Курсовая работа "АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ В ОБЛАСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Автор: drug | Категория: Гуманитарные науки / Экономика | Просмотров: | Комментирии: 0 | 20-06-2013 23:12
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...……4
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………..….…7
1.1. Понятие и сущность стратегического планирования в деятельности муниципального образования……………………………………………..…...….…7
1.2. Этапы разработки и реализации стратегического плана деятельности муниципального образования…………………………………………..………..…13
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ В ОБЛАСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………………......23
2.1. Деятельность муниципального образования как объекта стратегического планирования……………………………...…………………………………………23
2.2. Методика и оценка стратегического планирования деятельности муниципальном образовании………………..…………………...…………………31
РАЗДЕЛ 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ПОДОЛЬСКА) …….39
3.1. Социально-экономические расчеты для составления стратегического плана развития г. Подольска………………………………………………...……………..39
3.2. Практические рекомендации по реализации стратегического плана развития г. Подольска……………………………………...…………………..........................48
Заключение…………………………………………...…………..…………………..56
Список используемых источников…………………………………………..……..58
Приложение……………………………………………………..……………………60

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.
Более полный учет территориальных факторов хозяйствования чрезвычайно важен для нашей страны, обладающей громадной территорией, для которой характерны глубокие региональные и местные различия. Они проявляются в природно-климатических и национально-исторических особенностях, в достигнутом уровне социально- экономического развития, в специализации территории и т.п. Без научного обоснованного учета этих различий, без формирования научно-методических основ территориального самоуправления, без проведения активной региональной и местной социально-экономической политики существенные успехи на пути продвижения реформ и создания эффективной хозяйственной системы по проекту невозможны. Почти все города и крупные, и малые стали разрабатывать стратегии развития, стратегические концепции развития, стратегические планы или экономические стратегии.
Степень разработанности темы. Изучение автором учебной, научной, публицистической литературы по выбранной теме показало, что в отечественной науке данная проблема стала предметом отдельного рассмотрения лишь начиная с 90-х гг. ХХ века. Среди авторов можно отметить В.А. Баринов, Б. Валетта, О.С. Виханский, А. Л. Гапоненко, А.Т. Зуб, Б. Н. Кузык, Ю.Н. Лапыгин Р.А. Фатхутдинов. Так же можно выделить и несколько зарубежных авторов, широко освятивших данную тематику в своих работах, таких как М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури., А.С. Большаков, А.Г. Гладышев, Р.Л. Дафт, Г.П.
В числе источников написания дипломного проекта использовались научные статьи и обзоры, материалы социологических исследований других авторов, журнальные и газетные публикации, информационные и новостные сайты и официальные сайты органов местного самоуправления городского округа Подольск.
Новизна дипломного проекта состоит в том, что на основе комплексного исследования деятельности муниципальных образований в области стратегического планирования представлен обобщенный результат для совершенствования социально-экономического развития города Подольск.
Объектом исследования является муниципальное образование.
Предметом исследования – стратегическое планирование деятельности муниципального образования (на примере г. Подольска).
Цель исследования – разработать рекомендации для стратегического планирования деятельности муниципального образования (на примере г. Подольска).
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Изучить основы стратегического планирования в деятельности муниципального образования;
2. Определить параметры в организации стратегического планирования деятельности муниципального образования;
3. Разработать проект стратегического плана развития муниципального образования (на примере г.Подольск);
4. Провести социально-экономические расчеты эффективности деятельности муниципального образования (на примере г. Подольска).
Практическая значимость дипломного проекта заключается в разработке и выявлении оптимальной структуры взаимодействия производственных сфер города с органами муниципальной власти, проведении социально-экономических исследований для выявления состояния существующего взаимодействия, по итогам которых разработаны рекомендации по реализации проекта стратегического плана города Подольск и совершенствование процессов управления муниципальным образованием.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Как известно, в системе управления социально-экономическими процессами особую значимость имеет функция планирования. Разрабатываемые планы и программы развития страны и территорий представляют собой деятельность по определению целей и задач управленческого процесса и разработку мер по их достижению.
В этой главе будут рассмотрены ключевые вопросы стратегического планирования в муниципальном образовании.

1.1. Понятие и сущность стратегического планирования в деятельности муниципального образования
В условиях проведения в России социальных, экономических, политических и других реформ значительно возрастает роль органов местного самоуправления в решении социально-экономических вопросов развития территорий, повышения уровня жизни и условий проживания населения. Имеющиеся на территории муниципального образования ресурсы могут стать источником экономического роста, сокращением дифференциации уровня населения и т.п. Для более плавного и целенаправленного развития на уровне муниципальных образований используют весь аппарат стратегического планирования.
Основная задача муниципального управления, как особого вида профессиональной деятельности – достижение наивысшего уровня городского благоустройства и социального благосостояния городского населения посредством наименьших затрат труда и капитала .
Реализация планов социально-экономического развития муниципального образования требует привлечение инвестиций и напрямую связанна с бюджетированием. Экономическая сущность инвестиций состоит в осуществлении вложений капитала на определенный срок в различные отрасли и сферы экономики, объекты предпринимательской и иной деятельности для достижения целей инвестирования на уровне муниципального образования, такими целями могут быть стимулирование социально-экономического развития муниципальной территорий, повышение их привлекательности, рост уровня и качества жизни населения, повышение экономической устойчивости предприятий и организаций. В рамках муниципального управления субъектами управления инвестициями выступают органы местного самоуправления, а инвесторами могут как сами муниципальные органы, таки предприятия и организации разной организационно-правовой формы, физические лица .
Современные подходы к стратегическому планированию предполагают изменение сущности планирования с точки зрения рассмотрения его как инструмента принятия и реализации жестких административных решений по достижению поставленных стратегических целей. Это предполагает:
-усиление адаптивного характера стратегического планирования (предвидения изменений внешней и внутренней региональной среды);
-научную обоснованность процесса разработки и принятия стратегических управленческих решений;
-обеспечение преемственности целей развития независимо от сроков выборов органов исполнительной и законодательной власти .
Отправной точкой разработки планов социально-экономического развития регионов стал Федеральный Закон от 20 июля 1995 года №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», который определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.
Закон поставил во главу всех работ в сфере государственной плановой деятельности разработку системы прогнозов социально-экономического развития в целом по стране, по народному хозяйству и по регионам.
Понятие «стратегии» можно рассматривать в нескольких трактовках.
Во-первых, «собственно стратегия» понимается, как документально представленное выражение о желаемом будущем состоянии экономики муниципального образования и о системе мер и ресурсов, используемых органами местного самоуправления для приближения этого будущего.
Во-вторых, «экономическая стратегия, как процесс», понимается как система документов по стратегическому управлению в совокупности с организационными структурами и процедурами, задающими определенный характер, постоянно воспроизводящиеся схемы разработки социально-экономической стратегии и обеспечение реализации стратегических целей и задач .
В конечном счете, прогноз призван на основе анализа сложившейся в регионе социально-экономической ситуации и эффективного использования потенциала территорий и других факторов выявить, как позитивные закономерности, процессы, явления и тенденции будущего, которые заслуживают государственной поддержки, так и негативные, требующие, наоборот мер по их преодолению. Исходя из этого, глубокий анализ выступает исходным пунктом прогнозно-аналитических работ по проведению определения перспектив развития региона.
Сущность стратегического планирования территориального развития на муниципальном уровне заключается в деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления по реализации управления с целью обеспечения баланса отраслевых и местных интересов в решении проблем социально-экономического реформирования и комплексного развития муниципального образования. В стратегическом планировании деятельности муниципалитета на первое место выдвигается улучшение качества жизни населения на данной территории по всем направлениям.
Стратегический план социально-экономического развития региона – универсальный механизм комплексного решения стратегических и тактических задач на основе централизованного управления и использования партнерских отношений в регионе, определение стратегических ориентаций и обеспечения согласованных действий по их достижению, которые представляют:
-выявление благоприятных и негативных для региона тенденций в развитие внешней среды;
-оценку перспективных тенденций развития внешне среды;
-определение потенциальных возможностей региона, наиболее перспективных направлений его развития;
-выработку долгосрочных задач развития;
-определение программы действий и средств ее реализации;
-отслеживание потенциальных возможностей региона, наиболее перспективных направлений его развития;
-выработку долгосрочных задач развития;
-изучение, согласование и удовлетворение частных, групповых и общественных интересов внутри общества;
-оценку реальных ресурсов, ограничений и благоприятных факторов развития региона;
-определение перспективных стратегических целей и задач территориального развития;
-формирование целевых и комплексных программ, мероприятий и обоснование финансовых источников, и их реализации .
В основе стратегического планирования лежит научное обоснование стратегического выбора, разработка технологических подходов и инструментов для реализации выбранной стратегии, обоснованный поиск путей и необходимых ресурсов, обеспечивающих достижение стратегических целей.
В данном дипломном проекте под стратегическим планированием будем понимать наиболее адекватный инструмент, способный укреплению взаимоотношений администрации с общественностью, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города.
Под стратегическим планированием в деятельности органов местного самоуправления будем понимать важнейший вид управленческого процесса в социально-экономической сфере.
Стратегическое планирование является одной из важнейших функций управления муниципальным образованием, которое, в свою очередь, возникло, как специальный вид деятельности, как реакция на объективную необходимость координировать труд людей в масштабе коллектива организации, определенной отрасли экономики, сферы деятельности и т.д.
Кроме того, управление выступает, как форма организации коллективной деятельности людей, как целенаправленное воздействие на работников с целью достижения цели.
Сущность управления выражается через следующие процессы:
-организация управления;
-процесс управления;
-информация;
-мотивация.
Основой для последующего выбора небольшого числа приоритетных направлений и проектов является анализ. Базой для стратегического анализа являются: традиционный статистический анализ, сравнительный анализ, опросы экспертов, социологические опросы. Эти методы используются на предварительной стадии для накопления и систематизации первичной информации.
Суть стратегического анализа – анализ конкурентоспособности города по отдельным факторам в сравнении с аналогами, соседями.
Для выявления потенциальных возможностей региона и решения существующих проблем выполняется ситуационный анализ, сведенный к исследованию факторов и внутренней (STEP и SWOT-анализ) среды.
Одним из инструментов стратегического анализа является SWOT-анализ (см. Приложение 1).
Сущность этого метода отражается в его названии. Аббревиатура SWOT образована начальными буквами английских слов, означающих – сила, слабость, возможности, опасности.
SWOT-анализ может рассматриваться как средство представления, анализа результатов детальных обследований и обоснований, итогом которых становятся четкие суждения относительно сравнительных преимуществ или недостатков города. Идеология SWOT-анализа позволяет при этом не упустить из виду конечную цель всех расчетов и обоснований – дать ответ на вопросы о перспективных направлениях развития, позволяющих активизировать естественные преимущества, элиминировать недостатки, использовать все открывающиеся возможности и избежать потенциальных опасностей .
Другим не менее важным инструментом стратегического анализа считают STEP (PEST) анализ (см. Приложение 2). Анализ влияния внешней среды показывает, какое влияние она оказывает с точки зрения правовой, политической, социально-демографической, экономической, научно-технической, экологической, культурной и т. п.
Внешний анализ включает в себя оценку всех значительных элементов внешней среды организации. Его цель поиск возможностей угроз, стратегических неопределенностей и стратегических альтернатив .
Таким образом, стратегическое планирование – это важнейший вид управленческого процесса в социально-экономической сфере, когда активно происходит формирование рыночных и конкурентных отношений.
Суть стратегического планирования состоит в определении приоритетной сферы хозяйственной деятельности с учетом факторов внешней среды и имеющихся ресурсов. В процессе стратегического управления необходимо обосновать способ организации выбранного дела, включая источники и механизмы привлечения ресурсов, применяемые технологии, технические средства и т.д.


1.2. Этапы разработки и реализации стратегического плана деятельности муниципального образования
Основными документами в сфере комплексного социально-экономического развития муниципального образования являются стратегический план. Стратегический план развития города – это своего рода «золотая середина» между рыночным способом хозяйствования и целесообразностью централизованного планирования. Он позволяет сформулировать перспективные цели и ориентиры социально-экономического развития города, использовать экономические рычаги и стимулы в принятии решений, выбирать альтернативные варианты развития, эффективно работать в рыночной экономике. В этом параграфе мы подробно рассмотрим принципы и этапы разработки стратегического плана деятельности муниципального образования.
Разработка стратегического плана должна осуществляться на основе существующего анализа социально-экономического положения в городе, направленного на выявление важнейших характеристик города, основных условий его развития, конкурентных преимуществ и недостатков, профильных секторов экономики и предприятий, имеющих наилучшие перспективы развития и составляющих градообразующею основу города .
Разработка стратегического плана – сложная научно-практическая задача, которая решается на основе обоснования ресурсного обеспечения при реализации стратегического выбора муниципального образования при ориентации на достижении главной цели – поэтапного повышения качества жизни населения территории.
Безусловным инициатором стратегического менеджмента муниципального образования должны быть муниципальные служащие, выборные должностные лица местного самоуправления. Иногда инициатором данного процесса выступают депутаты представительного органа местного самоуправления или общественные организации и частные лица.
Для разработки проекта стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования решением главы местной администрации формируется временный творческий коллектив из 7 или 9 человек. Руководителем временного творческого коллектива выступает Глава местной администрации или его заместитель. Определяется техническое задание на разработку стратегического плана (в техническом задании определяются сроки, режим и условия работ, задаются требования к содержательной стороне плана, определяется работа экспертов в процессе и по итогам общественной экспертизы проекта) .
На этом этапе важно донести необходимость стратегического управления в целом, основных логических аспектов и принципов непосредственной разработки и стратегического плана развития муниципального образования до сведения всех потенциальных участников. При достижении взаимопонимания принимается решение о порядке организации работ данного творческого коллектива.
Члены временного творческого коллектива определяют круг основных мероприятий, которые будут проведены для разработки стратегического плана. Такими мероприятиями могут быть:
- конкретные поручения отдельным специалистам администрации местного самоуправления, например, подготовка вторичной информации о состоянии дел в определенной области (образование, здравоохранение и другие);
- подготовка и проведение социологического исследования с целью выявить мнение частных лиц – жителей муниципального образования по кругу вопросов;
- подготовка запросов с целью получения информации в министерства и ведомства;
- получение консультаций отдельных специалистов;
- проведение ряда семинаров, рабочих встреч, круглых столов с широким кругом участников для выработки рабочих гипотез;
- информирование общественности и привлечение всех заинтересованных лиц к работе через местную прессу, радио и телевидение;
- проведение семинаров обучающего характера для работников администрации местного самоуправления по вопросам стратегического планирования развития муниципального образования и ряд других мероприятий.
По инициативе временного творческого коллектива формируется расширенный состав временного творческого коллектива, в который могут быть приглашены специалисты администрации местного самоуправления, депутаты местного Совета, предприниматели, представители различных общественных организаций и инициативных групп и независимые эксперты. Общее количество человек расширенного творческого коллектива составляет в среднем 30 человек. Члены расширенного творческого коллектива будут являться основными участниками творческого процесса по разработке стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования.
В результате проделанной работы будет сформирован проект стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования .
Применительно к управлению структурным преобразованиям представляется следующая схема стратегического планирования:
1. Разработка концепции перспективного комплексного социально-экономического развития территорий как прогнозно-аналитического документа содержащего систему расчетов и оценок потенциалов развития региона;
2. Формирование перечня целевых комплексных программ социально-экономического развития;
3. Обоснование конкретных инвестиционных проектов и мероприятий по реализации концепции стратегического планирования.
Подготовительный этап достигается путем разработки научно-обоснованной концепции стратегического выбора теории.
Осуществление прогнозно-аналитической деятельности включает:
- анализ основных тенденций и характеристик социально-экономического положения муниципального образования;
- диагностический анализ;
- стратегический анализ.
Основой стратегического планирования является анализ. Анализ становится основой для последующего выбора небольшого числа приоритетных направлений и проектов, поэтому он очень важен. Базой для стратегического анализа являются: традиционный статистический анализ, сравнительный анализ, опросы экспертов, социологические опросы. Эти методы используются на предварительной стадии для накопления и систематизации первичной информации .
Суть стратегического анализа состоит в определении конкурентоспособности города по отдельным факторам и сравнение его с аналогами, соседями.
Необходимыми элементами анализа являются:
- анализ внешней среды, в которой проходит развитие города, (экономические и социальные тенденции регионального, российского и мирового уровня),
- анализ экономико-географического положения,
- анализ межбюджетных отношений и возможностей воздействия на их изменение,
- анализ ресурсов, в том числе организационных,
- анализ социального потенциала, психологической готовности к переменам,
- анализ интересов основных действующих лиц – отраслевых группировок, отдельных групп населения, кланов, элит; нужно понимать, кто конкретно способен поддержать стратегический план, чьи интересы могут быть затронуты и реализацией отдельных направлений и проектов плана .
Стартовый социально-экономический потенциал территории (то есть достигнутый к моменту проведения аналитических работ) может быть представлен, в известной мере условно, тремя основными структурными составляющими:
Во-первых, это блок базовых ресурсных потенциалов территории;
Во-вторых, может быть выделен блок обеспечивающих потенциалов социально-экономического развития территории. Этот блок объединяет локальные потенциалы, которые призваны способствовать реализации базовых ресурсных потенциалов.
В-третьих, блок потенциалов готовности к социально-экономическим преобразованиям в муниципальном образовании.
Если рассматривать организационный аспект формирования стратегического плана, то новизна и сложность работ, связанных с обоснованием комплекса функций, выполняемых территорией в будущем, обуславливает необходимость совместных усилий для решения проблем перспективного развития административно-территориальных образований.
Целеполагание начинается с обоснования и выбора наиболее общей цели, выражающей предназначение управленческой системы.
Стратегический выбор включает выработку серии стратегических альтернатив, исходя из целей, преимуществ и недостатков, а также внешних возможностей и угроз. Каждая стратегическая альтернатива может представлять возможные направления действий. На этом этапе фигурирует следующий основной вопрос: какие направления стратегического развития кажутся наиболее приемлемыми? При разработке стратегий важно учесть наибольшее возможное количество вариантов, так как существует тенденция учитывать только наиболее очевидно приемлемые варианты и уже на ранних этапах выдвижения альтернатив отбрасывать остальные. Однако такая оценка всегда субъективна. Очевидные варианты не обязательно являются лучшими. И это обстоятельство может лишить вариантов, которые при более детальной проработке на этапе оценки вариантов обнаружили бы свои преимущества.
Отобранный для последующего формирования стратегического плана стратегический выбор должен в общем случае удовлетворять следующим требованиям:
- обеспечивать реализацию муниципальных стандартов качества жизни населения;
- обеспечение развития экономики до уровня позволяющего городским властным структурам реализовать право на осуществление в данном муниципальном образовании местного самоуправления;
- быть экономически эффективным, т.е. обеспечивать достижение целей с наименьшими затратами;
- минимизировать риски, связанные с реализацией муниципальным образованием своего нового стратегического выбора.
По результатам прогноза осуществляется выявление и предварительная оценка перспективных проблем социально-экономического развития региона .
Одним из направлений, способствующих пониманию руководством муниципалитетов, как и для чего составлять стратегии развития могла бы стать разработка четкого унифицированного механизма управления процессом стратегического планирования, который в общем виде можно изобразить в виде своеобразной пирамиды, представленной на рис. 1, и использовать его смогли бы все муниципалитеты но, с одной оговоркой, т.е. с учетом особенностей каждого муниципального образования.
Весь процесс при этом можно разделить на 4 линии деятельности (рис.1), равно необходимые для успеха стратегического планирования. Обозначим их условно как координация, разработка, экспертиза и продвижение.

Рис. 1. Унифицированный механизм управления процессом стратегического планирования (в разбивке на стадии и этапы)

Координация. Этим термином обозначена деятельность по управлению процессом стратегического планирования, включая функции организации и финансирования. Кроме того, в рамках координации происходит фиксация и архивация результатов, а также нормативно-правовое обеспечение – легитимизация результатов каждого этапа и процесса в целом путем оформления документов соответствующего уровня: от протоколов заседаний до нормативных актов. В рамках координации соединяются процессы политического уровня (утверждение документов), методического (обучение и методическое обеспечение работы экспертов и координаторов) и рабочего уровня (фиксация результатов). Субъектом данной деятельности становится «координационный центр», создаваемый либо внутри администрации муниципального образования, либо с ее участием на базе агентства развития или исследовательской организации.
Разработка. Зачастую стратегический план разрабатывается с точки зрения учета интересов со стороны, так называемых стейкхолдерами при поддержке экспертов. В широком смысле стейкхолдер – одно из физических или юридических лиц, заинтересованных в финансовых и иных результатах деятельности муниципалитета. Это принципиально, и это требует специальных усилий по организации творческого процесса выдвижения идей, обсуждения и выработки согласованных решений самими стейкхолдерами. Для этого создаются тематические комиссии, объединяющие стейкхолдеров, представляющих власть, бизнес и общество, в которых и происходит разработка стратегического плана.
Экспертиза. Задача экспертизы - обеспечить условия для продуктивной деятельности стейкхолдеров, предоставить необходимый исходный фактический и статистический материал, создать творческую атмосферу в процессе заседаний, зафиксировать и обработать результаты обсуждений, дать оценку выдвигаемым проектам, формализовать процедуры выбора из имеющихся альтернатив, подготовить проекты итоговых текстов разделов стратегического плана. Субъектом экспертизы являются отдельные эксперты, закрепленные за тематическими комиссиями и экспертные группы, образуемые для оценки проектов .
Работа по линиям «разработка и экспертиза» тесно переплетена и является центральной для определения содержания стратегического плана.
Продвижение. Этим термином объединяется работа по информированию и вовлечению стейкхолдеров и общественности в процесс разработки и реализации стратегического плана, а также по маркетингу и презентации стратегического плана и стратегических проектов. Без этой деятельности не может быть реализован потенциал стратегического планирования как инструмента формирования гражданского общества и местного патриотизма. Без маркетинга и презентации план останется известным лишь небольшой группе людей, и не станет ориентирующим документом для инвесторов. Поэтому необходимо определить субъекта, который будет специализирован на данной деятельности .
Таким образом, разработка стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования – сложная задача, требующая привлечения высококвалифицированных специалистов и использования соответствующей технологий. Разработанный стратегический план социально-экономического развития позволяет определить готовность города к реагированию на выявленные факторы влияния внешней среды и объединить ресурсы внутри города. Кроме того, он свидетельствует о способности города вести планомерную работу и по привлечению внешних ресурсов для его развития. Именно поэтому стратегическое планирование становится необходимым элементом управления в условиях набирающих скорость перемен, происходящих в экономике и обществе. Современная экономика требует перехода от административного иерархического планирования к стратегическому планированию. Поиск нового качества и содержания в планировании социально-экономического развития муниципальных образований привел к появлению новых форм и методов этой деятельности.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ В ОБЛАСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Стратегическое планирование является наиболее адаптированным инструментом теории управления к современным условиям развития таких сложных систем, каким является город. Его сущность заключается в ориентации на конечную цель развития, эффективное расходование для ее достижения имеющихся ресурсов, использование всех возможностей и парирование предполагаемых угроз. При этом важен не только стратегический план как итоговый документ, но и процесс его разработки и обновления как важнейший инструмент выявления идей и инициатив, достижения общественного согласия.
В этой главе мы рассмотрим такие вопросы, как деятельность муниципалитета с точки зрения стратегического планирования, а также подходы и критерии для стратегического планирования в контексте деятельности муниципального образования.

2.1. Деятельность муниципального образования как объекта стратегического планирования
Муниципальное управление – это управление социальными общностями на основе территориального принципа. Целью муниципального управления является обеспечение оптимальных условий для функционирования и развития территориальных общностей, располагающих статусом относительно самостоятельной хозяйственной единицы.
Муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Однако тот факт, что в России далеко не все территориальные поселения спешат обрести статус муниципальных образований, свидетельствует о том, что наряду с юридическими признаками муниципальных образований особое значение имеют признаки социально-экономические, определяющие мотивацию территориальных поселений на получение правовой автономии. Перечислим эти признаки.
Экономическая самодостаточность территории, заключающаяся в наличии на ней необходимого количества хозяйствующих субъектов, получающих устойчивую прибыль и заинтересованных в развитии территории, перечисляя последней часть своих доходов.
Особое место территории в системе общественного разделения труда, подчеркивающее ее влияние на жизнедеятельность других территорий и привлекательность для сторонних инвесторов.
Значительная доля активного населения, способного самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, изыскивать для этого материальные и организационные ресурсы.
Заинтересованность региональной власти в существовании на территории субъекта федерации экономически устойчивых и активных территориальных поселений, действующих в режиме хозяйственного расчета и пользующихся поддержкой со стороны проживающего в них населения .
Местное самоуправление представляет собой средство регулирования воспроизводственного процесса в интересах населения, проживающего на данной территории. Оно выступает необходимым условием для обеспечения соответствия интересам жителей решений, принимаемых органами власти и управления. Последние должны способствовать устойчивому социально-экономическому развитию территории, созданию действенной социальной защиты населения и стабилизации уровня его потребления. В этом смысле местное самоуправление есть форма и способ развития разнообразных способностей населения, создания стимулов к труду, в том числе мотивации выполнения управленческих функций.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций .
Согласно статье 17 настоящего закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
2) установление официальных символов муниципального образования;
3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований .
Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Исходя из этого, полномочия органов местного самоуправления формируют направления деятельности муниципального образования направленные на удовлетворения потребностей населения, чем и является основной целью стратегического планирования. Применительно к муниципальному управлению цель стратегического планирования должна ориентироваться на социальные установки, а также обязательно включать в себя экономические аспекты функционирования предприятий и организаций города .
Как уже было отмечено в предыдущих главах, муниципальное хозяйство, в силу двойственности своей природы действует в двух различных по своей сути средах, испытывает на себе различия влияния, которые должны учитываться при организации управления муниципальным хозяйством.
Как самостоятельный субъект хозяйственной деятельности органы местного самоуправления вынуждены учитывать и влиять на всю совокупность производственных отношений и хозяйственных интересов на территории муниципального образования.
Планирование в схеме развития территориального образования предполагает разработку последовательности выполнения намеченных целей и задач, ориентированных на поддержание жизненного уровня населения, условий его проживания, совершенствования и развития.
С точки зрения сроков планирования финансовой деятельности территориальных образований традиционно выделяют три вида планов: краткосрочный (1 год), среднесрочный (3 года) и долгосрочный (свыше 5 лет) .
Планирование является исходной функцией в муниципальном менеджменте и призвано заложить основные ориентиры в функционировании и развитии территориального образования на определенный срок. На основе планов разработки программы развития территориального образования устанавливаются приоритеты и ценностные предпочтения. Благодаря функции планирования территориальное образование не только определяет для себя перспективы собственного развития, но и устанавливает связь между органами управления и населением, проживающим на территории. Открытость и взвешенность планов является гарантией их исполнения и обеспеченности ресурсами.
Основу планирования составляет набор документов, призванных упорядочить механизм пропорционального развития территории на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Прежде всего, это концепция социально-экономического развития территории, охватывающая все стороны ее жизни и базирующаяся на тщательно отработанной версии корпоративной миссии и геополитического потенциала территории. Целью экономической концепции, по словам Р.И. Шнипера, является «заблаговременное рассмотрение отраслевых и общетерриториальных проблем, с которыми регион сталкивается в далекой перспективе и по которым должна быть начата подготовка решений» .
В качестве некоторых направлений в разработке такой концепции новосибирский ученый выделяет следующие: достигнутый в регионе уровень развития производительных сил и накопления богатства; место в территориальном разделении труда; монопольное положение в отношении уникальных, остродефицитных или конкурентоспособных ресурсов; величину ресурсов и необходимый уровень концентрации производства для их эффективного использования; характер использования преимуществ в территориальном разделении труда; интересы сопредельных регионов и государств и пр.
Разработанная концепция должна подкрепляться экономической стратегией, содержание которой составляет анализ и оценка перспектив развития ключевых отраслей региональной экономики, сформировавшихся вокруг ведущих производственных центров. Экономические стратегии трансформированы в набор соответствующих программ (проектов) с наличными ресурсами и сложившейся организационной моделью управления.
И, наконец, низший слой в перечне планов территориального образования составляют рабочие планы мероприятий по претворению в жизнь принятых проектов. Это могут быть также планы по определенным направлениям, рассматриваемым в качестве точек потенциального роста (план финансовой поддержки). Данные планы имеют текущий характер и выполняются с учетом дополнительных обстоятельств и требований конкретных ситуаций.
Объектом планирования выступает производственная система, значение которой заключается в ее способности опережающего отражения сложившихся тенденций развития и состояния объекта. В основу плана закладывается совокупность приоритетов территориального образования, опирающегося на ресурсную базу и финансовые источники.
В рамках осуществления функции планирования ответственное лицо реализует, как правило, одну из нижеперечисленных задач:
- общее руководство реализацией планов и программ на территории;
- увязка реализуемых планов с приоритетными задачами в развитии национального хозяйства;
- разработка межотраслевых балансов и расчет финансового и материального обеспечения избранных приоритетов;
- составление оперативных экономических планов и текущий контроль над их исполнением;
- планирование фискальной политики администрации региона, и разработка предложений по нефискальным методам привлечения средств на развитие территории;
- разработка долгосрочных и среднесрочных планов развития территории .
Составление планов становится возможным благодаря соблюдению ряда принципов:
- эквифинальности, т. е. свойства планируемой системы определять свой рост не из собственных предпосылок, а от текущего состояния системы, вызванного ее реальным положением в среде.
- мозаичности, т. е. выделения в структуре плана равноправных субъектов планирования.
- комплексности – учета в содержании плана полноты и разнообразия имеющихся в обществе проблем и интересов, выраженных во взаимосвязи и согласованности друг с другом, а также с обеспечивающими их ресурсами.
- пропорциональности – функции плана, связанной с требованием выравнивания и учета при распределении целей и ресурсов между территориальными образованиями в соответствии с местом данной территории в системе национального разделения труда и приоритетами социально-экономического развития.
- экологичности – формообразующей роли среды в обеспечении целостности планируемой системы.
- экономичности – необходимости минимизации расходов по всем направлениям плана .
Разработанный стратегический план социально-экономического развития позволяет определить готовность города к реагированию на выявленные факторы влияния внешней среды и объединить ресурсы внутри города. Кроме того, стратегический план развития города свидетельствует о способности города вести планомерную работу и по привлечению внешних ресурсов для его развития.
Можно с уверенностью утверждать, что миссией муниципального управления является повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования.
Таким образом, эффективность и целесообразность органов местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.


2.2. Методика и оценка стратегического планирования деятельности муниципальном образовании
Оценка городских стратегических планов и программ – закономерный этап в развитии муниципального управления. Муниципальная власть, как самая близкая к населению, испытывает на себе контролирующее действие с различных сторон и управленческих уровней. В следующем параграфе будут рассмотрены основные подходы и критерии стратегического плана муниципалитета.
Стратегии развития муниципального образования – это важнейший элемент, в котором формируются окончательные выводы о целях социально-экономического развития территории, факторах и механизме его достижения, а также о методах управления этим развитием. Выводы делаются с учетом новых тенденций и особенностей социально-экономического развития региона, страны и муниципального образования. В основу концепции должны быть положены разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявление приоритетных направлений развития муниципального образования, анализ ресурсов развития, а также конкурентные преимущества муниципального образования .
На основе концепции стратегии развития муниципального образования формируется план конкретных стратегических действий, представляющий собой вектор развития муниципального образования и имеет следующий порядок формирования:
- стратегический анализ муниципального образования;
- разработка и оценка сценариев развития на основе эталонной и действующей стратегий;
- выработка философии развития муниципального образования, включающая в себя определение видения, миссии, целей и задач муниципального образования;
- определение подходов и методов разработки стратегических планов и действий .
Развитие системы городского стратегического планирования влечет повышение интереса к методологической составляющей процесса стратегирования. Со стороны органов власти и местного самоуправления растет понимание того, что стратегия – это не просто набор целевых ориентиров, а четко выстроенная программа конкретных действий, которые необходимо предпринять в долгосрочной перспективе для достижения поставленных целей. Соответственно возрастают требования к вопросам оценки стратегий, так как большое количество стратегических документов, разработанных муниципальными образованиями в разных регионах России, зачастую не соответствуют даже общим требованиям стратегического планирования.
Оценка городских стратегических планов и программ – закономерный этап в развитии муниципального управления. Муниципальная власть, как самая близкая к населению, испытывает на себе контролирующее действие с различных сторон и управленческих уровней. С одной стороны она находится под пристальным вниманием со стороны населения, с другой стороны, федеральные органы власти так же контролируют деятельность местных органов самоуправления .
Изменение роли и функций городов в системе государственного управления определялось общей логикой преобразования государственного устройст¬ва страны, становления местного самоуправления и формирования в его рамках правового статуса города. Оценка стратегического развития территорий в практике российского муниципального управления – достаточно новый процесс. В первую очередь, потому, что российские города начали разрабатывать стратегические планы социально-экономического развития сравнительно недавно. Если за рубежом бум на городские стратегии приходится на 60–70 гг. ХХ века, то в России первые стратегические планы появились лишь в конце 90-х гг. ХХ века .
В настоящее время существует множество методик оцеоки стратегических планов и программ на муниципальном уровне (рис. 2).

Рис. 2. Классификация методик оценки стратегий и долгосрочных программ социально-экономического развития

Тем не мене, в Российской Федерации существуют собственные разработки методик оценки социально-экономических стратегических проектов и программ. На сегодняшний день можно выделить несколько групп подходов к оценке городских стратегий. Методики оценки стратегий разраба-тываются научным сообществом по заказу органов местного самоуправления органов государственной власти или по собственной инициативе, так как ощущается методологический пробел. Оригинальные методики могут разра-батывать и сами муниципальные образования. Разработкой методик оценки занимаются ре¬гиональные власти, создавая методические ре¬комендации, позволяющие оценивать стратегические планы муниципальных образований.
Среди методик, разработанных научным сообществом, на наш взгляд, особого внимания заслуживают методики МЦСЭИ «Леонтьевский центр» и Фонда «Институт экономики города». Обе методики представляют комплексные проекты по оценки городских стратегий, однако их основой служат уже зарекомендовавшие себя методы статистического анализа и экспертной оценки.
Методика, разработанная МЦСЭИ «Леонтьевс¬кий центр» (Б.С. Жихаревич, Н.Б. Жунда, И.А. Корелина, Л.Э. Лимонов, О.В. Русецкая), легла в основу мониторинга Стратегического плана Санкт-Петербурга в 2001 году, дальнейшее свое развитие получила в результате консультационной деятельности, осуществляемой Центром в других российских городах. Методика, внедряемая в практику российского стратегического планирования Фондом «Институт экономики города» (Г.Ю. Ветров, Д.В. Визгалов, Д.В. Шанин, Н.И. Шеверова), уделяет особое внимание оценке среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития муниципальных образований .
Ключевыми составляющими данных методик являются статистический анализ данных социально-экономического развития территорий и экспертная оценка программных и стратегических проектов. Вместе с тем, комплекс проблем, существующих на уровне муниципальной статистики, не позволяет в полной мере отследить степень изменения необходимых для оценки показателей. Так, согласно Указу Президента № 607 от 28.04.2008 (в ред. от 13.05.2010 г.) «Об оценке эффективности деятель¬ности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» администрациям муниципальных образований предписано собирать и публиковать на официальном сайте статистические данные, используемые для расчета показателей деятельности органа местного самоуправления.
Методика использования экспертных оценок так же является распространенной для оценки деятельности органов власти. Однако метод экспертного анализа требует больших, по сравнению с методом статистического анализа, затрат, т.к. работа эксперта – это творческая деятельность, предполагающая высокий уровень компетенции эксперта, его знание конкретной городской ситуации, умение четко расставлять приоритеты социально-экономического развития для конкретной территории.
Понятия «оценка» можно представить как экспертизу стратегических проектов, направленную на анализ их действия, произведенного ими эффекта и сравнение этих результатов с определенными, выявленными в процессе работы критериями (например, «что было – что стало после реализации программы» или «что стало – что должно было стать по плану, предусмотренному в стратегии»). Таким образом, оценка социально-экономических стратегий – это всегда сравнение, по итогам которого выносится суждение об эффективности программы и разрабатываются рекомендации на будущее.
Итоговым результатам оценки является отчет о стратегической деятельности муниципального образования. В отчет входит информация, полученная путем анализа экспертных оценок процесса, содержания, продвижения стратегии и результата, полученного в ходе разработки и внедрения стратегического плана .
Бесспорным плюсом вышеназванных методик является их комплексность − попытка учесть множество факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие муниципальных образований в стратегической перспективе. Авторы сводят воедино весь массив информации по стратегическому планированию, однако можно отметить чрезмерный упор на экспертную оценку, которая не может быть лишена субъективизма. Данная оценка стратегического планирования и стратегического плана, безусловно, ориентирована только на наиболее общие для городов социально-экономические параметры. Она не предусматривает более детального и глубокого анализа, насколько реализация стратегического плана в городе повлияла на уровень его социально-экономического развития и уровень жизни горожан, предполагается, что данный информационный анализ будет проводиться согласно системе индикаторов, определенной в каждом отдельно взятом стратегическом плане.
Анализируемые методики, хотя и имеют ряд общих черт, но серьезно отличаются по внутреннему содержанию. Так, методика Леонтьев¬ского центра основной упор делает на содержа¬тельную оценку стратегии, а методика Фонда «Института экономики города» − на институциональную составляющую.
Среди критериев оценки методик можно выделить те, которые относятся к содержательной части (составляющие процесса, цели и индикаторы оценки) и номинальные (новизна, инструментальность, доступность изложения, затратность). В содержательной части обе методики дополняют друг друга и демонстрируют важность продвижения оценочных составляющих в методологию городского стратегического планирования. Что же касается внешних, номинальных характеристик, то именно они демонстрируют разницу подходов к оценке стратегии. Так, имея высокую степень научной новизны, оба подхода отличаются выбором методического подхода к оценке, Фондом «Институтом экономики города» использована методика основанная на статистических данных, тогда как Леонтьевский центр предлагает основываться на экспертной оценке. С одной стороны, оценка стратегии через статистику «лежит на поверхности», муниципальные власти регулярно готовят и публикуют статистические данные, таким образом, проследить достижение тех или иных показателей не составляет труда. Но по нашему мнению, такой подход влечет однобокость оценки, т.к. не объясняет причин, по которым могут быть или не быть достигнуты те или иные показатели. Однако такой способ оценки является наименее затратным для городских властей .
Оценка стратегии происходит как оценка трех ее составляющих: оценка социально-экономического положения города, оценка хода выполнения плана и эффективности реализации долгосрочных целевых программ, а также социологическая оценка реализации стратегии. При этом оценка стратегии проводится на основе показателей мониторинга, разработанного с применением количественных показателей.
Предполагается осуществление мониторинга на трех уровнях, для каждого из которых была разработана собственная подсистема (группа) индикаторов, а именно: целевые ориентиры перспективного образа города в 2020 году; индикаторы реализации задач в рамках стратегического плана; индикаторы оценки эффективности долгосрочных целевых программ.
Первая группа включила в себя 14 индикаторов (целевых ориентиров), разбитых на три подгруппы, соответствующие трем стратегическим целям Стратегии (высокие стандарты качества городской среды, сильная конкурентоспособная экономика и город как равноправный партнер процессов развития).
Вторую группу составили 52 индикатора, привязанные к задачам Стратегии.
Третья группа формировалась в соответствии с целями и задачами долгосрочных целевых программ. Система индикаторов разрабатывалась с опорой на традиционные принципы: комплексность, непрерывность, прозрачность и сопоставимость с ретроспективными показателями по Рязани, Рязанской области, России в целом и другим муниципальным образованиям. Для индикаторов всех трех групп были определены базовые значения на исходный год начала стратегирования (2007 год) и целевые значения на финальный год реализации Стратегии (для индикаторов первой и второй групп) и на каждый год реализации соответствующей целевой программы (для индикаторов третьей группы). Кроме того, для каждого из индикаторов второй группы, в некотором роде ключевых для мониторинга Стратегии, была предложена методика расчета на основе первичных данных с указанием источников этих данных.
На основе индикаторов мониторинга были выработаны подходы к оценке реализации стратегии. В соответствии с принципами проведения мониторинга были предложены три вида оценки: оценка социально-экономического положения города, оценка хода выполнения плана и эффективности реализации долгосрочных целевых программ, а также социологическая оценка реализации стратегии .
Таким образом, можно выделить общие тенденции российского регионального страте¬гирования.
Во-первых, нередко разработка городских и региональных стратегий доверяется консалтинговым компаниям, при этом существует опасность того, что приглашенные эксперты не смогут детально разобраться в специфических особенностях конкретного муниципального образования;
Во-вторых, стратегические планы российских городов зачастую отличаются простотой суждений, отсутствием четкой, выверенной картины желаемого будущего;
В-третьих, планы стратегического развития российских городов часто не содержат механизмов включения стратегии в реальную социально-экономическую структуру конкретного города, являясь просто проектом, оторванным от действительности.


РАЗДЕЛ 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ Г. ПОДОЛЬСКА)
Переход на инновационные технологии, глубокая модернизация не только отраслей экономики, но и системы управления в целом – в этом залог успеха как всей России, так и Московской области в обозримой перспективе. Подольск находится в стратегически важном регионе, и во многом именно здесь будет задаваться ритм модернизации, определяться скорость инновационного роста не только центрального региона, но и России.

3.1. Социально-экономические расчеты для составления стратегического плана развития г. Подольска
Город Подольск – один из крупнейших промышленных центров Подмосковья с многоотраслевым производством, развитой социальной инфраструктурой, основанный в 1781 году.
По территории г. Подольска проходит Московская железная дорога (Курское направление), которая является составной частью транспортно-коммуникационного каркаса Московской области и центрального региона в целом. Город и его промышленные предприятия обслуживаются железнодорожными станциями Подольск, Силикатная и Кутузовская, расположенными на магистральной железной дороге Москва-Харьков в 40 км от Москвы .
13 сентября 2008 года после реконструкции состоялось открытие спортивного комплекса «Труд». Стадион предназначен для проведения всероссийских и международных соревнований по футболу и легкой атлетике, а также для тренировок спортсменов.
Основу экономического и социального развития города Подольска составляет промышленное производство. Промышленные предприятия являются основными плательщиками налогов в бюджет города. Развитие промышленности способствует повышению качества жизни горожан, так как обеспечивает занятость населения и высокий уровень заработной платы.
Проанализировав Программу комплексного социально-экономического развития муниципального образования «городской округ Подольск Московской области» на 2012 – 2016 годы и выделив три наиболее сильных направления, рационально предложить три стратегических направления развития города Подольск.
ПРОГРАММА 1. Подольск – центр спортивного туризма.
Развитие физической культуры и спорта в стране в настоящее время осуществляется с позиции улучшения качества жизни населения, его благосостояния, формирование здорового образа жизни, духовности, гражданственности и социальной активности россиян.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель – повышение имиджа города, в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года, оборудование города, как спортивная площадка для проведения турниров и проведение тренировок, популизация спорта в социуме города.
Задачи
- создание оптимальных условий для приезжих спортсменов и туристов;
- увеличение числа площадок для тренировок и оборудование гостиничных комплексов;
- пропаганда здорового образа жизни.
ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
- обеспечение дополнительными спортивно-тренировочными комплексами;
- приобретение инвентаря и оборудования;
- приобретение экипировки;
- оборудование стадиона согласно требованиям проведения чемпионата;
- совершенствование транспортной инфраструктуры;
- подготовка и совершенствование системы безопасности;
- решение вопросов установки рекламных конструкций для размещения плакатов ФИФА в период проведения игр чемпионата мира
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- популяризация и повышение конкурентоспособности города не только на территории России, но и за ее пределами;
- развитие и совершенствование различных смежных отраслей;
- повышение имиджа города в сфере «Здорового образа жизни»;
- улучшение качества физического воспитания населения.
- создание условий для подготовки города Подольск, как одной из площадок проведение турниров по чемпионату мира по футболу 2018 года.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ
- улучшение и расширение транспортной инфраструктуры, строительство скоростных автомагистралей напрямую к ближайшим аэропортам (Домодедово);
- расширение спортивных и гостиничных комплексов в непосредственной близи от стадиона.
ПРОГРАММА 2. Подольск – транспортный узел центрального региона.
Выгодное географическое положение города полноценно позволяет использовать внутренние ресурсы для создание современного транспортно-логистического узла, что поспособствует освоению возрастающих объемов внешнеторговой деятельности и укрепление роли города в хозяйственной роли региона.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель – создание условий для формирования в Подольске крупного транспортно-логистического узла, интегрироваться в транспортно-логистическую систему страны.
Задачи
- создание систему управление транспортно-торговым логистическим комплексом;
- развитие сбалансированной транспортно-торговой логистической инфраструктуры, осуществляющей грузо- и пассажиропотоков;
- увеличение грузо- и пассажиропотоков на межрегиональном и региональном уровнях.
ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
- разработка схемы размещения транспортно-логистических объектов;
- разработка схемы размещения пассажирских узлов;
- организация современных контейнерных терминальных комплексов в местах пересечения грузопотоков различных видов транспорта;
- реконструкция, модернизация существующих складских мощностей на основе современных технологий;
- реконструкция железнодорожных путей, с целью создания обходных для города логистических путей;
- реконструкция прямой дороги «Подольск-Домодедово».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Создание конкурентоспособного транспортно-логистического центра за счет:
- внедрения современных технологий;
- увеличение числа транспортно-логистических площадок;
- увеличение грузо- и пассажиропотока;
- интеграции Подольска в региональную и межрегиональную транспортную систему.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ
- улучшение и расширение транспортной инфраструктуры, строительство скоростных автомагистралей напрямую к ближайшим аэропортам (Домодедово);
- расширение и увеличение числа транспортно-логистических площадок, складских помещений и оборудование современных контейнерных терминальных комплексов.
ПРОГРАММА 3. Подольск – промышленный центр московского региона.
В социально-экономическом развитии г. Подольска ведущая роль традиционно принадлежит промышленному комплексу, занимающему в структуре объемов отгруженных товаров собственного производства порядка 25%.
На территории города осуществляет деятельность 49 крупных и средних промышленных предприятий, более 100 малых и около 80 микропредприятий. Среди крупных и средних предприятий города лидируют по объемам промышленного производства на протяжении ряда лет ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск», ОАО НП «Подольсккабель», ОАО «Подольский машиностроительный завод», ООО «Проплекс ПК», ООО «Мясоперерабатывающий завод «Ремит», Филиал ОАО «Архбум», ОАО «Подольский хлебокомбинат», ОАО «Завод Микропровод», ЗАО «Стройтехника», ЗАО «Трансформер», ЗАО «ЗиО-Здоровье», ОАО «Подольский экспериментальный мукомольный завод», ОАО «Подольский электромеханический завод», ОАО «ПЭМЗ Спецмаш», ЗАО «Степ Пазл», ЗАО «Подольский завод электромонтажных изделий», ОАО «ПХМЗ», ОАО «Би-энд-Би» («Подольчанка»), ОАО «Подольская фабрика офсетной печати». Этими предприятиями выпускается: оборудование для тепловой и атомной энергетики, нефтехимической и газовой промышленности, кабели, эмальпровода, электромонтажные изделия, цемент, огнеупоры, швейные и трикотажные изделия, продукция пищевой и перерабатывающей промышленности, фармацевтическая, косметическая продукция, кухонная и офисная мебель, строительные материалы, однослойный и гофрированный картон, фильтры водоподготовки и водоочистки, детские настольные развивающие игры, мозаика-пазл и многое другое .
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель – развитие Подольска как цента динамичного производства современных конкурентоспособных потребительских товаров для наиболее полного удовлетворения в них потребностей населения.
Задачи
- рост объемов производства и реализации конкурентоспособной потребительской продукции местного производства на городском и региональных рынках;
- проведение технологической модернизации производства;
- развитие инфраструктуры потребительских товаров местного производства, повышение уровня его инновационности и обеспечение высокого качества.
ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
- развитие производственной кооперации, направленной на усиление взаимодействия проиСочинения курсовыеСочинения курсовые