Особенности института банкротства США. | |
Автор: drug | Категория: Гуманитарные науки / Экономика | Просмотров: | Комментирии: 0 | 14-08-2013 19:48 |
- Особенности института банкротства США.
- Система несостоятельности Канады.
- Этапы проведения процедуры коммерческого банкротства в Канаде.
- Опыт Великобритании в области реализации судебных и внесудебных процедур банкротства.
- Система несостоятельности Нидерландов.
- Применение процедур банкротства в Германии.
- Французское законодательство о банкротстве.
7.1В Соединенных Штатах Америки термин «банкротство» используется для описания всех видов несостоятельности, включая компромиссное (мировое) соглашение и процедуры по оздоровлению должника. Процедуры банкротства США, а также права и обязанности компании в отношении ее активов регулируются федеральными законами.
Особенностью системы несостоятельности США является наличие специализированных судов по вопросам банкротства, которые составляют часть федеральной судебной системы.
Следующей отличительной особенностью законодательства о банкротстве Америки является наличие возможности у предприятия обратиться в суд за защитой от кредиторов в соответствии с Главой 11 Кодекса о банкротстве. Как только такое заявление поступает в суд, кредиторы автоматически лишаются права предпринимать какие-либо действия против
организации или ее имущества, и все уже начавшиеся действия также автоматически останавливаются. На имущество организации не может быть наложен арест. Такую ситуацию американцы называют «автоматической остановкой».
Эта процедура очень важна, так как она не дает возможности одним кредиторам получить преимущества перед другими, и позволяет директорам продолжить работу предприятия без давления со стороны кредиторов и вести поиск путей по решению финансовых проблем. Автоматическая остановка вступает в силу с момента подачи заявления в суд. Кредиторы, которые нарушают условия автоматической остановки, признаются виновными в нарушении постановлений суда, даже
если они не знали о том, что обращение было подано. Заявление в суд по банкротству о проведении процедуры оздоровления (реорганизации) несостоятельного предприятия в соответствии с Главой 11 подается директорами должника. Если кредиторы неплатежеспособного должника обращаются с заявлением в суд о возбуждении дела о банкротстве и ликвидации должника в соответствии с Главой 7, то
руководство должника может тут же обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры реорганизации в соответствии с Главой 11.
Многие руководители предпочитают подавать заявления в соответствии с условиями Главы 11, а не 7. Причина
проста: гораздо престижнее заявить, что ты пытаешься реорганизовать предприятие, чем признать, что оно абсолютно несостоятельно. Судьи и адвокаты, работающие по данному банкротству, часто быстро приходят к выводу, что шансов на оздоровление предприятия нет, и начинают процедуры ликвидации в соответствии с Главой 7.
Если по данному предприятию подано обращение в суд
по банкротству в соответствии с Главой 11, это вовсе не означает начала реализации плана по оздоровлению предприятия.
Это свидетельствует о том, что предприятию разрешили подать заявление в соответствии с Главой 11; перед предприятием все еще стоит задача убедить судью, что оздоровление возможно, и представить план оздоровления своим кредиторам.
Подача заявления в соответствии с Главой 11 не означает, что руководители предприятия теряют над ним контроль.
В абсолютном большинстве случаев лица, которые управляли предприятием до наступления банкротства, продолжают его контролировать на протяжении всей процедуры реорганизации. Многие банки в США часто предпочитают предоставить кредит предприятию, подавшему заявление о реорганизации в соответствии с Главой 11. Это происходит потому, что все новые кредиты имеют абсолютный приоритет по отношению
ко всем долгам предприятия до наступления банкротства. Выдавая кредит компании, проходящей процедуру реорганизации по Главе 11, банк получает гораздо больший шанс, что кредит будет полностью погашен, чем, если бы он предоставил кредит нормально функционирующей компании.
Кодекс о банкротстве США в части подхода к оздоровлению предприятия необычен тем, что план оздоровления может быть, выдвинут либо самим должником, либо любым из кредиторов. Однако в течение первых 120 дней банкротства только
должник имеет право представлять план оздоровления. Таким образом, у директоров должника приблизительно 4 месяца на то, чтобы подготовить план. Такой план может быть представлен и после истечения 120 дней. Однако в этом случае кредиторы получают право выдвигать свои собственные планы. План может содержать следующие пункты:
Кредиторы могут получить акции предприятия на всю сумму или часть суммы задолженности перед ними.
Предприятие может попытаться продать определенную часть активов для того, чтобы произвести частичное погашение долгов.
Кредиторы могут согласиться на погашение частями, либо на частичное погашение в счет полного погашения.
Кредиторы могут обменять свои претензии на долговые обязательства с выплатой процента в будущем.
Кредиторы могли бы согласиться снять требования с активов для того, чтобы позволить предприятию получить дополнительное финансирование.
Акционеры и кредиторы должны быть разделены на различные классы. Каждый класс должен объединять акционеров и кредиторов, чьи претензии или интересы в предприятии оказываются в основном, схожими. Если имеются различные классы акций, каждый из них будет выделен в отдельную группу в соответствии с планом. Кредиторы, чьи претензии полностью обеспечены, должны быть объединены в один класс.
7.2 Несостоятельным признается лицо, которое не является банкротом и обладая обязательствами в сумме не меньше тысячи канадских долларов:
а) не может выполнять свои обязательства по мере их наступления при любых обстоятельствах;
б) прекратило своевременную выплату по своим обязательствам;
в) не имеет суммарных активов, реализация которых позволит своевременно и полно покрыть все его обязательства.
Банкротом признается лицо, которое:
а) в должном порядке подало заявление о признании его
банкротом;
б) в отношении которого обеспеченным кредитором было дано распоряжение об изъятии имущества,
являющегося залогом кредита;
в) имеет правовой статус такого лица.
Закон предусматривает следующие процедуры несостоятельности: банкротство; финансовое оздоровление.
В зависимости от источника возникновения обязательств различают банкротства двух видов: 1) потребительское банкротство; 2) коммерческое банкротство.
При потребительском банкротстве источником возникновения обязательств является потребительский кредит. В этом случае банкротом может быть физическое лицо или группа физических лиц (семья). Потребительское банкротство бывает двух видов:
1. упрощенное банкротство – суммарная потребительская задолженность банкрота не превышает 75 тысяч канадских долларов и лицо становится банкротом в первый раз;
2. обычное банкротство –суммарная потребительская задолженность банкрота превышает 75 тысяч канадских долларов или имеет место повторное (третье и т.д.)
банкротство.
При коммерческом банкротстве источником возникновения обязательств является коммерческая деятельность должника. В этом случае банкротом может быть как физическое лицо (единоличный предприниматель), так и юридическое лицо (корпорация). Выделяют два вида коммерческого банкротства:
1. Упрощенное банкротство , когда суммарная задолженность банкрота не превышает 75 тысяч
канадских долларов.
2. Обычное банкротство – суммарная задолженность банкрота превышает 75 тысяч канадских долларов.
Финансовое оздоровление должника как процедура несостоятельности, имеющее черты российского “мирового соглашения” и, одновременно, “внешнего управления”, также бывает двух видов:
1) потребительское финансовое оздоровление, состоящее в достижении соглашения с кредиторами об изменении условий выплат долгов (продление сроков, частичная выплата, реструктуризация долгов и пр.) в совокупности с модифицированным “потребительским” поведением должника, осуществляющимся под руководством и наблюдением администратора финансового оздоровления. Должником может быть физическое лицо или группа физических лиц (напр., семья);
2) коммерческое финансовое оздоровление, предусматривающая как изменение условий выплат долгов (продление сроков, частичная выплата, реструктуризация долгов и пр.), так и различные меры по реорганизации и реструктуризации должника. В этом случае должником может быть как физ. лицо (единоличный предприниматель), так и юр. лицо (корпорация).
В случае подачи заявления о банкротстве самим должником и при отсутствии противопоказаний (например, возражений со стороны кредиторов или Государственного органа по банкротству), признание должника банкротом осуществляется во внесудебном порядке лицом, на то уполномоченным, каковым является Официальный Ресивер. Именно в таком порядке
осуществляется более 80% всех банкротств в Канаде. Суперинтендант по банкротству назначается Правительством страны и осуществляет управление и контроль ведения всех дел, на которые распространяется действие Закона, в том числе контроль деятельности трасти. Официальный Ресивер является должностным лицом суда и – одновременно – Службы Суперинтенданта по банкротству. Официальный Ресивер является представителем Суперинтенданта, которому последним делегированы права по управлению и контролю всех дел, на которые распространяется действие Закона о банкротстве. На Официального Ресивера возложены следующие функции:
получение заявления на банкротство, финансовое оздоровление должника или на изъятие имущества, являющегося залогом обеспеченного кредита для окончательного оформления;
исследование банкрота;
председательство на первом собрании кредиторов;
контроль за управлением всем имуществом в рамках
процедур Закона;
регистрация и изучение жалоб;
Трасти – лицо, лицензированное Суперинтендантом по
банкротству для исполнения обязанностей практика по несостоятельности. Таким образом, трасти – доверительный собственник имущества банкрота; фактически – аналог российского арбитражного управляющего. Для получения лицензии трасти должен соответствовать следующим требованиям:
иметь университетское образование;
являться сертифицированным финансовым экспертом
пройти трехлетний курс обучения трасти, организованный Канадской Ассоциации Практиков по Несостоятельности посетить недельный семинар для кандидатов в трасти,
организуемый Службы Суперинтенданта,
сдать двухдневный (по 6 часов каждый) национальный
письменный экзамен трасти;
успешно пройти устное собеседование с экзаменационной комиссией;
удовлетворить требованиям Суперинтенданта в отношении своей финансовой стабильности и профессиональных качеств.
Трасти принимает в свое распоряжение все дела, документы и бухгалтерские книги несостоятельного должника, все активы банкрота, обеспечивает их сохранность, организует продажу активов, распределяет средства от продажи в установленном Законом порядке, добивается освобождения банкрота от его обязательств, а также освобождения себя от обязательств, возникших при осуществлении функций трасти.
Трасти обязан докладывать обо всех нарушениях Закона о банкротстве в суд.
В делах о банкротстве он обязан представлять интересы
кредиторов, не отдавая предпочтения ни одному из них; в делах о финансовом оздоровлении должника действует в соответствии с Законом и нормативными документами Суперинтенданта по банкротству и не отдает предпочтения интересам должника или кредиторов. Регистратор – должностное лицо суда, низшее по статусу по сравнению с судьями, но принимающее от имени суда
практически все решения по делам о банкротстве. Регистрар суда имеет право и правомочия:
заслушивать заявления по делам о несостоятельности и в случае отсутствия возражений, издавать распоряжения об изъятии заложенного имущества;
заслушивать показания банкротов и иных лиц; давать
распоряжения об освобождении от обязательств банкротов и трасти;
утверждать предложения о финансовом оздоровлении
должника в случае отсутствия возражений;
издавать распоряжения о назначении временного ресивера (функции которого – обеспечить сохранность имущества должника) в срочных и чрезвычайных обстоятельствах. Кредиторы могут подать заявление о признании должника банкротом, если сумма требования превышает 1000 канадских долларов и должник оказался несостоятельным. Они могут присутствовать на собраниях кредиторов и заменять на собрании трасти. Кредиторы имеют право действовать как инспекторы по отношению к имуществу должника. Кредиторы получают причитающуюся им долю от реализации имущества.
7.3 1 этап Компания-должник составляет и подает под присягой Официальному Ресиверу по месту своего расположения (регистрации) заявление о признании себя банкротом, в котором содержатся все реквизиты компании и прилагается соответствующее решение Совета директоров компании.
2.этап Трасти созывает собрание кредиторов, под председательством Официального Ресивера или лица, им на то уполномоченное. Трасти докладывает кредиторам о
возможностях реализации имущества банкрота и об ожидаемых поступлениях денежных средств. Собрание кредиторов назначает от 1 до 5 инспекторов для наблюдения за деятельностью трасти.
3 этап Трасти осуществляет продажу имущества банкрота в соответствии с директивами кредиторов, после чего представляет Официальному Ресиверу на утверждение свой отчет о поступлениях и платежах по делу.
4. Официальный Ресивер посылает в суд отчет трасти
вместе со своим заключением об утверждении этого
отчета, на основании которого суд принимает решение о налогообложении трасти при ведении им дела.
5. Трасти распределяет среди кредиторов выручку от реализации имущества банкрота (за вычетом налогов)
и обращается в суд с заявлением с просьбой о собственном освобождении от обязательств по своей деятельности в качестве управляющего в данном конкретном деле.
7.4 Законодательство Англии и Уэльса использует «универсальный» подход к несостоятельности и предусматривает, что активы английской компании, размещенные за рубежом, находятся в сфере контроля руководителя (руководящего органа) компании в Соединенном Королевстве и обеспечивают интересы кредиторов вне зависимости от местонахождения
последних. Эта доктрина на практике ограничивается должным признанием законов другой юрисдикции.
Суды Англии и Уэльса признают процедуры несостоятельности, принятые в других странах, однако всегда тщательно рассматривают иски арбитражных управляющих зарубежных процедур несостоятельности. При признании в Англии и Уэльсе несостоятельности субъекта другой страны иностранный арбитражный управляющий будет иметь право обращаться в английские суды, продавать или иным образом распоряжаться активами зарубежного субъекта, расположенными на территории Англии и Уэльса, пользуясь при этом необходимой поддержкой судов. Однако в Англии и Уэльсе только практики по несостоятельности, имеющие соответствующую лицензию, могут вести процедуры несостоятельности. Это положение распространяется и на иностранные корпорации, имеющие дочерние предприятия на территории Англии и Уэльса.
Характерной чертой английской системы несостоятельности является частое применение внесудебных процедур. Наиболее часто встречающимися процедурами несостоятельности являются добровольная ликвидация по требованию кредиторов и административное управление. При этом в обоих случаях процедуры проводятся без вмешательства суда, хотя и признаются им, а практики по несостоятельности, назначаемые на эти процедуры, могут обращаться за помощью в суд. Английская правовая система состоит из:
1. Законов. К основным Законам, регламентирующим механизм реализации процедур банкротства в Англии и Уэльсе, относятся: Закон о несостоятельности; Закон о компаниях; Закон о дисквалификации директоров компаний; Закон о предприятиях; Закон о финансовых услугах на рынках.
2.Вспомогательного законодательства, представленного Регламентами, Правилами и Порядками. При этом все правовые акты вспомогательного законодательства принимаются Английским Парламентом, подписываются Королевой и имеют силу Закона. Каждый вспомогательный акт относится к какому-то определенному закону и содержит в своем названии наименование этого закона.
В Англии существуют следующие основные процедуры банкротства юридических лиц:
добровольная ликвидация по инициативе участников - возможна лишь при условии, если компания способна полностью расплатиться по своим долгам и покрыть расходы на ликвидацию в течение одного года с начала реализации процедуры. Решение принимается 75 % голосов (пропорционально доле в уставном капитале);
добровольная ликвидация по инициативе кредиторов - представляет собой ликвидацию несостоятельной компании и инициируется решением участников, принятым в том же порядке, что и при добровольной ликвидации по решению участников компании. Эта ликвидация проходит под контролем кредиторов. В случае добровольной ликвидации по решению кредиторов руководство компании не позже 14 дней после вынесения решения участников обязано провести собрание кредиторов, на котором кредиторы большинством голосов (пропорциональным размерам требований) назначают ликвидатора из числа лицензированных практиков по несостоятельности;
принудительная ликвидация (в судебном порядке), которая обычно инициируется кредитором компании в случае, если компания не может расплатиться по своим долгам. Эта форма ликвидации может инициироваться самой компанией по решению ее участников или Министром торговли и промышленности, если он сочтет это необходимым в интересах общества. В последнем случае Министр выносит свое решение по представлению Службы несостоятельности, входящей в систему Министерства торговли и промышленности.
Корпоративное мировое соглашение - может быть инициирована самой компанией, ликвидатором или администратором. Процедура КМС требует привлечения услуг лицензированного практика по несостоятельности, который до утверждения соглашения называется уполномоченным, а после согласования плана урегулирования кредиторами - координатором. Первоначальные процедуры варьируются в зависимости от того, кто является их инициатором.
После своего назначения координатор мирового соглашения отвечает за реализацию одобренных кредиторами и акционерами предложений и процедур:
Административное управление - если компания испытывает финансовые затруднения, но считает, что хорошо продуманный и правильно реализованный план антикризисного управления может ее спасти, то руководство компании обращается в суд с заявлением на оформление приказа об административном управлении. Если суд соглашается с аргументами компании, то он назначает практика по несостоятельности для выполнения функций администратора. Целью административного управления является сохранение компании и ее бизнеса полностью или частично в качестве функционирующего предприятия.
Добровольная реорганизация несостоятельного должника, также предусмотренная законодательством Англии и Уэльса, может быть формализованной или неформализованной. Подавляющее большинство случаев реорганизации являются неформальными и поэтому осуществляются без каких бы то ни было жестких процедур.
7.5 Закон о несостоятельности Нидерландов был принят в 1893 г. Ответственным за законотворчество в области несостоятельности является Министерство Юстиции Нидерландов. Спецификой реализации процедур в этой стране является то, что в каждом местном суде имеется специальное лицо, ответственное за регистрацию всех случаев банкротства на подведомственной ему территории. О каждом случае банкротства физ. или юр. лица публикуется извещение в «Официальной Газете».
С 1987 г. в корпоративное законодательство Нидерландов введено положение о субсидиарной ответственности руководства и советов директоров компаний за последствия негодного управления, к которым относится и несостоятельность компании. Согласно закону, руководство любой компании в предвидении несостоятельности (т.е. ситуации, при которой компания будет не способна в срок оплатить все свои долги) должно оповестить об этой ситуации всех заинтересованных лиц путем специальной публикации. Содержание такой публикации также определено законом.
Для реализации процедуры банкротства судом назначается: Ресивер, выполняющий функции куратора, управляющего имуществом должника. Ресиверу не требуется иметь специальную лицензию, однако им может быть только юрист, являющийся членом Ассоциации юристов Нидерландов и состоящий в Секции по несостоятельности этой Ассоциации. Он управляет процедурой.
Действующим в настоящее время законом о несостоятельности Нидерландов предусмотрены две процедуры в отношении несостоятельности юр. и физ. лиц: мораторий и банкротство.
Мораторий – предоставленная должнику по просьбе должника и по решению суда отсрочка от уплаты долгов. Для контроля над осуществлением процедуры моратория суд назначает одного или нескольких ресиверов (по сути – контролеров этой процедуры). В процедуре моратория должник может распоряжаться своим имуществом только с согласия ресивера. Смысл моратория состоит в том, что за время отсрочки от уплаты долгов руководство должника должно осуществить комплекс антикризисных мероприятий, обеспечивающих восстановление платежеспособности должника.
Банкротство – установленное законом состояние, которое предусматривает отчуждение всех активов и обязательств должника. Целью банкротства является превращение всех активов банкрота в деньги, которые подлежат распределению среди кредиторов в установленной законом очередности. После принятия судом решения об объявлении должника банкротом последний теряет всякий контроль над своими активами. Для осуществления процедуры банкротства суд назначает ресивера (куратора, управляющего активами должника) и надзорного судью.
Контролем осуществления процедур банкротства занимаются суды и назначаемые ими ресиверы. Решение суда о возбуждении дела о несостоятельности содержит назначение одного или более надзорных судей и одного или более ресиверов.
Очередность удовлетворения требований различных категорий кредиторов регулируется Гражданским Кодексом Нидерландов. Среди кредиторов должна быть распределена стоимость, вырученная от реализации всех активов, за исключением: отчислений на социальные нужды; некоего неотчуждаемого имущества (в случае банкротства физического лица); алиментов.
7.6 C 1 января 1999 г. все процедуры несостоятельности любых юр. и физ.лиц в Германии регулируются Законом о несостоятельности от 5 октября 1994 г.. Вместе с тем, отдельные процедурные моменты регулируются тремя другими нормативными правовыми актами Германии: Гражданским Кодексом, Гражданским Процессуальным Кодексом и Законом о корпорациях.
Дела о несостоятельности рассматриваются в Германии специальными Судами по несостоятельности (банкротству). Районный суд по банкротству имеет исключительную юрисдикцию в отношении всех юр. лиц, зарегистрированных в этом районе.
Законом о несостоятельности Германии предусмотрены следующие процедуры банкротства:
добровольная и принудительная ликвидация;
добровольная и принудительная реорганизация.
В соответствии с общими процедурами корпоративного законодательства должник может добровольно ликвидировать свой бизнес только в двух случаях: если он может расплатиться по всем своим долгам, или если он достиг мирового соглашения со всеми своими кредиторами.
Ликвидация по Закону о несостоятельности возможна только:
- когда доказано, что должник не может оплатить свои долги в срок;
- когда обязательства должника превосходят его активы.
Принудительная ликвидация как процедура несостоятельности может быть введена судом только после подачи соответствующего заявления. Заявление может быть подано кредитором, если у кредитора есть законные на то основания. По Закону о несостоятельности такими основаниями может быть только наличие одного (или обоих) признаков несостоятельности: неспособность должника оплатить все свои долги в срок, или, – для юр. лиц, – тот факт, что обязательства должника превосходят его активы.
По Закону о несостоятельности должник может обратиться в суд с просьбой о введении процедуры реорганизации: при наличии признаков несостоятельности должник может приложить к заявлению о возбуждении дела о несостоятельности план реорганизации, а при наличии угрозы нехватки ликвидности он может подать сразу заявление о введении процедуры реорганизации, также приложив к нему план реорганизации.
Если, – по рассмотрении плана, – суд примет решение о введении процедуры реорганизации, это будет принудительная реорганизация, ибо она будет введена без заявления и даже, возможно, без согласия должника.
После одобрения плана реорганизации кредиторами план должен быть утвержден судом.
После утверждения судом плана реорганизации он осуществляется должником под контролем администратора по несостоятельности.
Равным образом, если до начала процедуры банкротства выясняется, что активов должника не хватит на процесс или этих активов нет вообще, - процедура банкротства не возбуждается и должник (отсутствующий) ликвидируется судом.
7.7 Целями концепции правового регулирования несостоятельности французского законодательства являются:
1. сохранение действующих предприятий;
2. сохранение рабочих мест;
3. удовлетворение требований кредиторов.
Особенностью французской системы несостоятельности
является то, что представители суда стремятся инициировать переговоры должника с кредиторами при первых признаках надвигающейся неплатежеспособности. Для адекватной оценки текущего финансового состояния организаций используется схема постоянной отчетности перед региональными советами директоров и судом.
Кредиторам часто приходится соглашаться на предложенные условия, ухудшающие их права, так как иначе при открытии формальных судебных процедур они могут вообще ничего не получить. Если по истечении трех месяцев согласие не будет достигнуто, начинаются судебные процедуры несостоятельности.
Если предприятие имеет возможность продолжить работу, то суд может открыть процедуру реструктуризации. Это означает, что в сравнительно короткие сроки прежнее или новое руководство должника обязано предложить план продолжения деятельности организации, предусматривающий удовлетворение требований кредиторов в срок, не превышающий 10 лет (до реформы 1994 года временных ограничений не было вообще), либо будет предложена продажа предприятия третьим лицам на условиях продолжения деятельности организации. Цена сделки зависит не от размера обязательств должника, а от предполагаемой стоимости действующего предприятия.
Если реальной возможности продолжить деятельность
предприятия нет, или если сумма обязательств намного превышает стоимость работающего предприятия, то по решению суда открывается ликвидационная процедура. До реформы законодательства о банкротстве в 1994 года было сложно сразу начать ликвидационные процедуры даже при явной бесперспективности организации.
Третьи лица также могут внести свои предложения для
финансового оздоровления предприятия. При этом до судебного рассмотрения их условий они не вправе в одностороннем порядке отказаться от своих предложений. Начало процедуры оздоровления связывается с фактом прекращения платежей. Об этом не позднее, чем в 15-дневный срок после прекращения платежей должны заявить руководители несостоятельного предприятия. Могут заявить о начале
процедуры и кредиторы. Суд может принять решение о начале процедуры по собственной инициативе или на основе информации представителей трудового коллектива, администрации предприятия, прокурора. Французская система бухгалтерского учета отличается строгим подходом. В 1994 году был принят закон, обязывающий аудиторов акционерных обществ «в случае обнаружения угрозы неплатежеспособности немедленно информировать об этом администрацию общества и
председателя торгового суда».
Начало процедур несостоятельности открывается введением периода наблюдения. В решении об открытии процедуры наблюдения суд назначает специального судью и двух уполномоченных – администратора и представителя кредиторов. Администратор должен контролировать управленческие действия руководства должника, помогать должнику управлять или осуществлять управление самостоятельно. Объем полномочий администратора устанавливается судом, функции администратора в любой момент могут быть изменены.
Судебное решение об открытии процедуры автоматически запрещает выплаты по любым обязательствам, возникшим ранее этого судебного решения, приостанавливает взыскание по любому иску со стороны всех кредиторов, чьи требования возникли до указанного решения.
В течение периода наблюдения администратор должен
подготовить отчет об экономическом и социальном положении организации, в котором должны быть проанализированы социальные аспекты и предложены меры по восстановлению платежеспособности несостоятельного предприятия.
В течение периода наблюдения предприятие продолжает деятельность. При наличии оснований суд может до окончания периода наблюдения принять решение о прекращении деятельности и ликвидации предприятия.
Французское законодательство о несостоятельности является наиболее либеральным по отношению к предприятиюдолжнику и наиболее жестким по отношению к кредиторам, в том числе и обеспеченным. По обеспеченным обязательствам не начисляются никакие проценты после открытия процедур несостоятельности (кроме договоров займа, заключенных на срок более одного года, кредитов с отсрочкой по выплате более чем на 1 год). Право обеспечения значительно ослабляется тем, что за счет предметов обеспечения могут погашаться расходы на управление несостоятельным должником, так как они имеют более высокий приоритет, чем обеспеченные требования. Администратор вправе с разрешения суда предоставлять
активы, уже являющиеся обеспечением, для обеспечения новых займов с более высоким приоритетом. Трудовые и налоговые требования тоже имеют более высокий приоритет, чем обеспеченные требования. Права обеспеченного кредитора зависят от того, является ли обеспеченный кредитор владельцем предмета обеспечения и является ли объектом обеспечения недвижимость.
Суд может принять план оздоровления предприятия, и
тогда на требования обеспеченных и необеспеченных кредиторов будет наложен мораторий. Так как никакие проценты за период оздоровления не начисляются, то интересам кредиторов наносится значительный ущерб.
В судебном заседании с участием должника, администратора, представителя кредиторов, представителей трудового
коллектива заслушивается отчет администратора, после чего суд принимает решение о продолжении деятельности либо ликвидации предприятия. В судебном решении указываются лица, на которых возлагается выполнение плана восстановления платежеспособности. В плане должны быть названы меры по поддержанию и финансированию предприятия, уровень занятости, размеры предстоящих увольнений, необходимые изменения в уставе. Также на основании отчета суд может принять решение о полной либо частичной уступке предприятия. Причем, предметом уступки может быть только целостный технологический комплекс. Цессионарий до полной оплаты всей стоимости не
имеет права продавать или сдавать в аренду приобретаемое им имущество. Цена определяется в соответствии с рыночной стоимостью бизнеса. Цессионарию передаются активы, свободные от обязательств перед кредиторами. Требования кредиторов удовлетворяются из суммы, вырученной при продаже.
После того, как все вышеперечисленные возможности
для сохранения действующего предприятия оказались исчерпанными, суд принимает решение об открытии конкурсного производства, распродаже активов должника, распределении выручки среди кредиторов.
Самым высоким приоритетом обладают требования по заработной плате и другим выплатам, связанным с трудовыми отношениями, по судебным издержкам. Затем погашаются текущие требования, возникшие после возбуждения дела о несостоятельности. После этого погашаются требования обеспеченных кредиторов.
Оставшееся имущество уменьшается на сумму вознаграждения администратора или ликвидатора и после этого распределяется между необеспеченными кредиторами соразмерно их требованиям. Кредиторы, заявившие требования с опозданием, теряют право на участие в распределении. Следует отметить, что к предприятиям с численностью работников не более 50 человек и годовым оборотом, не превышающим 4 млн. долларов США, может применяться упрощенная процедура оздоровления. Однако на практике из-за жестких условий гораздо чаще используется обычная процедура.
Что касается ответственности для руководителя, доведшего предприятие до банкротства, в результате которого было уволено большое количество сотрудников, то ему может грозить до 20 лет тюрьмы.
Таким образом, французская система несостоятельности
основана на защите инфраструктуры предприятия должника за счет урезания прав кредиторов. На первый взгляд этот вариант может способствовать увеличению шансов на сохранение действующих организаций и укреплению экономической системы. Однако попытка оздоровления должника предпринимается за счет кредиторов, что, в свою очередь, затрудняет кредитование конкретных организаций и всей экономики в целом. Это позволяет сделать вывод, что французская система несостоятельности не является эффективным механизмом для выполнения основной макроэкономической задачи – обеспечения стабильного и устойчивого экономического роста.