М . И. Максимова ГЛИНЯНАЯ ТКАЦКАЯ ПОДВЕСКА С ОТТИСКОМ ПЕЧАТИ | |
Автор: drug | Категория: Прочее | Просмотров: | Комментирии: 0 | 21-09-2013 16:32 |
ГЛИНЯНАЯ ТКАЦКАЯ ПОДВЕСКА С ОТТИСКОМ ПЕЧАТИ |
Предмет, изображенный на рис. 1, представляет собой обыкновенную глиняную ии- рампдальпую подвеску для ткацкого станка.[1] Глина подвески коричневая с оранжевым оттенком и со значительным количеством ирнмесей, серых (крупные частицы кварца) и белых известковых, а также с редкими включениями слюды.[2] Поверхность подвески обильно покрыта .мелкими дырочками, отчего она производит впечатление нзъедеп- ноп. Сквозное отверстие для иродевания нити находится немного выше середины пирамидки. После формовки подвеска была подвергнута слабому обжигу. Обращает иа себя внимание тщательность ее выделки, правильная . пирамидальная форма и старательно сглаженная поверхпость граней.
Научный интерес этой находки заключается главным образом в фигурном изобра-
1 № 0/51-768. Высота 0.043 м. ширила основания 0.033 м; сохранность в общем хорошая, если но считать мелких выбоин главным образом нм ребрах пирамидки и на ппжпей се поверхности. Подвеска была найдена п 1!)51 г. на ольвийской агоре, на участке Е северо-восточного района, раскапываемого но л руководством К. 11. Леви. Подвеска была обнаружена в подвале 3, п засыпи которого находился материал V—IV вп. до п. э., преимущественно черполаковая посуда. Найденные там же монеты еше не определены. После исследовании 15. Ф. Гайдукевичи назначение подобных предметов можно считать установленным: они служили подвесками для натягивания основы на ткацких станках, а не грузилами для рыболовных сетей, как полагали раньше многие археологи. (См.: Б. Ф. Г а й д у к е в и ч. К вопросу о ткацком ремесле в Боспорских поселениях. МПА, ЛГ; 25,
- 952, гтр. 395—414).
2 По определению Т. Н. Книпович, это типичная ольвийская глина, хорошо известная ио местным керамическим изделиям.
жен ни, оттиснутом на одной из гразя§] пирамидки. Как известно, всякого рзям отметки па нодвесках этого типа, — будь "ЯЧ процарапанные буквы, цифры и т. п. пж оттиски печатей, — явление очень расЕ»*4 страненнос. Нередки оттиски с резных кем ней и на других предметах обпхода — мН зах, стригилах и т. д. Нет никаких сомнезя» в том, что накладывались все эти оттнаЯ и отметки для закрепления права собственности владельца па данную вещь.1 Такой лг смысл имел и оттиск на ольвийской пет»1 мндке.
Надо думать, что владелец подвесе был человеком состоятельным, так как 2ъМ беглый взгляд на имеющееся на пирамой изображение не оставляет сомнений в что печать, с которой сделан оттиск, б-д» топким привозным изделием, способным издержать сравнение с лучшими иривозньи* печатями V'—IV вв. до н. э., которые так била, например, боспорская знать.
Судя по оттиску, эта печать скорее имела цилиндрическую форму. Нек от сомнение в правильности такого выьж могла бы внушить неравная ширина ветл- пен и нижней поверхностей отпечатка - ~ш как это как будто указывает на неравн ***► ную ширину печати внизу и наверху: в таком случае печать должна была * походить не на цилиндр, а скорее при'а* жалась бы к форме так называемого кон--ид*. Одиако это сомнение должно быть отброшг-зь Разница в ширине верхней и нижней граз*
отпечатка объясняется тем, что прп наложении печати на глину нажим на нижнюю часть цилиндра был сильнее, чем на верхнюю, отчего последняя оставила на -глине менее широкий след. Поэтому пижпяя половина изображения отпечаталась более четко, чем верхняя (см. точеную ножку стула па персд-
Рис. 1. Глиняная подвеска о оттиском печати из О.п.ппп. |
нем плане, за ней следы такой лее ножки на втором плане). Кроме того, н пользу цилиндрической печати говорит округлая форма ее поверхности, совершенно ясно устанавливаемая но отпечатку, поскольку верхняя и нпжняя грани последнего представляют собой сегменты, а боковые его грани равномерно закруглены.
Вынод о цилиндрической форме изучаемой печати имеет некоторое значение, так как цплппдры-печати, исстари и прочно вошедшие в быт народов Ближнего Востока, не получили распространения в Греции. Исключение составляют лишь восточпые области расселения греков. В Малой Азии, т. е. там, где греки непосредственно сталкивались с культурой Ближнего Востока, печати в форме цилиндра вырезались не только местными и персидскими резчиками находившимися под сильным греческим влиянием и изготовлявшими в V—IV вв. до п. э. так называемые греко-персидские резные камни,1 но также и мастерами-ионийцами, работавшими в Малой Азии.
Ионийские цилиндры обыкновенно невелики по размерам, и вырезанные на них изображения, в отличие от восточных цилиндров, занимают не всю окружность печати, а лишь мепьшую ее поло- р|1с 2 Оттиск вину, ограничиваясь при этом печати на глппя-
ной подпеске
— (прорисовка).
1 Три греко-персидских цилиндра перечислены п списке печатен этой группы в статье: М. М а х 1- ш о а. ()Г]'ес1пкс1!-Рег815сЬе К1е1п1;ипв1. 111 К1е!п- авхеп пасЬ с1еп Регясгкпедеп. АЛ, 1928, т. 3—4, стлб. 651, Д««№ 32, 33 и 34.
В нашей статье мы сохраняем термин «грско- нерсидские» камни для группы гемм, впервые выделенной Фуртвенглером 50 лет назад, хотя и вкладываем в 'него иное, чем Фуртвенглер, содержание (см.: А. Р и г I\\- а п я 1 е г. 1Ме апНкеи Сеттпеп, ВегНп—Ье1р2хрг, 1900, т. II, стр. 116 сл.). Последний считал НХ греческими изделиями, предназначенными для персов. К иному выводу пришла Т. Н. Книпо- внч, научая греко-нерсидские геммы Эрмитажа. Основываясь на стилистическом анализе изображений, она отнесла эту группу резных камней к персидской глиптике, признавая в то же время сильное влияние, оказанное на нее греческим искусством (см.: Т. II. К п и и о в и ч. Греко-персидские резные камни Эрмитажа. Сб. Гос. Эрмитажа, III, 1926, стр. 41—58). Эта точка зрения была затем развита памп иа новом, более широком материале (см.: М. М а х 1 т о а, ук. соч., стлб. 647 сл.; М. М а- ксимова. Стеклянные многогранные печати, найденные на территории Грузии. 11зв. Ипст. языка, истории и матер, культуры АН Грузинской СОР, вып. X, 1941, стр. 75—92).
Недавно, в связи с находкой во дворце Дария в Сузах надписи, в которой говорится об участии греческих мастеров в постройке этого здания, Ж. Рихтер дважды возвращалась к теме о «греко- персидских» резных камнях, защищая мнение Фуртвенглера (АЗА. 1946, стр. 15 сл.; ТЬс 1а1е «АсЬаете- тап» ог «ргесо-регмап» ^ешз. С.оттетогаНуе з1и- <Нез ]п 1юног оГ ТЬсо(1оге ГевПе йЪеаг. Незрела 8ирр1ешеп1, 1949, <'тр. 291—298). Удссь не место для подробного обсуждения выдвигаемых Ж. Рихтер возражений. Ограничимся несколькими замечаниями, тем более, что аргументы Ж. 1’ихтер были
одной фигурой.[3] Подобные цилиндры не накатывались по глине, а прикладывались к ней, как плоские печати. Судя по всем признакам, печать, оттиск с которой остался на ольвийской подвеске, имела все отмеченные свойства ионийских цилиндров п, следовательно, входила в эту категорию резных камней. Та-
недавно убедительно опровергнуты Серигом, сторонником нашей точки зрения (см.: Непп 8 о у- г 1 е. СасЬеЬз асЬётётёсз. АгсЬео1о$1са ОпепЬаПа 1П Метопаш ЕгпзЬ ИеггСсЫ. N. V.—Ьош1оп, 1952, стр. 195 сл.). Хотелось бы только указать на то, что часть кимней, привлекаемых Ж. Рихтер как «греко-персидские», иа самом деле является изделиями ионийских мастеров Малой Азии (ЛбЛв 33, 2, 34, 2, 35, 1—6). То же следует сказать и
0 ряде камней, опубликованных п статье того же автора. Огеек зи^ес1з оп «Сгесо-регз1ап» зеа1 зЬопез (Лгс1юо1о^1са ОпеШаИа. . ., стр. 189— 194, табл. XXX), с которой я познакомилась после завершения настоящей статьи. Из изображенных па табл. XXX пяти резных камней только один (№ 3) относится к группе «греко-пер- сидских» камней, все же остальные представляют собой работы ионийских мастеров Малой Азии. Заметим между прочим, что сравнение камней на табл. XXX с камнем № 3, вырезанным негреческим мастером, прекрасно выявляет разницу стиля обеих групп печатей.
Обращает на себя внимание и заключительная часть статьи Ж. Рихтер. Автор допускает здесь позможпость копирования ногрсческими резчиками Малой Азии греческих печатей, но сути дела почти соглашаясь тем самым с точкой зрения своих противников. Одпако Ж. Рихтер делает при этом принципиально неприемлемую оговорку: «Мир в это время стал космополитическим; даже если можпо было бы доказать негреческос происхождение отдельных гемм и других памятников, то эти изделия все же должны были бы найти себе место в истории греческого искусства, так как но своему стилю они принадлежат к греческой традиции». Итак, согласно этой установке, произведения искусства должны распределяться по странам и народам по признаку художественных влияний, в них отразившихся, независимо от происхождения памятников и от общественной среды, из которой они вышли и для которой они предназначались. Нетрудно представить себе, как странно выглядела бы история искусства народов древнего мира, и нового времени, если бы в ее основу был положен этот принцип.
Мы считаем себя, таким образом, вправе остаться при прежнем мнении и отпосить «грекоперсидские» резные камни к продуктам пегреческой, ноздпеахеменидской глиптики, находившейся под сильным влиянием греческого художественного ремесла.
1 Ионийские цилиндры V—IV вв. имеются в собрании Эрмитажа. — См. также: А. Р и г I- XV а п д 1 е г. ВезскгеНнтд Лег гевсЪтМепсп ЗЬетс нп АпЫоиагшт. ВегИп, 1896, №336; Д. О. В е а г-
1 е у. Тпе Ьемнз Поизе соИесЬюп оГ гетз. ОхГогй,
1920, табл. 5, № 71.
ким образом, самая форма уже дает некоторые указания на происхождение печати-
Обратимся теперь к изображению. К сожалению, очертания его не ясны и многие детали но различимы. Все же общая схем композиции и некоторые детали устанавливаются без труда, тем более, что в искусств* Малой Азии того же времени имеются дл* нее прямые аналогии.
На печати вырезано в профиль влеис* изображение несколько нагнувшейся впереа сидящей мужской фигуры. Человек сиди на стуле без спинки и с резными ножками, так называемом дифросе. Лицо его, видимо, имело правильные черты и обрамлено длинной бородой. На голове надета мягкая персидская тиара, длинные концы которой не завязаны, а свободно ниспадают на гру» и спину. Этот головной убор уже показывает, кого изобразил здесь резчик печати. И действительно, хотя из-за неясности оттиск» невозможно установить, был ли человек одет в длинный хитон и анаксириды и имелись ли у него на ногах мягкие сапоги, все жо различима еще одна принадлежность обычной одежды перса. Это персидский кафтан с длинными рукавами, который обычно накидывался па спину в виде плаша. Свободно свисающий от плеча к задней ножке стула рукав кандиса ясно видев на отцечатке цилиндра. Заметна также верхняя часть этой одежды у затылка фигури. Итак, перед нами перс, сидящий на стуле и, видимо, занятый каким-то делом. Внимание его обращено на предмет, который он держит обеими руками. На нашем оттиске можно видеть левую руку перса, Локтева* часть которой лежит на левом бедре и несколько протянута вперед. Кисть правой руки едва заметна под подбородком. Эти рука, следовательно, была приподнята ж. вероятно, держала один конец длинного предмета, другой конец которого поддерживало* левой рукой. Судя по аналогичным композициям, можно догадаться, что этим предметом была стрела. Перс, следовательно, занят был выверкой правильности древк* стрелы.
В греческом искусстве классической эпохи художники — резчики по камню н ва- зоппецы — нередко пользовались этим мотивом в своих композициях.1 Лучники — греки и не греки — обычно изображались » тот момент, когда они на ходу, перед тем как выпустить стрелу с тетивы, проверяют на глаз ее правильность. Однако существует группа печатей и монет, с которой наш гтпек связан теснейшим образом, как тема- тлчески (действующим лицом там тоже является перс), так и по тождеству композиции.
В этой небольшой группе памятников амым древним является знаменитый элек- гровый перстень с подписью мастера Афинада, ю мастерству резьбы одного из самых вы- лающпхея представителей греческой глиптики классической эпохп.[4] На перстпе тоже представлен перс, проверяющий стрелу рис. 3). Сразу бросаются в глаза черты ходства с ольвийскпм отпечатком. Это ка- ается пе только сюжета, но и компановки аигуры, ее позы и жестов. Если оставить ? стороне расхождения во второстепенных :одробностях, как-то:отсутствие па перстне -андиса, складной стул вместо дифроса,
можно говорить о передаче на обоих амятциках одной и той же композиции.
. олько резчики смотрели на нес с разных ■)чск зрения: одни видел ее в профиль, -ругой почти в фас. Фуртвенглер датирует ;ерстепь Афинада V в. до н. э., «скорее его срединой, чем концом». Эта датировка может 'ыть несколько уточнена. Вытянутая овальная форма щитка, гранение его оборотной тороны и ребристость шинки пе позволяют угнести перстепь к последним двум десяти- тетиям V в. В то же время резкость членения :орм перстня, характерная для середины зека, здесь уже сильно смягчена. Так, щиток не имеет мысиков, нарушающих плавное :-чертание овала, и непосредственно сличается с концами шинки. Кроме того, свободная, непринужденная поза сидящего перса и смелый раккурс его правой ноги гдва ли мыслимы до создания фронтонов Парфенона. Поэтому мы были бы склоны .атпровать перстень Афипада 30-ми или началом 20-х годов V в. до н. э.
Второй памятник, привлекаемый памп для объяснения ольвийского отпечатка, по своему художествоппому стилю кореппым образом отличается от перстня Афинада, хотя тематически и композиционно сюжеты их изображений совпадают. Имеется в виду печать в виде четырехгранного конуса из собрания Арпд.1 II здесь, если отрешиться от некоторых подробностей (дифрос с накинутым на пего ковром, кандис, тиара, повязанная на подбородке), мы узпаем знакомую нам фигуру перса, проверяющего правиль-
Рис. 3. Электроны» перстень Афинада. |
ность древка стрелы. Правда, фигура представлена опять в новом повороте, а имеппо, обращенная в профиль вправо, но во всех основных чертах она совпадает с персом Афинада и ольвийского отпечатка, причем совпадение с перстнем распространяется иногда и на второстепенные мотивы, как, например, на лук, прислоненный к левой ноге. Зато нельзя не заметить огромной разницы в художественном стило обоих памятников. Поза перса Афинада полна жизни и движения, правая пога его дапа в смелом раккурсе, перс же иа коноиде неподвижен, и слабые попытки мастера передать глубипу (см. скрещенные ноги) не убедительны. Едва ли столь разительное несходство стилей может быть объяспсно различным уровнем художественного дарования резчиков. Правильнее, но нашему мнению,
1 К. V. О и Ь п. А1сипе типе ^етше дгссо- рег81апе. ЗутЬо1ае ПШтапе ш Ьомогет ,1иШ <1е Ре1га. МароП, 1911, табл. 1, 2; С. Ь1рро_1с1. Оешгпеп ип(1 Капк-еп Йез А1Ьег1итз ипс! аег Хеие- геИ. 51иИ0.1г1, 1921, табл. 05, 1, У; М. Максимова. Этрусский скарабей. . ., стр. 069, рис. 24.
видеть в изображении на печати работу негреческого мастера, подражавшего греческому искусству, и причислить этот коноид к группе так называемых греко-персидских гемм, отличительными признаками которых являются именно скованность движений и плоскостность композиций. Мягкость форм в изображении на коноиде и отсутствие типичных для греко-персидских печатей V в. подробностей, передаваемых при помощи рундперля, заставляют пас
Рис. 4. Серебряный статер Датама, |
отнести печать из собрания Арнд скорее к середине, чем к началу IV в.
В отношении художественного стиля среднее, промежуточное положение между перстнем Афпнада и коноидом собрания Арнд занимает серия серебряных статеров сатрана Датама, где на реверсе помещается новый вариант все того же изображения лучника-нерса (рис. 4).[5] Перед нами опять новый поворот фпгуры: это не профиль и не фас; фигура дана в три четверти, причем нет раккурса, которого требовали бы законы перспективы, что особенно заметно по изображению стула. Перс монет Датама почти столь же скован в своих движениях, как перс на коноиде, но в то же время мастер старается оживить подробности и передает складки хитопа и анаксирид. Гораздо жизненнее выглядит и лицо, хотя по характеристике этнического типа оно сильно уступает
произведению Афинада. Интересно о тить, что на монетах Датама вновь фигурирует лук, только там он помещается где-зг в пространстве, в поле монеты близ лег;* ноги, которой он, однако, не касаетсс. как на других вариантах того же изображения. Монеты Датама датируются 378—372 гг до н. э.1
Описанными двумя печатями и монеташ Датама до недавнего времени исчерпывала круг памятников, которые сохранили обр« перса, проверяющего правильность стреле. Теперь прибавился еще отпечаток с цилиндра на ольвийской подвеске, и он дает вш представление о новом варианте того ш сюжета, исполненном, насколько можно судить при неважной его сохранности, греческим мастером, весьма искусным в свсав деле.
Встает вопрос: как понять тождеств» сюжета и композиции на сопоставленное нами группе иамятпикоп? Есть ли это а- зависимое друг от друга повторение одэй темы или следует предположить какую более тесную связь между произведения* различных мастеров, связь, обусловленное’ существованием общего образца, вдохно: шего резчиков печатей и монетных штамп:*? Поскольку дело идет не только о повторен» основного мотива, но и о тождественном гашении довольно сложной композиционза* проблемы, трудно допустить здесь про:?»! совпадение. Несравненно более вероят надо считать зависимость привлеченных произведений художественного ремесла от ного источника, скорее всего памят искусства, пользовавшегося широкой известностью в каком-то районе Малой Аь*. Не противоречат этому предположению г »* мечеппые нами расхождения между отд^а*- ными печатями и монетами, так как тт. касаются только деталей, а хорошо известт. что копии статуй на монетах и других лиях прикладного искусства V и IV не отличаются точностью.[6] И, кон этот предполагаемый образец мог о
только статуей — круглой скульптурой,
о чем достаточно ясно говорит факт изображения его на копиях с различных точек зрения, в фас, в три четверти и в профиль справа и слева.
Постараемся теперь извлечь из имеющихся в нашем распоряжении копий некоторые данные для уточнения времени создания предполагаемой статуи и места, где она стояла.
Вопрос о времени решается благодаря перстню Афинада. Поскольку это следует отнести к 30—20-м годам V в. до и. э., то и статуя не могла быть создана позже. Не могла она быть и многим старше, на что указывает посадка фигуры, раккурс ее правой ноги н свобода движений перса, а также передача складок его хитона, черт лица и волос. В первой четверти IV в. эта статуя пользовалась еще широкой известностью, иначе Датам вряд ли поместил бы ее в качестве эмблемы на свои статеры.[7]
Что же касается области, где эта статуя стояла и где она пользовалась большой известностью, то широкие границы ее определить нетрудно. Монеты Датама и коноид собрания Арнд не отделимы от Малой Азии, в цилиндр-печать жителя Ольвии по всем признакам происходит оттуда же.
Менее ясно место изготовления перстня Афинада, но и тут ряд признаков говорит за малоазийское его происхождение. Это, во-первых, материал — злектр, из которого преимущественно чеканились крупные номиналы монет городов Малой Азии.[8] Затем шрифт надписи, как заметил Фуртвенглер, ионийский.* Следует кроме того, заметить, что имя ’АЗчуй&)« встречается среди имен фабрикантов синопских остродонных амфор.[9] Но, пожалуй, самым убедительным доказательством малоазийского происхождения перстня Афинада можно считать замечательную по жизненной правде передачу этнического типа перса. Подобно тому, как изображения скифов на Чертомлыцкой вазе, Кульобском и Воронежском сосудах и других памятниках северного Причерноморья могли выйти только из рук мастеров, находившихся в непосредственном общении со скифами, так н перс работы Афинада мог быть вырезан только резчиком, близко, по личным наблюдениям, изучившим персов, ах внешней облик и одежду.
Нам кажется, что, основываясь на монетах Датама, можно даже попытаться несколько уточнить область Малой Азии, где находился город, украшенный предполагаемой статуей. Статеры Датама, на реверсе которых помещается изображение проверяющего стрелу перса, выпущены были для оплаты греческих наемников, входивших с состав армии, предназначавшейся для похода в Египет. Датам в качестве сатрапа Киликии в течение многих лет подготовлял ату экспедицию по поручению Артаксеркса II. До него, а затем в течение некоторого времени и параллельно с ним, этим делом занят был также Фарнабаз, монеты которого, выпущенные с той же целью, как и монеты Датама, частично украшены теми же типами, что и статеры Датама. Очевидно, Датам как преемник Фарнабаза по сбору войск для экспедиции намеренно пользовался уже знакомыми наемникам типами монет Фарнабаза. Так, на аверсе интересующих нас мопетных выпусков Датама можно видеть изображение бога Ваала, почитавшегося в городе Тарсе; то же изображение встречается и на монетах Фарнабаза.1 Отсюда вытекает, что статеры с фигурой сидящего перса, по всей вероятности, чеканились в Тарсе, как это и принимается Бабелоном. В таком случае предполагаемую статую скорее всего надо было бы искать в этом городе; однако нельзя упускать из вида и другой возможности.
Бурная жизнь Датама, в начале своей карьеры пользовавшегося особым доверием Артаксеркса, а впоследствии возглавившего- восстание сатрапов Малой Азии, известна, нам главным образом по его биографии,.
1 \У. \УадсМпв1оп, Е. В а Ь е 1 о п, ТЬ. В е ! п а с Ь. ВесиеН ябпёга! йез топпа^е* егесаиев <)е ГА*1е Мшеиге. Рапе, 1925, табл. IV,.
б, я, и.
составленной Корнелием Непотом.[10] Римский писатель эксцерпировал при этом труд какого-то более рапнего греческого историка, может быть, как думает Рейнак, Дейпопа из Колофон, а так как его интересовала преимущественно анекдотическая, а не историческая сторона биографии, то изложение его не ясно в том, что касается хронологии. Из рассказа Иепота, а также из данных других источников вытекает, между прочим, что ареной деятельности Датама была не только Киликия, по и более северные области Малой Азии, как примыкавшая к Киликии с севера Канпадокия и граничащая с Каппадокией с запада Пафлагоппя. В частности известно, что Датам, вероятно, дважды осаждал Синопу, первый раз еще в то время, когда он подчинялся персидскому царю, так как по приказу последпего он снял осаду с города. Впоследствии он, по мнению некоторых ученых, все же захватил Синопу, о чем, возможно, свидетельствуют некоторые синопские монеты, снабженные именем Датама, начертанным греческими буквами на том месте, где обычпо помещается имя города.[11] Захвату подвергся, может быть, и Амис, если судить по рассказу о памереиии Датама оплатить своих греческих наемников монетой, выбитой в Ампсе из награбленного в храмах Малой Азии серебра.[12]
Когда происходили эти походы Датама в северных районах Малой Азии, мы це зпаем. Но, по мнению Рейиака, покорение Каппадокии и Пафлагонпп, т. е. тех областей, в которых расположены были Амис и Синопа, произошло еще в 70-х годах IV в. до п. э., когда Датам, по приказанию Артаксеркса, попрежпему возглавляя приготовления к походу в Египет, взял в нлен восставшего против персидского царя пафлагонского вождя Тин. Судя но рассказу Полнена, воинская сила Датама состояла при этой из греческих наемников, вероятно тех с»- мых, которых оп набирал в Киликии дде египетской экспедиции. Не исключена г - Этому, как нам кажется, возможность, чгс статеры Датама, на которых имеется пз:- браженио предполагаемой статуи перса. •: - единили в себе эмблемы различных владенг* Датама, простиравшихся, так сказать, широким коридором через всю Малую Азг* от Средиземного до Черного моря. Итах на аверсе поместилась эмблема Тарса, знакомая наемникам по монетам Фарнабаз*. на реверсе — изображение статуи, стоявшей в одном из крупных причерноморски городов, Синопе или Амисе, — тип, чужд=л монетам, вылущенным Фарнабазом.
Конечно, это последнее предположен» представляет собой только догадку; по фахг находки на северном Причерноморье перстзе Афинада и ольвийского отпечатка с цилев- дрической печати придает ей некоторую вероятность, так как сношения Ольвии и Папте- капея с Синопой и Амисом были, как юэе- стно, оживленными, тогда как врядлиможз* установить для V и IV вв. до н. э. связв этих городов с Киликией. С другой сторона нельзя забывать и о том, что печати всле> сгвие их портативности, проникали час?! очень далеко от места их изготовления, ка показывает, между прочим, находка ахем*- нидских цилиндров в Воспорском царстэ» Но где бы ни находилась статуя персл. проверяющего стрелу, — в северных ют южных владениях Датама, — перстень Аф*- нада и цилиндр, оставивший оттиск па ола- винской пирамидальной подвеске, не могл* миновать Синопы или Амиса на своем пут* в Пантикапей и Ольвню. Сюлсетная евн* их с монетами Датама и через монеты с предполагаемой статуей исключает, на на* взгляд, возможность импорта из горо-3 западного побережья Малой Азии; такги образом, глиняная подвеска из Ольвни *<.*- жет служить новым звеном в ныне уже довольно длиппом ряду памятников, являя- щихся свидетелями оживленных торговыж сногаеиий между южиым и северным бе;^ гами Черного моря еще в V—IV вв. до н. ь.
Источник: "ОльвияИ НИЖНЕЕ ПОБУЖЬЕ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ" Под редакцией В. Ф. ГАЙДУКЕВИЧА ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССРМОСКВА — 1956 — ЛЕНИНГРАД
- Лабораторная работа 26 Тема: Определение дуктильности битума
- Билеты по психологии.
- Практическая работа 8 Тема: «ВРЕДИТЕЛИ И БОЛЕЗНИ ПОДСОЛНЕЧНИКА И ТАБАКА»
- ОБЛАСТЬ ПОБЕРЕЖЬЯ МЕКСИКАНСКОГО ЗАЛИВА Современное осадконакопление вдоль побережья Мексиканского залива.
- Вопросы по курсу «Применение мехатронных систем»