Сочинение "Как я пел в хоре" | |
Автор: drug | Категория: Гуманитарные науки / Русский язык | Просмотров: | Комментирии: 0 | 05-12-2013 17:27 |
В течение двух месяцев мы, то есть учебный хор 2-3-4 курсов и наши руководители, работали над небольшой хоровой программой, которая называется «Славянские напевы». Она включала в себя народные песни , которые входят в группу славянских языков.
В контексте этого концерта я сначала знакомилась, потом постепенно погружалась в характерные народные черты, которые поначалу нам давались сложно не только из-за языковых особенностей, но и музыкальных. Однако, насколько красива и неповторимо особенна была каждая песня нашей программы. Пусть многие говорят, что было не очень чистое исполнение и была видна «сырость» программы, на мой взгляд, эти люди должны понимать, что эта программа была сделана за короткий срок, с учетом того, что девять произведений были исполнены на девяти языках, а также должны понять то, что с хором работали начинающие дирижеры-студенты, которые только еще учатся, получают маленький опыт в такомвиде деятельности.
Я дирижировала польскую народную песню «Гусь по воде». На первый взгляд, музыка произведения выглядела так просто, и казалось, что не будет препятствий в метроритме, организации первых и последних звуков. Однако, с первой попытки не вышло ни ясности, ни точности интонации при исполнении малой терции. И здесь мы соприкоснулись с тем, как сложно петь простые интервалы с учетом вибраций, которые есть, взять звук и удерживать его высоту и соотношение с другой партией: прозрачность, легкость, гармоническая ясность и т.д.
И спеть эти малые терции не получилось. Хор, который пел в прошлом учебном году сложнейшую программу и, казалось бы, эти песни он должен петь со второй репетиции. И в этот момент хор соприкоснулся с реальной трудностью исполнения простых интервалов, которые нужно соотнести в высоте, динамике, наполняемости – пульсации, которая должна быть ощутима и должна присутствовать всегда.
Еще одной сложностью в процессе разучивания и исполнения была сложность языковая.Буквы в польском алфавите во всех словах читаются практически так, как и написано: A [а], A, [он], B [б], C [ц], C' [чь], D [д], E [э], E, [эн], F [ф], G [г], H [х], I [и], J [й], K [к], L [л], L' [в], M [м], N [н], N' [нь], O [о], O' [у], P [п], R [р], S [с], S' [щь], T [т], U [у], W [в], Y [ы], Z [з], Z' [зь], Z` [ж]. Но существуют так же сочетания, произносимые иначе, чем входящие в них буквы по отдельности, это: CH [х], CZ [ч], JA(IA) [я], JE(IE) [е], JO(IO) [ё], JU(IU) [ю], RZ [ж], SZ [ш], и другие. Конечно, на самом деле польское произношение, особенно шипящих, довольно сложное.Для фонетической системы польского языка характерно: динамическое ударение, фиксированное на предпоследнем слоге; носовые гласные[õ] и [ẽ]; отсутствие качественной редукции безударных гласных; отсутствие фонологической противопоставленности гласных по долготе — краткости; наличие фонологической противопоставленности согласных по твёрдости — мягкости; два ряда шипящих: твёрдого передненёбного ряда типа [š] и мягкого средненёбного шепелявого ряда типа [ś]. И сам процесс соотношения польской народной музыки и особенностей произношения составил не малую трудность в процессе работы над произведением.
Одной из важнейших составляющих при исполнении музыкального произведения, конечно же, является художественный образ. Никакая интонация, пульсация не нужны никому, если каждый хорист не понимает о чем петь, как
должно звучать и т.д..Необходимо создание ясного образа. При работе над произведением нас консультировал человек, знающий польский язык в совершенстве, поэтому все хористы знали дословный перевод текста:
Плывет гусь по воде,
а за ним уточки.
А на берегу стоит девушка
и думает о своем любимом.
Здесь содержание частушечного характера, но тем не менее, нужно понимание аналогии перевода: о девушке и юноше. Это соотносимо с теми традициями, которые есть в русских хоровых песнях, где поется о соловушке, жаворонке, журавлях. Это не просто птицы, за этим стоит история человека, любовь, надежда, печали…
Следующим пунктом затруднений былотемповое соотношение хора, дирижера и концертмейстера. И в этом месте мне стало ясно, какие качества должны быть у дирижера. Он может знать все6 каков должен быть темп произведения, характер, распределение цезуры, метроритм, замедления, динамика, но если в нем нет воли, то ничего не получится. Первым пунктом этого названного «все» является воля.
Однако при всем желании прописать все, что было прочувствовано, что не получилось и что получилось, я поняла, что есть нюансы, которые не пропишешь, которые возникают только в ходе репетиции.В процессе работы с хором, я поняла, какие серьезные, важные задачи стоят перед дирижером.Раньше я как-то не задумывалась о том, каковы ощущения дирижера перед выходом к публике, к хору перед концертным выступлением, да и даже во время обычного учебного процесса. А когда уже я сама вышла перед хором во время концерта, только тогда прочувствовала это состояние - состояние того, какой сложный и прекрасный инструмент находится в моих руках. Хотя до этого много раз во время урока выходила, но не было полного осознания всех необходимых задача и усилий, которые всегда стоят перед дирижером. А во время концерта я поняла, что теперь все зависит только от меня: вступление хора, которое нужно показать точно, в темпе, в характере, дальнейшее развитие в произведение, настроение, создание художественного образа, а также красивое, точное, грамотное смысловое завершение. Конечно же, я очень волновалась, боялась, но справилась с этим. На мой взгляд, все же я не смогла дать хору того, чего от меня требовалось: точное вступление, разный характер куплетов. Но значительная часть все-таки была проделана и я теперь знаю, в каком направлении работать и что учитывать благодаря этой не долгой, но важной практике работы с хором.
Я думаю, что такие концерты, пусть даже не большие, должны проводиться чаще. Этот труд, своеобразная практика, дает более конкретное представление для начинающих хормейстеров о том, как должен работать дирижер с хором, на что обращать внимание, что учитывать и т.д. Важно понять, что хор – это живой инструмент, которым научиться управлять стоит больших усилий, труда, знаний.