Лабораторная работа №1 Тема: Определение качества бензина
Автор: drug | Категория: Прочее | Просмотров: | Комментирии: 0 | 11-08-2013 14:47

Лабораторная работа №1

 

Тема: Определение качества бензина

Цель: Знакомство с методами проведения контрольного анализа бензинов, приобретение навыков по контролю и оценке качества бензинов.

 

Приборы и реактивы: стеклянные мерные цилиндры на 250 мл и 10мл, набор ареометров, воронка делительная, пробирки, штатив, октанометр ПЭ-7300, индикаторы метилоранж и фенолфталеин, образец испытуемого бензина.

 

Теоретические основы

 

     Бензины не должны содержать механических примесей и воды. Наличие воды в топливе вызывает коррозию топливных баков, трубопроводов и других стальных деталей системы питания. Кроме того, вода способствует осмолению бензина. Зимой вода замерзает и образует кристаллы, которые могут преградить доступ бензина в цилиндры двигателя. Механические примеси увеличивают износ деталей двигателя и отложения нагара.

     Бензины должны обладать минимальным коррозионным воздействием на металлы. Коррозионность бензинов обусловливается содержанием в них водорастворимых кислот и щелочей, органических кислот и сернистых соединений. Стандартами на автомобильные бензины не допускается наличие в них даже следов водорастворимых кислот и щелочей, они вызывают интенсивный износ деталей двигателя и коррозию деталей его системы питания. Содержание органических кислот в бензине строго ограничивается стандартами и определяется кислотным числом. Содержание активной серы (сероводород, меркаптаны, элементарная сера) в бензинах не допускается, так как она вызывает коррозию металла даже при нормальных условиях. Неактивные сернистые соединения (сульфиды, полисульфиды) не корродируют металл, но при сгорании образуют оксиды серы (SO2 и SO3), которые, растворяясь в воде, образуют кислоты. Эти кислоты и вызывают коррозию деталей двигателя. Максимальное содержание серы в отечественных бензинах, установленное стандартом составляет 0,1 – 0,05%.

     Плотность принадлежит к числу обязательных показателей, включаемых в паспорт на бензин. Плотность бензина при температуре 200С 700 – 755 кг/м3. Оказывает влияние на качество распыления топлива в карбюраторе, во впускном трубопроводе и цилиндрах двигателя. Плотность бензинов определяют с помощью ареометров, гидрастатических весов и пикнометров.

      Октановое число является мерой детонационной стойкости бензинов – отражает процентное содержание изооктана в искусственно приготовленной смеси, состоящей из изооктана и н-гептана и по своей детонационной стойкости равноценной испытуемому топливу.

Октановое число бензинов можно повысить:

- воздействием на их химический состав (каталитический крекинг, каталитический риформинг);

- добавлением в базовые бензины до 40% высокооктановых компонентов (метилтретбутиловый эфир);

- введением небольшого количества специальных присадок (тетраэтилсвинец, экстралин, циклопентадиенилкарбонил марганца).

Различают моторный и исследовательский методы определения октанового числа. Для определения октанового числа используют одноцилиндровую установку УИТ-65. Моторный метод имитирует работу двигателя на форсированных режимах при больших и длительных нагрузках, характерных для междугородного движения (при частоте вращения вала 900 об/мин и подогреве рабочей смеси до 1500С). Исследовательский метод имитирует режим работы легкового автомобиля при его движении в условиях города (при чистоте вращения вала 600 об/мин и без подогрева жидкости).

 

Порядок выполнения работы

 

1. Определение наличия механических примесей и воды (качественно).

- Анализируемый бензин налить в стеклянный цилиндр.

- Определить визуальным осмотром наличие или отсутствие взвешенных или осевших на дно твердых частиц.

- Определить наличие или отсутствие водного слоя на дне цилиндра и характерной мути.

- Записать результаты оценки.

 

2. Определение содержания водорастворимых кислот и щелочей.

- Пробу бензина хорошо перемешать трехминутным встряхиванием в склянке.

- Из перемешанной пробы отмерить мерным цилиндром 10 мл бензина и слить в делительную воронку.

- Отмерить 10мл дистиллированной воды и также слить в воронку.

- Делительную воронку закрыть пробкой, снять со штатива и содержимое перемешать взбалтыванием в течение 30-40с.

- После взбалтывания воронку укрепить в штативе.

- После отстаивания водную вытяжку слить в стакан.

- Водную вытяжку из стакана налить в две пробирки.

- В одну из пробирок с водной вытяжкой испытуемого бензина прибавить две капли раствора метилоранжа, а в другую – три капли спиртового раствора фенолфталеина и содержимое в обеих пробирках хорошо взболтать.

- Сопоставить получившиеся цвета индикаторов с данными таблицы 1.1.

- Бензин считается выдержавшим испытание, если водная выдержка остается нейтральной.

- Записать результаты испытания.

 

Таблица 1.1 Окраска индикаторов в различных средах

 

Среда

Метилоранж

(окраска)

Фенолфталеин (окраска)

Щелочная

желтая

малиновая

Кислая

красная

бесцветная

Нейтральная

оранжевая

бесцветная

 

 

3. Измерение плотности бензина ареометром.

- Установить цилиндр на ровном месте и осторожно налить в него испытуемый бензин до уровня, отстоящего от верхнего обреза цилиндра на 5 – 6см.

- Выдержать бензин 2 – 3 минуты для того, чтобы он принял окружающую температуру.

- Чистый и сухой ареометр медленно и осторожно опустить в цилиндр с бензином, держа его за верхний конец.

- После того как ареометр установится, и прекратятся его колебания, произвести отсчет по верхнему краю мениска до третьего знака.

- Ареометр вынуть из цилиндра, протереть, вложить в футляр, а бензин вылить в ту же склянку, из которой наполнялся цилиндр.

- Записать результат измерения.

 

4. Определение октанового числа.

 

Октановое число бензина по моторному и исследовательскому методам определяют на октанометре ПЭ-7300.

- Отвинтить крышку датчика, включить питание прибора.

- Мерным стаканом набрать 75 – 100 мл испытуемого бензина и медленно наполнить датчик максимально полно.

- Закрыть крышку датчика и нажать кнопку «ВКЛ».

- В течение не более 10 секунд показания прибора должны установиться,      после чего записать измеренное значение октанового числа по исследовательскому методу.

- Нажать кнопку «Режим измерения» и записать отсчет величины октанового числа по моторному методу.

- Выключить питание прибора.

- Вылить бензин в стакан перевернуть датчик и слить остатки бензина, аккуратно промокнуть датчик ветошью.

- Записать результаты измерения.

 

5. Сделать заключение о пригодности испытуемого образца бензина к применению.

 

 

Контрольные вопросы:

 

1. Почему бензины не должны содержать воду и механические примеси?

2. Как определяют наличие воды и механических примесей в бензине?

3. Чем обусловливается коррозионность бензинов?

4. Почему стандартами на автомобильные бензины не допускается наличие в них водорастворимых кислот и щелочей?

5. Чем определяется содержание органических кислот в бензине?

6. Почему не допускается содержание активной серы в бензинах?

7. Какое действие оказывают неактивные сернистые соединения на бензин?

8. Каково содержание серы в отечественных бензинах, установленное стандартом?

9. Расскажите методику определения водорастворимых кислот и щелочей.

10. Какое влияние плотность бензинов оказывает на работу двигателя?

11. С помощью каких приборов определяют плотность?

12. Расскажите методику определения плотности бензина ареометром.

13. Какова плотность бензина при температуре 200С.

14. Дайте определение октанового числа бензинов.

15. Какими способами можно повысить октановое число бензинов?

16. Какие вы знаете методы определения октанового числа?

17. Расскажите методику определения октанового числа на октанометре ПЭ-7300.

 

Сочинения курсовыеСочинения курсовые