Конспект урока по теме Исполнители системы «Кумир». Циклы с заранее известным числом повторений. | |
Автор: drug | Категория: Прочее | Просмотров: | Комментирии: 0 | 03-11-2013 10:35 |
СКАЧАТЬ:
Конспект урока по теме
Исполнители системы «Кумир».
Циклы с заранее известным числом повторений.
Тема: «Исполнители системы «Кумир». Циклы с заранее известным числом повторений».
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- обучающие
- умение пользоваться циклами «для» и «пока», исходя из условий поставленной задачи;
- научится составлять задачи в системе исполнителя Кумир;
- развивающие
- развитие исследовательской и познавательной деятельности;
- лаконично, полно и содержательно отвечать и делать обобщающие выводы;
- формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления;
- воспитывающие
- воспитание у учащихся информационной культуры на примере освоения нового материала;
- воспитание необходимости связывать изучение нового материала с уже известными фактами.
Формируемые знания и умения:
Ученик:
должен знать:
- систему исполнителя Кумир;
- основные команды исполнителя;
- циклы «до» и «пока»;
должен уметь:
- решать задачи с помощью циклов «до», «пока»;
Формы и методы: беседа, демонстрация, фронтальная лабораторная работа.
Оборудование: компьютер, презентация «Исполнители системы Кумир», программа «Кумир».
Литература:
- КушниренкоА.Г. Основы информатики и вычислительной техники.: Учеб. Для сред. Учеб. Заведений /А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедь, Р.А.Сворень. – М.:Просвящение, 1990.
- Справочник по системе Кумир http://sch867.edusite.ru/IT/index4/ege/kumirL.pdf
План урока
- Орг. момент 1 мин
- Повторение предыдущего материала 7 мин
- Изучение нового материала 20 мин
- Лабораторная работа 15мин
- Итог урока, задание на дом 2 мин
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним циклом – циклом «Для», сравним его с ранее изученными циклами и попробуем решить задачу и реализовать ее решение на компьютере.
Давайте вспомним, какие циклы мы знаем?
Ученики: Цикл «до» и цикл «пока».
Учитель: Чем отличается цикл «до» от цикла «пока»?
Ученики: {Учащиеся перечисляют основные отличия данных циклов}.
Учитель: Как реализуется цикл пока?
Ученики: Проверяется условие записанное после служебного слова пока, если условие не соблюдается, то выполнение цикла завершается, если же условие соблюдается, то Кумир выполняет тело цикла и снова проверяет условие
Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомство с исполнителями системы Кумир, и будем работать с исполнителем Робот. Сначала повторим темы предыдущих уроков. Какие основные команды исполнителя Робот вы знаете?
Ученик: вверх, вниз, влево, вправо, закрасить.
Учитель: Верно. В каких случаях Робот выдаст ошибку?
Ученики: Когда перед роботом стена
Учитель: Хорошо. Запишите сегодняшнюю дату и тему урока «Исполнители системы Кумир. Циклы с заранее известным числом повторений». Давайте решим задачу, используя цикл пока, который мы прошли на прошлом занятии. Итак, нам необходимо нарисовать лестницу состоящую из 5 ступенек, каждая ступенька занимает по 2 клеточки (слайд 2).
Учитель: Какие элементы повторяются в нашей задаче?
Ученики: Ступеньки.
Учитель: Верно. Давайте запишем алгоритм рисования ступеньки.
Ученики: закрасить, вправо, закрасить.
Учитель: (запускаем выполнение программы) Нарисовали одну ступеньку. Теперь нам надо получить лестницу из 5 ступенек. Как это запишем?
Ученики: {ученики предлагают вставить цикл «пока», объявить переменную целого типа}
Учитель: Попробуем запустить программу. Рисует сплошную линию. Почему?
Ученики: { ученики предлагают написать в цикле вниз, вправо, a:=a+1}
Учитель: верно. Мы получили лестницу. Теперь попробуем решить эту же задачу только с помощью цикла «для». Вспомним как она реализуется.
Ученики: {ответы учеников}
Учитель: Верно (слайд 3).
Запишите алгоритм цикла в тетради.
Ученики: {Записывают}
Учитель: Итак, решим эту же задачу, но с помощью цикла «для».
Ученики: {предлагают вставить цикл «для»}
Учитель: Что будет находится в теле цикла?
Ученики: закрасить, вправо, закрасить, вниз, вправо
Учитель: Верно. Теперь решим другую задачу. Необходимо нарисовать:
Учитель: Нам необходимо чтобы Робот нарисовал лестницу. Сколько ступенек в лестнице?
Ученики: 9
Учитель: Они все одинаковой длины как в предыдущей задаче?
Ученики: нет.
Учитель: Верно. Первая состоит из одной клетки, вторая из 2 и т.д. Как запишется алгоритм рисования ступеньки?
Ученики: закрасить, вправо.
Учитель: хорошо. Т.е. для того чтобы нарисовать последнюю ступеньку нам надо 9 раз написать закрасить, вправо?
Ученики: можно использовать цикл «для»
Учитель: А как мы будем увеличивать количество закрашенных клеточек?
Ученики: нужно объявить переменную n целого типа.
Учитель: Верно. Как вы заметили каждая ступенька начинается с левой стены. Как мы можем это записать?
Ученики: вниз, влево.
Учитель: а сколько раз мы должны написать команду влево, чтобы дойти до левой стены?
Ученики: нужно написать новый цикл «для» с тем же параметром n
Учитель: Хорошо. Робот теперь умеет рисовать лестницу и возвращаться в начальное положение. Как мы запишем количество ступенек?
Ученики: добавить цикл «для»
Учитель: Теперь нужно решить похожую задачу.
Что должен сделать Робот?
Ученики: Закрасить, вниз, вправо…
Учитель: Хорошо. Теперь садитесь за компьютеры, запустите программу Кумир.
Ученики: {садятся за компьютеры, запускают программу Кумир и решают задачу по примеру предыдущей}
Учитель: Подведем итоги урока. Когда нужно использовать цикл «для», а когда цикл «пока»?
Ученики:{ответы учеников}