ПОСЕЛЕНИЯ АНТИЧНОГО ПЕРИОДА. НА ПОБЕРЕЖЬЕ БУГСКОГО ЛИМАНА | |
Автор: drug | Категория: Прочее | Просмотров: | Комментирии: 0 | 21-09-2013 17:21 |
Ф. М. Штителъмап
ПОСЕЛЕНИЯ АНТИЧНОГО ПЕРИОДА. НА ПОБЕРЕЖЬЕ
БУГСКОГО ЛИМАНА
История древних поселений побережья Бугского лимана представляет значительный интерес. Здесь в течение длительного времени находился один из главных узлов взаимоотношений земледельческих племен Скифии с греческим рабовладельческим обществом. Этн взаимоотношения наложили свой отпечаток на все стороны материальной и духовной жизни древнего населения края.
Изучению поселений Бугского лимана в античный период и посвящена настоящая статья. Ее задачей является подведение некоторых итогов исследования археологических памятников побережья Бугского лимана, относящихся к указанному выше времени. Нами сведен и систематизирован накопившийся в результате случайных находок, разведок и раскопок археологический материал, в значительной своей части остающийся до сих пор не опубликованным.1 Были изучены археологические коллекции, архивные и рукописные фопды в Николаевском и Херсонском областных музеях, Государственном Эрмитаже, Институте археологии и Ольвийском заповеднике АН УССР.
Особенно важной группой источников явились материалы полевых исследований Ольвийской экспедиции Института археологии АН УССР за послевоенные годы (по 1949 г. включительно).2
Первое, что обращает на себя внимание исследователей Бугского лимана, — это густая заселенность его берегов в античную эпоху. Здесь зафиксированы остатки 51 древнего поселения, распределяющиеся почти равномерно по обоим берегам. Так, на левом берегу от Николаева до Станислава (51 км) известно 22 древних поселения, на правом берегу от Николаева до Очакова (77 км) — 29 поселений (рис. 1).
Существование этих поселений охватывает значительный период. Некоторые поселения возникли еще в VII—VI вв. до н. э. (у села Александровки, севернее и восточнее села Станислава, у Широкой балки южнее Ольвии). Однако большая часть поселений принадлежит уже IV—III вв. до н. э. Жлзпь значительной части поселений, особенно расположенных в непосредственной близости от Ольвии, замирает во II в, до н. о. Некоторые поселения продолжают существовать и в более позднее время — в первые века н. э. (Скелька, Станислав, Н. Синсрсов Маяк). Иногда поселения этого времени располагаются на незначительном расстоянии от старых поселений [городище у Верхне-Аджигольского маяка, поселение у села Александровки (южная часть), городище между селами Сары-Камыши п Аджигол].
Большинство поселений Бугского лимана известны в настоящее время только по разведочным наблюдениям. Из памятников раннего времени наиболее исследованным является пока лишь поселение у Широкой балки (южнее Ольвии). Лучше обстоит дело с изучением памятников более поздних: значительные раскопки произведены на рядо поселе-
Стара я Богдапоека ГБол.Дммнл»* -4.АиЧвчм«^аЛ^П * (Мал.ДерЖв^»^ V Балка ЧдприновскаА ^ |
|
б&рвдролкд |
& — |
|
НИКОЛАЕВ Боя Кортина ^ |
ШмдльиовэИрии^ца Т л/ ЖМаякСиллрсо* бугски? хутораЭ' 1 • _ |
Сары^мышн |
Уо^цуру6 |
|
2 оБмиини^Г&якуш |
“ д В л р о |
Семенов Рог . Хабяоеа Калка Пмшояшпа чтице Скъдька _ -а Бубликова мьа 2§18?"ч4ч<^А лександровка |
|
Нателин; Чертеватов Волощская к<к^{ Пэрутиио о Ольвия ^ каБыымгнмая Ц > а, Закис ом «К |
|
□ — |
• — / 9-2 |
|
Рве. 1. Карта археологических памятников побережья Бугского лимана:
1 — поселение; ? — городище; 4 — могплышк; < — случайная находка; & — камгнпое сооружение; в — современный населенный
пин (у села Петуховки, у Закисовой балки южнее Ольвии, па городищах у хутора Чертоватого и па маяке Дедова Хата). В результате этих работ, несмотря на их ограниченные масштабы, открыт ряд жилищ
II хозяйственных комплексов, а также собран довольно большой вещественный материал, характеризующий различные стороны жизни местного населения.
Все поселении, за исключением одного (южное Александровки), расположены на высоких берегах лимана и ограничены глубокими балками и оврагами.
Основная масса поселений не имела искусственных оборонительных сооружений; лишь 11 ия них (на лево» берегу 4, на правом 7) были защищены рвами и валами. Два городища — менад}' селами Сары-Ка- мьшш и Аджигол, у Ворхне-Аджигольского маяка — датируются последними веками до вашей эры и первыми веками Машей эры и культурного слоя более раннего времени не имеют. Разрезы валов на городищах у урочища Скелька и севернее Станислава вполне определенно указывают на позднее время их сооружения — не ранее последних исков до н. э.
Таким образом, мы имеем право утверждать, что на побережье Бугского лимана преобладали открытые поселения. Это подтверждается и письменными источниками. В декрете в честь Протогена легко усмотреть указание па то, что единственным укрепленные местом на побережье Бугского лимана была Ольвия.
В письменных источниках мы но имеем почти никаких свидетельств о поселениях Бугского лимана в скифское время. Даже Геродот, посетивший Ольвию, не называет пн одного населенного пункта ни вблизи нее, ни вообще на побережье Бугского лимана. Он упоминает только святилище Деметры, находящееся на Гипполаовом мысу - между Гипанисом и Борисфеном.[1]
В XIX в. многие исследователи неоднократно пытались установить местонахождение храма Деметры, отождествляя упоминаемый древними писателями Гипнолаев мыс со Станиславским, иаходяищмея между устьями Днепра и Буга, у впадения их в Бу- го-Днепровскнй лямав (А. С. Уваров, Ф. Врун, Ф. Браун).[2] Другая группа ученых
1 Геродот, IV, 53.
* А. С. Уваров. Исследование о древностях южной России. СПб., вьш. 1,1851, стр. Зо—34;
отрицает существование какого-либо храма на Станиславском мысу, а некоторые даже не соглашаются с возможностью отождествления последнего с Гипполаевым мысом (В. В. Латышев, И. К. Суручан, В. И. Гош- кевич и др.).1
Археологические работы в окрестностях Станислава пока еще не могут ответить на все эти вопросы. Во всяком случае, работы Ольвийской экспедиции в 1947—1948 гг. показали, что ни на Станиславском городище, расположенном севернее мыса, ни на поселении восточнее Станиславского мыса (па усадьбе К. Л. Литвиненко) не обнаружено выраженного культурного слоя V в. до н. э., т. е. времени посещения Геродотом этих мест. Если принять отождествление Гипполаева мыса с современным Станиславским, — а оно представляется нам наиболее вероятным, — то вполне допустимо предположить, что храм Деметры мог быть построен на самой оконечности мыса и его остатки, в связи с интенсивным разрушением берега, обрушились в лиман.
Не поддастся еще точной локализации и древний Канкпт — единственное иоселенне на иобережьо Бугского лимана, упоминаемое в декрете в честь Протогепа. До сих пор не только не установлено, с каким пунктом можно отождествить это поселение, но даже не выяснено, ва каком берегу оно находп- лось. А. С, Уваров считал, что местоположение современного села Кисллковки соответствует древнему Каикнту, который, следовательно, находился па левом берегу Буга, против Ольвии.[3] Ф. Слюсаренко же предполагает, что Капккт находился ка правом берегу Бугского лимапа и что его следует искать где-то севернее Ольвии.[4]
Ни одно из этих предположении пока не может быть доказано. Следует надои ться, что дальнейшие археологические исследования помогут решить, какое из поселений побережья Бугского лимана носило название Канкит.
Археологическими раскопками последних лет удалось установить характер жилищ на поселениях побережья Бугского лимана.
Наиболее ранний тип жилищ (VI—V вв. до н. э.) 'устанавливается пока только по остаткам, открытым в прибрежной части поселения у Широкой балки (южнее Ольвии). Они представляли собой полуземляночные помещения прямоугольной или круглой формы. Прямоугольные полуземлянки иногда имели каменные стены, приставленные к обрезу материка. Все жилища имели глинобитный пол; в большинстве из них открыты остатки очагов. К каждому жилому помещению примыкали хозяйственные постройки.[5]
Возможно, жнлшца подобного тина былп характерцы в раннее время для всего побережья Бугского лимана и прилегающего к нему района. На это указывают жилища полуземляиочного типа на Березани[6] и у Викторовки (на С осицко-Б ереванском лимане),3 имеющие много обнщх черт с жилищами Широкой балки.
Жилища VII—VI вв. до п. в, известны до раскопкам ряда городищ Скифии. Так, на Пастерском городище открыты землянки в виде ям овальной формы небольших размеров (обычно 4x3 м), глубиной до 2 м, внутри которых сохранились остатки глинобитных очагов. Вблизи земляпок находились ямы грушевидной формы.[7]
Жилища Немнровского и Севериповского городищ представляют собой круглые землянки диаметром 4—7 м, глубиной до 1.5 м. Их перекрытия покоились на краях ямы и столбе-упоре, находившемся в центре, а стены были облицованы вертикально поставленными бревнами. В центральной части землянки находился глинобитный очаг. Рядом с жилищами располагались зерновые ямы колоколообразной формы.1
Таким образом, тин жилищ VI—V вв. до н. э. на побережье Бугского лимана представляет собой одну из разновидностей жилищ Скифии этого времени, отличаясь от них главным образом применением камня, правда, в ограниченном количестве, а кроме того, незначительной углубленностью и небольшими размерами помещении.
В IV—III вц. до и. э. тип жилищ на поселениях Бугского лимана резко изменился. Многочисленные строительные остатка дают возможность с относительной полнотой осветить характерные черты домостроительства этого времени. Основным типом жилиш тсиерь является большое наземное здание с более или менее развитым планом, состоящее из нескольких помещений как жилого, так и хозяйственного назначения (поселения у Закисовой балки, у Иотуховки, городища у села Чертоватого и у маяка Дедова Хата: рис. 2, 3, 4).
Жилища этой эпохи свидетельствуют о сравнительно высоком уровне строительной техники. Сохранившиеся части фундаментов и самих стен имеют несколько рядов камней, чаще всего плоских, уложенных на глинистом растворе. Обычно камни нижних рядон отличаются крупными размерами. Фасадные стороны стен часто облицовыыались большими, хорошо отесанными плитамп. Весьма вероятно, что в большей своей части камень применялся только для фундаментов и цоколей, сами же стены возводились из сырцового кирпича. Проследить такой случаи мы имели возможность на поселении у Закисовой балки и на городище у маяка Дедова Хата. Б остальных случаях остатки сырцовых степ, лежавших на каменных основаниях, верхние ряды которых приходятся непосредственно под дерновым слоем, совершенно разрушены и размыты.
Иногда стены возводились на субструк- циях из чередующихся слоев золы и глшш. апалогичных тем, которые в это время применялись и домостроительстве Ольвии При сооружепии зданий употребляли дерево, о чем свидетельствуют пазы для балок и столбов в вымостках и кладках. Кровлп зачастую перекрывались черепицей.
* А1. А. А рм-о логические исследовании в южноа Подолии (Ьилницкня обл.) в 1948 г. Врствик .1ГУ Л- 11. 1848, стр. 177.
иногда камышом, смазанным глиной. На это указывают находки черепицы на многих поселениях, а также куски глиняной обмазки с отпечатками прутьев, найденные у Закисовой балки и у мыса Пугач.
На поселении у села Варваровки открыты глубокие, вырытые в материке ямы,
дует, кстати, отметить, что следы каменных наземпых жилищ обнаружены и. на том же Варваровском поселении.
Таким образом, в свете изложенного здесь материала трудно согласиться с предположением М. И. Артамонова. Варваровскпе ямы являются частным и пока единственным
гм Рис. 2. Поселение у Закисовой балки. План южпого раскопа Е: |
7—кладки из камня; 2— слоевые субструкции, трамбовки; ■) — вымостки ив камня; 4 — гр\1шы камней; 5 — обмазка пола; « — сырцовый аавал; 1 — водосток; « — очаги;
я — ямы.
соединенные между собой проходами и обогревающиеся печами, которые их исследователь рассматривал как жилища.1 На этом основании М. И. Артамонов высказал предположение, что ямы-жилища типа варва- ровских следует рассматривать как этнографический признак населения Бугского лимана.2 Между тем собранный нами материал показал, что в 27 прилиманных городищах и поселениях имеются остатки каменных кладок, из них на правом берегу в 21 пункте, на левом — в (5. Эти кладки являются, несомненно, остатками наземных жилищ. Сле- случаем для поселений побережья Бугского лимана IV—III вв. до н. э.1
Следовательно, если и может идти речь об этнографическом признаке. местного населения Побужья в археологических памятниках, то правильнее будет его усматривать в широком развитии каменпого строительства, чего (во всяком случае, в таких размерах) нигде в более северных районах Скифии не наблюдается.
1 Только досадным недоразумением можно- объяснить утверждение А. П. Есипенко, что ямы на Петуховском поселении IV—III вп. до н. э. (раскопки Ольвийской экспедиции в 1949 г., начальник отряда Т. И. Фармаколскяя) имели в древности «жилое назначение» (КСИИМК, XXXIX. 1951, стр. 24). На самом же деле эти ямы являются обычными зернохранилищами.
из[8]
Следует отметить, что наземные жилища являются, поводимому, характерным типом жилищ для Скифии IV—III вв. до н. э. Так, на Пастерском городище, где для VI в. до н. э. характерны жклшца-землянки, раскопками 1949 г. были обнаружены остатки двух наземных жилищ четырехугольнон формы с закругленными углами, датируемых IV—III вв. до н. э. Следы наземных жилищ обнаружены также на Шарновском городище/
Наиболее полные данные о характере жилищ этого времени дают раскопки Каменского городища.2 Значительные размеры п многокомнатный план раскрытых здесь жилищ сближают их в известной мере с жилищами поселепий Бугского лимана.
При всем этом вполне очевидно, что если жилища-полуземлянки поселений Бугского лимана VI—V вв. до н. э. имеют свои близкие аналогии в современных им жилищах более северных районов Скиф на, то наземные многоком ватные каменные дома IV— III вв. до п. э. резко отличаются от других жилищ этого временк н представляют собой специфическую особенность именно поселений побережья Бугского лимана и прилегающих к нему районов северного Причерноморья. Так, на поселении у Лузановкн (Одесса) жилища IV—III вв. до н. э. представлены также большими мпогокомнатными зданиями, сооруженными из камня.3 Отметим наконец, что городища низового Днепра, относящиеся к несколько более иоздпему времени, характеризуются также наземными каменными домами, состоящими из нескольких помещений.4
Строительство жилищ нз камни на побережье Бугского лпмана восходит к эпохе средней и поздней бронзы. Археологические исследования поселений II тысячелетия до н. о., проводившиеся А. Б. Добровольским, показали, что на всем понизовье степного Поднепровья Украины местное земледельческое население широко применяло камень при сооружении своих жилшц.[9]
Таким образом, каменпое домостроительство на поселениях Бугского лимана скифской эпохи имеет здесь свои местные традиции. Но это не значит, что на характере домостроительства этих поселений не сказалось воздействие Ольвии, где градостроительстве я каменотесное дело достигли высокого уровня развития.
Отметим еще одну характерную черту рассматриваемых нами поселений, в которой также сказалось воздействие Ольвни. Речь идет о довольно высоком уровне благоустройства поселений Бугского лимана. Так, на поселении у Закисовой балки зафиксировано четыре каменных водостока, причем одни из них был порекрыт плитами (рис. о). Пресную воду жители брали из колодцев, сооруженных чаще всего в балках. Каменные обкладки колодцев делались из груГи- обитого или тесаного камня.
Вещественный материал рассматриваемых поселений довольно большой, но весьма однородный. Основное место среди находок на носеленнях Бугского лимаеа занимает керамика, местная н привозная. Местная керамика состоит из двух больших групп — лепной, и выполненной на гончарном круге.
На поселениях VI—V вв. до и. э. лепная керамика представлена, в основном, фрагментами горшков и мисок. Глина, из которог они изготовлены, чаще всего плохо промешана, в ней много примесей (песок, ракушки I Цвет ее иногда серый, иногда красноваты!'. В изломе обломки бывают черного цвета Выделка сосудов грубая. Поверхность у большинства сосудов шероховатая, но иногд<- па ней видны следы сглаживания, а некоторые сосуды подвергнуты хорошему лощению. Сосуды пз Станиславского городнии по характеру лощения близки аналогично, группе нз Немнровского городища.
Горшки обычно имеют округлое ту л об н плоское дно. Венчик чаще всего слегк. отогнут наружу либо вертикально направлен вверх. Значительно меньшим количеств[10]
Рис. Поселение у села Петуховки. Общий вил раскопа В. |
находок представлены миски с плоским дном » со слегка вогнутым краем.
По своим формам горшки, а особенно миски побережья Бугского лимана, весьма близки к керамике ряда скифских поселений и могильников. Весьма показательна в этом отношении орнаментация сосудов. Значительное количество обломков горшков изучаемой территории в VI—V вв. до н. э. укра- из раппих поселений Бугского лимана: например, ямки или косые насечки, украшающие обычно сосуды по венчику, а пиогда п на плечиках. Близки к скифским мотивам также врезной орнамент, заполненный белой пастой, проколы под срезанным венчиком и округлые выступы («соски») на некоторых обломках.
Как уже указывалось, значительное место
Рис. 5. Поселение у Закисовой балки. Водосток, яма. |
шено налеппым валиком, обычно снабженным глубокими вдавлинами. Налепноп валик имеет вообще весьма широкое распространение в орнаментальных мотивах скифской керамики. Керамика с валиком, расположенным почти под самым венчиком, в значительном количестве встречающаяся на поселении у Широкой балки, имеет свои ближайшие аналогии в керамике из поселения у устья Обиточной вблизи г. Осипенко.[11]
Сосуды из Широкой балки, украшенные паленным валиком, аналогичны также найденным в бассейне Тясьмипа (Шарповское и другие городища).2
В скифской керамике находят свои аналогии и другие виды орнамента керамики занимает керамика, изготовленная па гончарном круге. Найдены фрагменты исполненных на круге сосудов из серой и красной глины, аналогичные сосудам, обычно находимым в Ольвии. Кроме того, на поселениях обнаружены обломки расписных амфор, ионийских, павкратийских, коринфских, аттических чернофигурпых и ранних чернолаковых сосудов, среди которых есть высококачественные образцы. Отметим, наконец находки терракот на поселении у Широков балки и на городище у урочища Скелька.
Встречаются па поселениях и другие предметы скифского типа. Среди них особый интерес представляет найденная на ни селении у Широкой балки бронзовая блях с от конской упряжи с изображением головы льва с раскрытой пастыо (рис. 6, 10). Ближайшей аналогией для нее может служит» бляха, найдепная в районе городища Нимфея на Керченском полуострове, в кургане № 32, в сырцовой могиле 14.1 Несколько болое отдаленную аналогию можно видеть в бляшке из собрания Зноско-Боровского на Каиевщиме.2
Бляха из поселения у Широкой балки представляет собой художественное произведение в типично скифском «зверином «тиле». На изучаемой территории эта находка пока единична. Но все же есть основание полагать, что вещи подобного типа широко бытовали у населения побережья Бугского лимана. На это указывает формочка для от[12] липки бляшек с изображением головы льва с раскрытой пастью из погребения 2, могильника V восточнее села Лджигол. Аналогию с этим изображением мы можем найти в бляшках из бассейна Тясьмапа (Журов- ские курганы).4 Вряд ли можно сомневаться в том, что отливавшиеся в аджигольской формочке бляшки были рассчитаны па сбыт л релмуществонпо среди пасслепня района Бугского лимана.
Рассмотренный ламп материал приводит к выводу о том, что характерной особенностью культуры и быта населения побережья Бугского лимана является сочетание местных традиций и элементов, привнесенных греческими поселенцами. Следует, однако, подчеркнуть, что в VI—V вв. до и. о. мы имеем еще, видимо, только начальный этан этого процесса. Значительно более четко он выступает в памятниках последующего времени.
В IV—III вв. до н. э. на поселениях по* бережья Бугского лимана зафиксированы находки типично скифских предметов: ножей с костяными ручками, пастовых бус с глазками, бронзовых наконечников стрел. Наряду с ними встречаются предметы античной культуры: свинцовый букраний, обломки терракот, пирамидальные и амфоровидные (стеклянные п ластовые) подвески н бусы, ближайшую аналогию которым мы находим в Ольвии. Сочетание этих двух элементов культуры с большей определенностью наблюдается в керамическом материале.
1 ОАК, 1870, стр. XIX; ОАК, 1877, стр. 271.
4Дровпостя Приднепровья, вып. III, табл. ЬУ1,«.
* А. Бобринский. Отчет о раскопках, произведенных в 1903 г. в Чнгнрнпском у. Киевской губ. ИАК, вып . И, 1905, стр. 12, рис. 23, стр. 15, рис. 32-
Керамика поселений IV—III вв. до н. э. представлена такими же группами, как и керамика носелепий предшествующего времени (рис. 7). Группа лепных сосудов состоит из значительного количества обломков горшков и мисок, а также единичных фрагментов светильников. Глина, из которой изготовлены сосуды, плотная, часто с прп- месью шамота или песка.
Горгаки имеют преимущественно выпуклое или вытянутое тулово, высокий, слегка отогнутый или прямой срозанный венчпк. Украшены они обычно ямочным, ногтевым или вдавленным орнаментом по венчику или плечикам.
Почти па всех поселениях найдены обломки лепных мисок. Часть их с массивными горизонтальными ручками, часть па высоких ножках, часть плоскодонных с загнутым внутрь краем. Светильники в виде башмака аналогичны светильникам, найденным ка городищах низового Днепра. Лепная керамика поселений Бугского лимана IV—III вв. до н. э. имеет много общих черт с керамикой скифских поселений и городищ этого времени.
Особенно хорошо это можно проследить по материалам поселений у Закисовой ба;щп. Почти полной аналогией как по форме, так и по орнаменту являются лепные сосуды из Каменского городища на Днепре. Лепные сосуды побережья Бугского лимана IV— III вв. до н. э. аналогичны также этой группе сосудов Елисаветовского городища на Дону.1 Такую же близость к керамике Елисаветовского городища отмечает Б. Н. Граков и для керамики Каменского городища.3
Таким образом, можно полагать, что в IV—III вв. до н. э. на территории от Буга до Дона бытовали одинаковые типы местной лепной посуды.
Наряду с группами лепных сосудов, на поселениях Бугского лимана в IV—III вв. до н. э. найдено значительное количество изготовленных на круге серых и красноглп- няных сосудов, аналогичных сосудам этих групп из Ольвии.3
|
Рис. В. Поселении у Широкой балки VI—V вв. до н. э.:
1—о - образцы лепной керамики; Ю — Оронзоиап бляха от конской упряжи.
Широкое распространение имеют также г их расписных сосудов, обычно находимых привозные сосуды. Они представлены боль- в Ольвии.
|
|
|
|
|
8
Риг. 7. Поселение у Закисовой балки IV7—111 вп. до н. э.:
7. •/ ч — ьОра.чцы сосудов, изготовленных на гончарном круге; 2, з образцы лепной керамики.
шим количеством обломков амфор, значи- Показательно соотношение двух видов тельная часть которых снабжена клеймами, местной керамики — ленной и сделанной на а также обломками к рас нофпгу рных и дру- круге. Так, на поселениях- левого берега
Бугского лимана, расположенных дальше от Ольвии (городищеу урочища Семенов Рог, поселение южнее Александровки, поселение восточнее Станислава), лепная керамика преобладает. Что касается поселений правого берега Бугского лимана, то на более отдаленных пунктах, расположенных в 30— 40 км севернее Ольвии (поселение у Вар- варовки, городище у маяка Дедова Хата, поселение у Бугских хуторов), лошюй керамики встречено больото, чем на поселениях, находившихся в непосредственной близости от Ольвии (городище у села Чортова- того, поселение у Закисовой балки), где преобладает местная керамика, изготовленная па круге, преимущественно серая.
Сочетание этих двух групп керамики имеет место не только на поселениях побережья Бугского лимана, но и на других поселениях северного Причерноморья.[13]
В керамическом материале научаемых поселений наблюдается взаимное влияние указанных групп керамики. Так, па поселениях у Закисовой балки, у Петуховки встречены лепные горшки с двумя плоскими ручками, аналогичные по форме ольвийским кухонным горшкам, выполненным на круге. На поселения у Закисовой балки найден изготовленный па круге краспогляняиый сосуд, украшенный но венчику вдавленным орнаментом, который обычен для лонных скифских горшков.
Для характеристики быта л культуры населения Бугского лимана необходимо учесть значительное место, которое занимает здесь античная привозная керамика (главным образом остродонные амфоры) встречающаяся повсеместно и скифских памятниках. Однако на поселениях Бугского лимана греческая керамика представлена » большем количестве. При этом количество ее находится в прямой зависимости от близости поселений к Ольвии: в близлежащих поселениях правого берега ее больше, чем в отдаленных. На поселениях левого берега привозной керамики очень мало.
Состояние изученности поселений Бугского лим а па не дает еще в настоящее время возможности с исчерпывающей полнотой восстановить картину исторической жизни его населения в интересующую нас эпоху. Поэтому мы вынуждены пока ограничиться частичным освещением, а иногда только постановкой некоторых вопросов, касающихся истории и культуры данного района.
Основной отраслью хозяйства населения побережья Бугского лимана в изучаемую эпоху было земледелие. На это, прежде всего, указывают письменные источники. Геродот сообщает о тол, что вблизи Ольвии жили скифские племена — каллипиды и ала- зоны, которые сеяли и употребляли в пищу- хлеб, а также лук, чеснок, чечевицу п аросо.1 О большой роли земледелии на побережье Бугского лимана свидетельствуют изображения на ольвийских монетах зерен шпеницы и колосьев, а также Деметры.[14]
Остатки земледелия представлены почти на всех нашпх поселениях. На поселении у Широкой и Закисовой балок найдены остатки зерен ншепицы, вики, ржи и проса. У села Петуховки при раскопках в 1940 и 1949 гг. встречено три железных серпа. Известен железный серп в одном из курганов Адяшгольского могидытка. Многочисленны и повсеместны находки зернотерок и расти рольных камней. На нокоторых поселениях (у Варваровки. Кателина и Чертч- ватого) пайдеиы каменные ступы. Можно с уверенностью полагать, что земледелие здесь уже в самое раннее скифское время было пашенным, с применением тягловой силы животных. В этой связи следует всио- мнить приведенную Геродотом скифскую легенду о священном золою, к которой среди упавших с неба предметов названы плуг и ярмо.[15] Возникновение этой легенды нельзя, конечно, связывать с населением Бугского лпмана. Однако территория Бугского лимана входпт в состав земледельческой Скифии, в среде которой эта легенда сложилась.
У нас пет данных для реконструкции плуга, при помощи которого земледельцы Бугского лимана обрабатывали землю. Однако высокая - продуктивность земледелия,
о чем речь будет шике, дает основание утверждать, что этот плуг представлял с обок сравнительно усовершенствованное орудие.
снабженное, очевидно, железным сошником. Вряд ли плуг, бытовавший в прилиманных хозяйствах южиого Побужья, существенно отличался от обычпого греческого плуга, применявшегося на Боспоре и известного по изображениям на паптикапейскпх .монетах II в. до н. э.[16]
Почти на всех подвергшихся раскопкам поселениях обнаружены зерновые ямы. Они, как правило, вырыты в материке и почти все грушевидной формы. Обращает на себя внимание их тщательное устройство.
13 отдельных ямах сохранилась глиняная обмазка стенок и дна, а также следы обож- жснности (поселение у Петуховки, городище у Чертоватого). Некоторые ямы имели веццы и горловины из хорошо обработанных камней и покрывались плоскими плитами — крышками (поселения у Закисовой и Широкой балок; рис. 8).
Зерновые ямы известны на многих причерноморских поселениях и городах античного времени. По своей конструкции и характеру ямы поселений Бугского лпмана весьма близки к ямам, открытым на Неми- ровском, Севериповском[17] городищах, в Неаполе,'* Паптикапсе, Нимфее п других поселениях.[18]
Следует особенно подчеркнуть, что почти всюду на поселениях Бугского лимана ямы найдены не в одиночку, а целыми комплексами. Речь может идти, следовательно,
о вместительных зернохранилищах, состоящих иногда из большого количества ям разных размеров.
Наиболее ярким памятником этого рода, - датируемым VI в. до и. э., является комплекс зерновых ям в прибрежной части поселения у Широкой балки. Концентрация большого количества ям в одном месте, нх компактность и обособленность дают основание видеть здесь самостоятельный хозяйственный комплекс — специальное зернохранилище, рассчитанное на хранение значительного количества зерна.[19]
То же самое наблюдается и в последующее время. На поселениях IV—III вв. до н. э. также раскрыты зерновые ямы. И здесь они расположены обычно не н одиночку, а целыми группами (городища у Чертоватого, у Петуховкп).
Вряд ли подобные зернохранилища могут служить местами хранения запасов, необходимых для личных потребностей одной
Рис. 8. Поселение у Закисовой балки. Зерновая яма. |
семьи. Естествепно предположить, что в них хранилось зерно, рассчитанное на сбыт.
Жители побережья Бугского лимана занимались и огородничеством. Из сообщении Геродота известно, что каллипиды и алазоны возделывали лук и чеснок. Можно предположить существование н виноградников. Об этом свидетельствуют остатки виноделен, открытых в Ольвии, а также косточки винограда, найденные на поселении у Закисовой балки.1
Другой крупной отраслью хозяйства населения Бугского лпмана было скотоводство. Разведением скота занимались, нови: димому, на всех поселениях. Основное мест» в стаде занимал крупный и мелкий рогатый скот,2 что характерно для хозяйства. зк<>-
1 Определение сделано старшим научным сотрудником Института ботаники АН УССР Е. Д. Вп- сюлипон.
2 и. Г. II и д о п л и ч к о. Домашние и ДНК1К животпые по находкам костей из раскопок номической основой которого было развитое земледелие. Скот являлся и важной статьей вывоза. Очевидно, и к побережью Бугского лимана может быть отнесено сообщение Полибия о том, что «для необходимых жизненных потребностей окружающие Понт страны доставляют паи скот».[20]
Охота не играла существенной роли в жизии населения крап, хотя она и могла служить некоторый подспорьем в их хозяйстве. Это и сстсствевпо, поскольку северное Причерноморье не отличалось обилием промысловых диких животных. Объектом охоты служили олень, лисица, кулан и косуля.
Более важное место занимало рыболовство. Судя по костным остаткам, обнаруженным как на поселениях, так и в самой Ольвии, в Бугском лимане водилась крупная рыба: семейства осетровых, сомовых, щуки, окуневых.2 Кроме того, здесь ловили и мелкую рыбу, например хамсу.3
Добываемая рыба была рассчитала не только на удовлетворение собственных нужд населения, но и на продажу. В Ольвии в III—II вв. до н. э. существовало, по крайней мере, два рыбных рынка, куда, очевидно, доставлялась рыба и лз окрестных поселений.
Хорошо известно, что рыба занимала важное место среди продуктов, вывозимых в Грецию.*
Перед отправкой рыбу предварительно обрабатывали — соли ля, вялили и, возможно, коптили. Вследствие этого рыбный промысел в широком смысле слова, т. е. включая сюда не только рыбную ловлю, но и ее переработку, достиг здесь высокого развития.
Особое значение для выявления роли рыбного промысла имеют результаты наших раскопок в 1950 г. городища у маяка Дедова Хата (в 30 км севернее Ольвии). На городище открыты остатки большой печи, конструкция которой свидетельствует о ее производственном назначении. В печи было обнаружено значительное количество рыбьей чешуи и костей. Здесь же были найдены фрагменты намеренно расколотых трубчатых и реберных костей животных со следами сработанности. По определению старшего научного сотрудника ЛОИИМК
С. А. Семенова, «не исключена возможность, что эти костяные орудия служили для обработки рыбы». Все приведенные нами данные позволяют предположить, что мы имеем здесь остатки производства, связанного с рыбным промыслом. Следует также отметить большое количество рыболовных грузил, преимущественно из стенок амфор, встреченных на этом поселении. На некоторых из них прочерчены граффнтти.
Таким образом, городище у маяка Дедова Хата было одним из пунктов, где в IV—
III вв. до н. э. широко был развит рыбный промысел.
Определенное место среди хозяйственных занятий занимали домашнее производство и ремесла. К ним следует, прежде всего, отнести изготовление лепной глиняной посуды, многочисленные находки которой повсеместны, наряду с посудой, изготовленной на гончарном круге. Последняя в основном является продукцией ольвийских керамических мастерских. Однако в IV—III вв. до н. э. такая керамика могла изготовляться также н в наиболее крупных поселениях ольвийской периферии. На это, пам кажется, указывает найденный на поселении у Закисовой балки красноглиняный деформированный горшок (рис. 7, 6). По определению О. А. Кульской, «деформация произошла скорое всего от того, что сосуд не был достаточно нысушеп и в таком виде постуиил на обжиг или, что менее вероятно, был сплюснут другими сосудами при загрузке печи». Вряд ли сосуд, деформированный в процессе производства, мог быть приобретен в Ольвии. .Скорее всего он был изготовлен здесь же на месте, тем более, что вместе с ним были найдены куски плотной зеленоватой глины, напоминающие формочки для изготовления терракот. Все это, а также большое количество керамического шлака и золы на данном участке позволяют предположить существование в этой части поселения производства керамических изделий.
Второй наиболее важной отраслью домашнего производства было ткачество.
О его широком распространении свидетельствуют прежде всего многочисленные находки пряслиц, а также отпечатай ткани на днтцах лепных сосудов. Но всей вероятности, к остаткам ткацкого производства следует отнести и часть грузил, представляющих собой принадлежность ткацкого станка. Мелкий рогатый скот (овца) служил одним из источников сырья для производства пряжи.
Весьма мало данных мы имеем для характеристики металлургического производства, которое, как известно, получило у скифов широкое развитие. На ряде скифских городищ обработка металлов занимала важное место.
Для районов Бугского лпмана основным центром металлообрабатывающего ремесла была, конечно, Ольвия, получавшая, возможно, необходимое для этого сырье через Каменскую пристань.[21]
Можно полагать, одпако, что обработка металлов имела место и на некоторых других поселениях Бугского лимана. На это указывают две литейные формочки, найденные в одном из захоронений в могильнике восточнее Аджигола (курган 2, Г).а Пови- димому, погребенный там был ремесленни- ком-ювелиром.
Отметим, наконец, что интенсивное каменное домостроительство, достигшее широких размеров и высокого уровня, требовавшего, несомненно, длительной специализации, дает основание полагать, что строительным п каменотссным делом была занята определенная часть населения, т. е. оно стало ремесленным трудом.
Таким образом, хозяйство населения побережья Бугского лимана было сравнительно развитым и довольно многосторонним. В основе его лежало сельское хозяйство с главными его отраслями — земледелием я скотоводством, сочетавшееся с рыболовецким промыслом и охотой. Значительное место в хозяйстве занимали и различные ремесла, находившиеся, в основном, на стадии домашнего производства, хотя в некоторых случаях можно, видимо, говорить п о ремесле как о производстве, отделившемся от земледелия.
Однако широкого развития ремесло, очевидно, здесь не имело, что объясняется в значительной мере экономическим воздействием близлежащей Ольвии, ремесленная продукция которой имела широкое распространение среди местного населения. В экономике населения побережья Бугского лимана значительное место занимала торговля с Ольвиен, а через нее с греческими городами.
Торговые отношения скифских племен с греческим рабовладельческим миром начались весьма рано. Греческие вещи, правда, еще в незначительном количестве встречаются в Скифии уже в VII в. до н. э.
Усиливающиеся со временем греко-екпф- ские торговые связи провели к основанию торговых факторий и городов па северном берегу Черного мор», в том числе и на побережье Бугского лимана. Возможно, одна из таких факторий находилась на поселении у Широкой балки. По мере возвышения Ольвии близко расположенные к ней фактории не выдерживали соперничества с се растущей экономической мощью и прекращали свое существование как самостоятельные торговые центры. В дальнейшем греко-скифская торговли идет главным образом через Оль- вию, достигая глубинных районов Скифнп. Греческий импорт встречается повсеместно как в курганах, так и городищах Скифии. Особенно много известно его в лесостепном Приднепровье (бассейны рекТясьмин, Росп, Вореклы и Сулы).
В этой торговле Ольвия выступает прежде всего в роли посредника. Ее купцы вывозили в города материковой и островной Греции продовольственные товары, сырье, рабов. Все это скупалось пми у скифов в обмен на изделия греческой промышленности. Но Ольвяя вместе с тем была и крупным производящим центром, иродукцпя которого, наряду с греческими товарами, также имела широкий сбыт в Скифии.
Торговли Ольвии со скифами влияла положительно на расширение и развитие их сельскохозяйственных занятий; вместе с тем она в известной степени задерживала развитие ремесла у скифов, так как продукция ольвпйских мастерских имела широкое распространение среди местного населения.
Начиная с IV в. до п. э. босиорские купцы вытесняют ольвийских купцов из районов лесостепи и левобережья Днепра.
С этого времени значительно усиливаются торговые связи Ольвии с племенами правобережной Украины, в особенности с окружающими ее поселениями, которые, «прочем, п раньше были более интенсивными, чем с другими районами Скифии. Об этой торговле свидетельствует значительное количество находок, встречающихся на всех прилиманных поселениях. На ряде поселений найдены фрагменты архаических сосудов, изготовленных в Ионии, Аттике, Корипфе, Навкратисс и в других античных центрах. Повсеместно в большом количестве встречаются обломки остродон- пых родосских, синопских, фасосских, го- раклейских, косских и других амфор.
Наряду с привозной античной посудой, значительное место в керамическом материале поселений занимает иосуда ольвнйского производства. Находки этого рода, как мы уже указывали, имели широкое распространение в скифских поселениях и могильниках. Но важно отметить то обстоятельство, что иа поселениях Бугского лимана удельный вес их несравненно больший, чем в других районах Скифии. Этим, однако, не исчерпывается своеобразие торговых отношений населения Бугского лимана и Ольвии.
Характерная особенность торговли Ольвни с населением побережья Бугского лимана, отличающая ее от торговля Ольвии со Скифией вообще, нашла свое* выражение и находках медных ольвийских мопег на многих поселениях, расположенных но обоим берегам Бугского лимана.
На поселениях у Закисовой балки, у Петуховки, Чсртоватого и Козырки находили ольвийские монеты — дельфинчики. На городищах у маяка Дедова Хата, у Чертова- того, в Очакове, на поселениях у Закисовой балки, у села Лупарева балка были найдены медные ольвийские монеты. Клад ассов был найден в Куцурубе, а отдельные ассы — на городище у урочища Семепов Рог и у Алекса вдровки. Девнть медных монет найдены также в Петуховском могильнике.
Сведения о монетах, конечно, далеко яе полны. Это обычно случайные находки; отнюдь не все монеты попали в музеи и были определены. Именно поэтому особый интерес представляют монеты, пайдонные при рас- скопках поселения у Закпсовой балки.
Прежде всего важно уже количество — 15 монет (из них 3 дельфинчика). Один дельфинчик датируется VI—V вв. до и. а. Основное количество монет относится к IV—
III вв. до н. э. Это обычные для Ольвии мо- петы с изображением на лицевой стороне Деметры или Борисфена, а с оборотной стороны т- орла, клюющего дельфина, или лука в горите. Две монеты датируются И в. до н. э. На одной из них нзображепа с лицевой стороны Демегра в высоком башенном венце, а с оборотной стороны — стрелок. Па многих монетах хорошо сохранилось название города Ольвии, а на некоторых — следы надчекашш.1
Таким образом, на побережье Бугского лимапа натуральный обмен перерос в товарно-денежный.
В торговые отношения с греками были втянуты л основном только верхушечные слои скифского общества — главные потребители предметов греческого и ольвийского импорта.
Иначе обстояло дело на побережье Бугского лимана. Здесь население было больше других районов Скифии втянуто в торговые отношения с греками, и эти отношения были более интенсивными, носили постоянный характер и являлись важным фактором экономической жизни широких слоев местного общества.
В обмен иа сельскохозяйственные продукты и рыбу жтели поселений побережья получали необходимые им орудия труда, украшения, одежду, вино, бытовую утварь, изготовлявшуюся в ольвийских мастерских, а также привозимую в Ольвию из городов Греции.
Следовательно, здесь существовали определенные формы тесной экономической взаимосвязи, в которой были равно заинтересованы обе стороны — и местное население, и греческие носелснцы.
Особенно тесные экопомическис отношения были между Ольвией я близлежащими' к ней поселениями. Чтобы обеспечить бесперебойное снабжение населения разрастающегося города продуктами питания, в первую очередь хлебом, и не зависеть от случайностей рынка, Ольвия в IV—III вв. до и. э., подобно Херсонесу, Танансу и другим античным центрам, должна была позаботиться о создания вокруг города своей сельскохозяйственной округи. Возможно, что такие лоссления, как у Широкой балки.
1 П. О. Бурачков, ук. соч., стр. табл. VI), стр. 2Г4—223. табл. IX.
у Закисовой балки, у Волошской косы, у сел Чертоватого и Кателпно, расположенные в непосредственной близости от Ольвии, и составляли ее сельскохозяйственную округу и, очевидно, представляли вместе с пей единое целое не только в хозяйственном, но и в политическом отношении.
Отношения населепия Бугского лимана с Ольвиой не ограничивались только спорадическими и кратковременными связями в процессе торговых сделок: они заключались также в постоянном и длительном общении. Все это наложило свой отпечаток на процесс исторического развития, культуру и быт местного населения, что нашло свое выражение в археологических памятниках поселений и могильпиков.
Что касается могильников, то следует отметить, что эта группа памятников меньше всего исследована. Мы совсем мало имеем данных о могильниках побережья Бугского лимана. Имеются сведения преимущественно о случайных находках из могил курганных и бсскурганных, разрытых во время земляных работ местными жителями или любителями археологии (могильники у урочища Семенов Рог, у Бугских хуторов, у села Старая Богдановка, курганы у сел Козырни и Кателино). Сведений же о погребальном обряде и конструкции погребальных сооружений у нас пет, за исключением известных могильников у сел Аджпгол, Петуховки [22] и у хутора Марицыно.[23]
Особый интерес представляет могильник у Петуховки, так как он связан с поселением, исследовавшимся в 1949 г. Ольвпйской экспедицией (раскопки Т. И. Фармаков- ской).
Следует отметить, что в инвентаре погребений побережья Бугского лимана значительно большее место, чем в других областях Скифии, занимают произведения греческих ремесел, преимущественно посуда. В этом еще раз пашло свое выражение сочетание культуры местной с культурой, привнесенной греческими поселенцами.
Эти наблюдения весьма существенны для выяснения этнической принадлежности населения побережья Бугского лимана, хотя, конечно, этих данных для решении столь важного вопроса далеко не достаточно.
1 М. Е Ь с г I. ЛиздгаЪипдеп. . ., 1'2, V, стр. 1—80.
3 М. ЕЪегЬ. Аизг'гаЬишкш. . ., Р2, III, 1914, стр. 252-273.
Геродот дает следующее описание оседлых племен вверх от Ольвии (по Гппанпсу): «Начиная от торжища борисфепитов (это самый срединный из приморских пунктов всей Скифии) первыми живут каллипнды. являющиеся эллпнами-скифами, а выше их другое племя, которое именуется алазо- нами».1
Племена, упоминаемые Геродотом, конечно, жили в этих местах задолго до V в. до н. э. и продолжали здесь свое существование и позже.
В эпиграфических памятниках III—II вв. до н. э. не встречается упоминаний о каллн- иидах и алазонах. Так, из декрета в честь Протогена известно, что в III—II вв. до н. э. в непосредственной близости от Ольвии жили мпкеэллины. Кроме того, в декрете упоминаются племена скифов, фисаматов, савдаратов п саев.
Большинство исследователей считает возможным видеть в мпкеэллинах потомков каллинидов — эллино-скифов.2
Еще в конце XIX в., некоторые ученые отождествляли каллинидов с эллино-ски- фамп, а в последних склонны были видеть скифов, воспринявших эллинскую культуру.[24]
Пытаясь восстановить этнографическую карту окрестностей Ольвии, В. В. Латышев считал/ что территория современной ому Херсонской губ. была занята алазонамн и каллипидамп.[25] Он предполагал, что именно каллипидам принадлежали поселения но Бугу, расположенные вниз и вверх от Ольвии.[26]
В рассмотренном нами археологическом материале побережья Бугского лимана отчетливо видно слияние двух элементов — скифского и греческого, что отражает исторический процесс скрещения двух куль- тур — скифской и греческой. Это и являлось той характерной особенностью быта и культуры населения этого района, которая лапала основание древним авторам считать население побережья Бугского лимана эл- лино-скифами.
Обитателями многочисленных поселений Бугского лимана, очевидно, и были те каллипиды—эллино-скифы—миксэллины, которые, благодаря своему соседству и в силу социально-экономических связен с греческим населением Ольвии, ближе других скифских племен стояли к рабовладельческому классовому обществу.
Выше указывалось, что значительная часть изучаемых поселений правого берега ирекращает свое существование во II в. до н. з. (городище у маяка Дедова Хата, поселение у Варваровки, городище у Чер- товатого, поселение у Широкой балки, у Закисовой балки, у Петуховки).
Здесь, конечно, сказались и тот экономический кризис, который переживало в это время северное Причерноморье, и успешное продвижение сарматских племен, теснивших скифов, и организация государства скифов в Крыму, в состав которого одно время входила и Ольвия, я, очевидно, ка- кие-то другие причины.
Все эти вопросы, выходящие за рамки дайной работы, должны стать предметом специальных исследований.
Дальнейшее археологическое изучение побережья Бугского лимана дает возможность, по мере накопления нового материала, осветить с большей пол йотой, чем это возможно сейчас, все стороны истории и культуры его населения
Источник: "ОльвияИ НИЖНЕЕ ПОБУЖЬЕ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ" Под редакцией В. Ф. ГАЙДУКЕВИЧА ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССРМОСКВА — 1956 — ЛЕНИНГРАД