достойно есть" в литургии Иоанна Златоуста). Более того до нас дошли иконы отображающие это событие с названием по начальным строкам песнопения: "О тебе радуется обрадованная вся тварь, архангельский собор и человеческий род, освященная церковь, раю словесный..." – на иконе изображена Богоматерь с младенцем на престоле, в окружении божественной славы; за нею - собор ангелов и храм, расположенный на фоне райского сада. У подножия престола ,сам Иоанн, протягивающий текст своей молитвы Богородице; под ним изображены все чины святости: праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, мученицы и т.д. Венчает композицию полукруг неба - как правило, с изображением небесных ангельских сил.

Но продолжим житие, узнав о таком чуде князь принес покаяние, что поверил клевете и невинно казнил. Преподобный после этого раздал все свое имущество и ушел в Лавру св.Саввы. Никто из старцев не хотел быть учителем такого мужа, ученностию превосходившего многих. Согласился только один старец, простой нравом, который наложил на строгие правила. Одно из них заключалось в том, чтобы не писать никому посланий и не говорить о чем-либо из светских наук. Преподобный, как истинный послушник, неуклонно соблюдал все заповедания старца, но один из братьев обители потеряв близкого друга, умолил Иоанна написать что-либо, для облегчения своей скорби сердечной. Так появились погребальные стихиры “Кая житейская сладость…”, их  и доныне поют в церкви при отпевании умерших. Но когда старец узнал, что вверенный ему послушник, нарушил заповедь, то сильно разгневался и выгнал его с келлии. Долго, преподобный, выпрашивал прощение, призывая, ходатайствовать за него и других старцев. Согласился старец простить согрешившаго, но наложил епитимии – очистить коридоры и смрадные места в Лавре. Иоанн с радостью принял епитимию и  большим усердием выполнил его, так, что и сам старец умилился, и обнимал его, и целовал в голову, плечи и руки.

Через небольшое время, тому старцу, в ночном видении , явилась Пречистая Дева, Богородица и сказала ему, чтобы он не запрещал течь источнику изобильно источающему воду живую, которой напоит он всю вселенную.

Наутро старец, позвав Иоанна, рассказал все и благословил писать божественные книги и сочинять сладкозвучные песнопения. С того времени, преподобный, писал не прекращая различные душеполезные книги и написал их огромное множество, которыми весь “мир просветил еси".

С.132

 

3) Преподобный Иоанн Дамаскин, как плодотворнейший, церковный  гимнограф.

Иоанн Дамаскин, является самым плодовитейшим песнотворцем, имевшим “глас медоточный”

С.129

и оставившим нам огромное количество гимнов. В церковном  гимнотворчестве он неподражаем и как говорит архиеп.Филарет,- более высок, чем во всех других  отношениях. С.204

Его называли златоструйным, это определение поистине подходит ему, как никому из других православных песнописцев и гимнотворцев.

Значительную часть его литературного наследия, составляет богослужебная, литургическая поэзия. Он является составителем  важной богослужебной книги Октоих, выбрав из множества употреблявшихся тогда мелодий, восемь благочестивого и  умилительного характера. Он же составил Типикон лавры прп.Саввы Освященного. Дамаскин создал сам жанр канонов. В общей сложности ему приписывают более 500 ирмосов, около 75 канонов Минеи, 15 канонов Отоиха, около 450 самогласных стихир, более 100 стихир “на подобен”, заупокойные стихиры, и почти 200 “восточных стихир”.

Если мы обратимся к службе в день его памяти, а это 4 декабря, то увидим, что церковь называет Иоанна освященной доброгласной трубой, -  труба благогласна освящена.

с.131

Самым возвышенным и торжественным литургическим произведением преподобного Иоанна является канон на Святую Пасху. В нем кратко изложены все догматы касающиеся воскресения Христова. Он также написал каноны и на другие великие праздники церковные – на Рождество Христово, Крещение, Вознесение и другие.

В чем же наш премудрый Иоанн, так называет его Церковь в богослужебных текстах

с.127

превзошел Моисея и Мариам?

Моисей и Мариам после перехода через Чермное море воспели победную песнь, избавившему их Богу от египтян, державших в рабстве еврейский народ около четырехсот лет, а,  Иоанн, используя аллегорическое толкование, включил это событие, в первые песни своих канонов, послуживших для них основанием и в последующие века. Переход через море значит переход наш от греховного порабощения к жизни новой, обновленной, происходит это через таинство крещения. Фараон, гнавшийся за израильским народом, есть дьявол, желающий погибели Нового Израиля – христиан.

 В канонах и догматиках написанных Дамаскиным содержатся церковные догматы различного содержания на которых зиждется Церковь Христова.

4)Преподобный Иоанн Дамаскин, – образцовый систематизатор Христианского вероучения.

В истории богословия,- как пишет Георгий Флоровский,- место преп.Иоанна определяется прежде всего его трудами систематического характера. Это – его “Источник знания”  Восточные отцы церкви издательство АСТ 2003 москва  с.594

И в своем богословском творчестве Дамаскин выступает прежде всего, как собиратель и систематизатор вселенского церковного предания. В изложении Троичного догмата он следует за богословием отцов-каппадокийцев. На все богословские вопросы, Иоанн старается смотреть, через Христологию Халкидонского Собора. Так как считает это учение главным  в спасении человека.

“ Источник знания”  предназначался Иоанном для своего друга, тогда уже епископа Маюмского Косьмы, тоже прославленного Церковью в лике святых. У нас этот труд известен под названием “точное изложение православной веры”, но это есть только третья часть “Источника знания”. Книга “Источник знания” есть обширный догматический свод, состоящий из трех частей. Трем свои сочинениям: диалектике, книге о ересях и изложению веры, сильно различным по предмету, преподобный дал одно общее название – “ источник знания”.

в  философских главах или диалектике,  Дамаскин изложил логику и физику , указав на то, что логика помогает излагать предметы в их взаимной связи  и необходима богословию.

На славянский язык диалектика была переведена еще в 10 веке, Иоанном Экзархом.

В книге “о ересях  вкратце”, - преподобный кратко перечисляет ереси и заблуждения насчитывая их ста видов. Составлено это сочинение главным образом, по литературным источникам. В конце книги приводит богословское исповедание веры.

И только в третьем сочинении  “изложение православной веры”,  он составляет, по словам архиеп.Филарета, - систематическое учение о созерцательных истинах откровения. С.198

“Изложение веры”, начиная со своего появления и до наших дней является образцом для всех богословов. Переведено на славянский язык уже в начале 10 века, с самого начала становления Руси, как христианского государства. Вначале  книги содержится учение о Боге Едином по существу и Троичном в лицах. Далее о свойствах Божиих. Затем учение о творении мира и устройстве частей его и о Промысле. Потом говорится о воплощении Бога Слова и о двух естествах во Христе; о кресте,  о таинствах, о земной жизни Спасителя, об иконах и о книгах Священного Писания, о происхождении зла, об антихристе и воскресении.

По содержанию мы видим, что изложено почти все христианское учение. О всех этих, предметах веры, было еще до него рассуждаемо в церкви восточной.

Кроме изложения веры, в виде системы, Иоанном, были написаны “Священные параллели” или Священные сопоставления”. Это есть свод текстов и отеческих изречений по различным вопросам веры и благочестия, расположенный в алфавитном порядке, по предметам. Его можно назвать богословским словарем.

К полемическим сочинениям преподобного, относятся  прежде всего,  восемь трактатов, посвященных в основном вопросам христологии. Из них, два, направлены против несторианского учения: «Слово о вере, против несториан» и «Слово против несториан»; три - против монофизитства: «Против яковитов», «Послание о Трисвятой песни»; «О сложной природе против акефалов»; и по одному против монофелитства, манихейства и ислама: «О двух волях во Христе»; «Против манихеев» и «Спор христианина и сарацина». К полемическим сочинениям, также относятся три  слова «Против порицающих святые иконы», хотя третье почти лишено признаков полемики и более напоминает догматический трактат.

Полемика, Иоанна, имеет огромную важность и особенно его слова в защиту иконопочитания. Вот, как об этом пишет, александр бронзов, переводчик этого произведения и преподаватель Санкт-петербургской семинарии в 19 веке, - “искони считались за лучшее из того, что “когда либо ”было написано для защиты” иконопочитания. ”В значительной мере им” именно ”обязан” св.Иоанн Дамаскин своею славою  ученаго и богословски – искуснаго защитника православия. 

 преподобный иоанн дамаскин три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения.  Свято-троице сергиева лавра 1993  с.XXXIV

Главнейшими источниками, которыми пользуется Дамаскин, в изследовании вопроса о необходимости иконопочитания, есть: книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов и святоотеческое предание. Очень часто, он приводит библейские места. Выдержкам из святоотеческих творений, посвященным вопросу об иконопочитанию, Иоанн отводит, более половины  места своих слов. Что, конечно же, является крепким основанием, на котором он строит свое здание. Свои “слова” в защиту иконопочитания, он рассылал во все концы империи для утверждения христиан. За что и пострадал, когда отрубили ему руку из-за  клеветы императора – гонителя  Льва Исаврянина. Суть слов в защиту иконопочитания сводится ктому, что изображение невидимого Бога невозможно, и потому было запрещено, но так как Бог воплотился , то мы и изображаем его человеческое естество и очами смотря на образ, ум возводим к Первообразу.

Мы, не боготворим изображений, но почитаем, то есть, воздаем им должную честь. Так как честь, воздаваемая образу, переходит к Первообразу. Господь запретил евреям делать изображения Безтелесного, Невидимого, делать подобия Бога, так как они любили поклоняться идолам, как богам, о чем свидетельствует, слитый ими золотой телец. Господь, не хотел, чтобы люди, служили твари, паче Творца. В тоже время, Господь повелел сделать изображения херувимов. Истинная цель изображений -  слава Бога и Его святых. Изображаем святых как друзей Христа, шедших, по Его стопам. Если тень и вещи апостолов были причиною чудес, то, конечно же, этих святых мужей можно изображать.  И Богоматерь и святых ангелов, должно почитать и изображать. Более того губку, пропитанную уксусом, крест, копье которым было прободено пречистое ребро Христа, гвозди, которыми были пробиты пречистые руки и ноги Христа, краниево место, где был распят Господь, все это мы почитаем, но не как Бога, а как священные предметы, места, послужившие нашему спасению и поэтому достойные особого почитания. Через них мы освящаемся, приобщаемся благодати Божией, если как должно с благоговением чтим их. А то, что не веществу мы покланяемся, это доказывает Дамаскин так,- ибо когда, бывает, разрушено изображение креста … из дерева, то дерево я предаю огню, равным образом и вещество икон.

С.59 иоанн дамас три слова

Приводит, Иоанн, и то, что первый, кто сделал изображение, это был Сам Бог. Когда сотворил человека по образу Своему. 

Это обширнейшее сочинение, в котором всесторонне рассмотрен вопрос, об иконопочитании, и который будет служить нам для утверждения в истине.

Как толкователь священного писания,  преподобный Иоанн оставил “ комментарии  на послания св.апостола Павла”. Они составлены по таким отцам как Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Феодорит Кирский. В толкованиях преподобный тоже виден как систематик.

К нравственно-аскетическим сочинениям святого относятся  “о святых постах”, ” о восьми духах злобы”,”о добродетелях и пороках”.

Гомилетическое наследие преподобного, представлено всего несколькими дошедшими до нас словами и беседами, среди них более всего выделяются слова на Богородичные праздники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5)Заключение.

   “Дамаскин – такой песнописец Церкви, котораго выше ни прежде, ни после не было в Церкви”, - пишет архиеп.Филарет (Гумилевский)

ТАМЖЕ С.197.

   Всестороннее изучение Иоанном, как святоотеческих писаний, так и мирских наук, вкупе  с божественной благодатью и соделали такого великого мужа, известного по всей вселенной, как при жизни, так и до нынешних дней.

   Это поистине найплодовитейший, непревзойденный, православный гимнотворец и песнописец всех времен и народов! Написать такое большое количество церковных песнопений с одухотворенным содержанием никому не удавалось и вряд ли кому удастся.

Причин этого конечно много, но всю суть можно свести к духовному оскудению  гимнотворцев и песнописцев нашего времени.  А эти в свою очередь выходят из православных христиан, духовность которых тоже к сожалению “хромает на оба колена”(3Царств.18.21).

   И бесспорно, более всего и нужнее всего подражание таким святым как преподобный Иоанн Дамаскин нужно современным песнописцам и гимнотворцам, составляющим службы, акафисты  новопрославленным святым. Подражание их жизни, их подвигам, их смирению, их послушанию,  а через это и Христу, по слову апостола Павла “посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу”(1Кор.4.16).

 Да, это есть тернистый путь, но он приводит к вечной славе, к вечному блаженству в Боге. Претерпевший же до конца, спасется (Мф.10.22).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Источники:

1)    Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. РБО, Москва. 2005.

2)    Минея: В 12 т., издание Московской Патриархии; Т.4, Ч.1: Декабрь, 1982

 

Использованная литература:

1)    Филарет, архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. В 3т., изд.  



 

Сочинения курсовыеСочинения курсовые