Сочинение "Вопрос выбора профессии" | |
Автор: drug | Категория: Гуманитарные науки / Русский язык | Просмотров: | Комментирии: 0 | 26-02-2014 13:51 |
В воспитании всё дело
в том, кто воспитатель
(Д.И. Писарев)
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
(В.В. Маяковский)
Ума нет – иди в пед!
(Городской фольклор)
Вопрос выбора профессии для меня сейчас стоит довольно остро. Время бежит, ЕГЭ приближаются, и раздумывать уже некогда. Хотя выбор уже сделан – Смоленский государственный университет, который весь город по старой памяти всё ещё именует пединститутом.
Не могу сказать, что выбор был простым для меня, я прошла, как и положено, все стадии «девчачьих» профессий. Хотела стать ветеринаром (кошечек и собачек лечить), швеёй (ой, извиняюсь, кутюрье, разумеется), парикмахером (красиво подружек стричь) и так далее и тому подобное.
Однако, немножко повзрослев, стала присматриваться к профессиям не столь романтичным, но более реальным. И уже довольно давно, для моего невеликого возраста, конечно, я выбрала для себя в качестве будущего места учёбы факультет дошкольного образования.
Педагогическая профессия в нашей стране выглядит неоднозначно. И взгляды на учителя, и его место в обществе, его задачи, личные качества и устремления тоже поменялись очень сильно. От фильма Ростоцкого «Доживём до понедельника» до фильма Гай-Германики «Школа» прошло 42 года, а образ педагога поменялся на 180 градусов. Хотя взгляды поменялись, но сами педагоги во многом остались прежними. Нет в школе такого ужаса, как Гай-Германика показывает (я сама в школе учусь), и нет той идиллии, что представил Ростоцкий (дедушки-бабушки рассказывали). Педагогам дошкольного образования наши кинематографисты столько внимания не уделили. А жаль.
Теперь подробнее о моих страхах и волнениях. Чего можно в этой профессии испугаться: невысокая зарплата, большая личная ответственность (и моральная и юридическая), неуверенность в собственных силах. Сердцем я этого побаиваюсь, а вот разум подсказывает, что это всё не так страшно. Зарплаты не велики, но не так уж много в нашем городе мест, где платят больше. А в сельской местности учителя и вовсе чуть ли не олигархами считаются. Думаю, что жить на эту зарплату вполне реально, если не ставить себе задачу о «сверхсладкой» жизни.
Что касается ответственности, то она опять же не больше и не меньше, чем в других профессиях. Разве врач менее ответственная профессия? Или водитель автобуса. Или следователь. Просто всегда нужно помнить, что мы живём в обществе, где буква закона становится всё более значимой. И следовать закону должны мы все, вне зависимости от сферы деятельности или взглядов. Не так давно один родственник показал мне должностную инструкцию учителя; там ничего не написано о моральных качествах, зато в самом начале указано, что учитель должен знать Конституцию, федеральные законы и т.п. и ими руководствоваться в своей деятельности. Справедливо. Равное общество – равные права – равная ответственность.
Мы живём в такое время, которое называется временем глобализации. Это и не хорошо и не плохо, просто такова данность нашей жизни. А одним из проявлений глобализации является переход сакральных занятий в разряд обычных. Таким образом, работа педагога сейчас это не только и не столько призвание, сколько ремесло. Это вовсе не ругательное слово. Оно означает всего лишь то, что человек должен обладать определённым набором знаний, умений и навыков (или, если угодно, компетенций). А всему этому можно научиться, было бы желание. Я знаю, что сейчас есть очень много предложений пройти те или иные курсы, занятия, тренинги. Понимаю, что зачастую - это способ заработать на наивных людях людям нечистоплотным. Но! Очень хочется верить... Нет, не так. Я уверена, что если есть желание, то можно найти среди этих предложений то, что тебе действительно нужно, и то, что тебе пригодится.
А ещё мне кажется, что нынешний педагог должен быть очень «современным». Причём эта «современность» включает в себя и собственно владение педагогическими технологиями, и техническую, прежде всего компьютерную, грамотность, и умение общаться с учениками на их языке, или, по крайней мере, понимать их язык. В противном случае возникнет пропасть непонимания между учеником и учителем, ни о какой «педагогике сотрудничества» уже и речи идти не будет. А значит выполнить и собственные педагогические задачи, и социальный заказ, который общество выдвигает к образованию, будет очень сложно.
Упоминая социальный заказ, я хочу сказать, что ничего страшного в этом термине нет. Коль уж в государстве и обществе есть определённая идеология, то и школа должна двигаться в русле этой идеологии. Не бездумно, конечно, но должна. У каждого педагога есть свой взгляд на мир, но ведь он вовсе не обязательно является истинным. А финансируются школы из тех денег, которые люди платят в виде налогов. И если в школе будет идти борьба с теми идеями, которые государство и общество выдвигает, то это будет не честно, как минимум.
Каким-то очень уж серьёзно-холодным получается моё эссе, но я постараюсь исправиться. В любой работе помимо профессиональных навыков очень важно то, что мы называем призванием. И здесь надо что-то такое внутри себя почувствовать и не ошибиться. А вот рационально понять это самое призвание невозможно.
А мне кажется, что педагогика – это моё. И умом, и сердцем кажется.