СТРУКТУРЫ ОСАДОЧНОГО ПОКРОВА | |
Автор: drug | Категория: Естественные науки / Геология | Просмотров: | Комментирии: 0 | 08-02-2014 13:03 |
Ранние годы. Как и любой другой закончивший колледж студент, в 1924 г. автор был озабочен поисками работы и неопределенностью своей будущности. Через неделю после получения свидетельства об окончании колледжа от одного из геологов — бывших студентов колледжа —• автор нолучил обнадеживающее сообщение: «Немедленно обратитесь в «Мэриленд Ойл комнани» в Далласе». Этот совет он вскоре выполнил и уже через несколько недель был направлен в качестве ассистента в геологические полевые партии, организованные Компанией в западном Техасе.
Районы западного Техаса в то время совершенно не были затронуты промышленным развитием. Это была страна больших ранчо крупного рогатого скота, соединявшихся плохими грунтовыми дорогами, страна глухих городков вдоль железных дорог. Однако нефтяные компании были уверены в перспективности этого региона. Он представлял собой бассейн, заполненный осадочными толщами, слабо исследованный даже «дикими кошками» [поисковыми нефтяными скважинами. —Ред., в котором в нескольких нунктах — у Биг-Лейка в округе Риджэн и вдоль Уэстбрука в округе Митчелл — уже была обнаружена нефть. Кроме того, в разбросанных далеко друг от друга поисковых скважинах былн встречены привлекавшие внимание «признаки нефти».
Лишь позже автор понял, что западный Техас представлял собой в то время «Сибирь» геологов-нефтяников — место, куда компании посылали неудачников и любителей, с которыми они не знали, что делать. Он, несомненно, был одним из таких людей. Автор до сих нор вспоминает со смущением свои глупые ошибки при работе с мензулой и алидадой, свое неумение сомкнуть ходы съемки, не выходя за пределы допустимых погрешностей. Излишне говорить, что западный Техас в настоящее время является крупной нефтеносной провинцией с высокоразвитой индустрией.
Автор провел примерно год или около того на службе в нефтяной компании, проводя геологическую съемку структур меловых пород, которые покрывали здесь всю поверхность. Это было все, что в то время умели делать геологи, хотя они уже отчетливо сознавали, что нефть приурочена к отложениям нерми, залегает на глубине многих тысяч футов под поверхностью и отделена от обнажающихся на поверхности пород по меньшей мере двумя несогласиями. Этот регион был первой исследовавшейся на нефть областью, в которой продуктивные горизонты имели такие сложные взаимоотношения с поверхностными породами; это было первое столкновение геологов-нефтяников со структурой «слоеного пирога».
Все данные о стратиграфии и структурах на глубине были получены нами из буровых журналов, заполнявшихся людьми, не обученными тонкостям геологии. Эти журналы довольно часто ставили нас в туник; так например, в одном отмечалось наличие известняков мощностью в тысячу футов, тогда как другой указывал на присутствие в скважине, расположенной всего лишь в нескольких милях от первой, мощной толщи соли и гипса или мощной толщи песчаников. Памятником тех дней остался бюллетень Геологической службы, посвященный калиевым ресурсам региона1, в котором пространно анализируются данные этих журналов. Однако в действительности буровые журналы не были лживыми; они давали отрывочные сведения о различных тинах пройденных скважинами пород и, вероятно, были бы очень полезны для современного стратиграфа, работающего в западном Техасе. Дело здесь было в самих породах, не подчинявшихся закономерностям, с которыми тогда были знакомы геологи.
Пока мы старались разобраться в поверхностных структурах региона, «Галф Ойл компани» брала в аренду крупные участки территории западного Техаса по низким ценам и под долгосрочные контракты. Даже при условии оплаты по нескольку центов за акр такие контракты приносили богатство местным ранчеро, так как каждый из них владел сотнями квадратных миль земли, бесплодной из-за гибельных последствий засух и падения рыночных цен на крупный рогатый скот, которое было вызвано первой мировой войной. Казалось, что эта компания арендовала земли без всякой системы; некоторые участки находились на территориях, считавшихся рядом геологов бесперспективными. Лишь много лет спустя автор узнал, что выбор участков для аренды был основан не на догадках, а проводился но методу, которым его никому не известный открыватель мог бы заслуженно гордиться. При выборе участков основывались на мощности соли, отмеченной в буровых журналах. Если мощность соли была небольшой, то участок арендовался; если же она была значительной, такая площадь браковалась. Как оказалось впоследствии, это был чрезвычайно оперативный способ приближенной оценки перспективности территории. В последующие годы «Галф Ойл комнани» оказалась владелицей арендованных участков в наиболее благоприятных районах бассейна.