СОБЫТИЯ, ПОСЛЕДОВАВШИ!: ЗА ВЕЛИКОЙ ДЕФОРМАЦИЕЙ | |
Автор: drug | Категория: Естественные науки / Геология | Просмотров: | Комментирии: 0 | 19-02-2014 10:57 |
СОБЫТИЯ, ПОСЛЕДОВАВШИ!: ЗА ВЕЛИКОЙ ДЕФОРМАЦИЕЙ
Вернемся к истории Восточных хребтов и плато, которые мы оставили на заключительной стадии великой деформации Кордильер, закончившейся ларамийской орогенией иозднемелового и палеоценового времени.
Ларамийская орогенпя создала в довольно законченном виде структуры региона — складки и сбросы, поднятия и бассейны, несмотря на то что позже они были усилены и поверх них были наложены другие структуры. Однако ландшафт Восточных хребтов и плато, созданный орогенией, в корне отличался от современного. Современный ландшафт развился на протяжении более поздних этапов истории Кордильер—в третичное и четвертичное время. Здесь уместно еще раз подчеркнуть различие между геологическими и топографическими «горами».
Обстановка раннетретичного времени. Как уже отмечалось при описании пород, образовавшихся в период великой деформации (раздел 3 настоящей главы), хребты, созданные ларамийской орогенией, не поднимались настолько высоко, как в настоящее время, а эродировались почти так же быстро, как поднимались. Высотные отметки региона были низки; дно бассейнов возвышалось над уровнем моря не более чем на 1 тыс. футов, а расположенные между бассейнами хребты поднимались над ними лишь на 2—3 тыс. футов или несколько больше. Климат был влажным и субтропическим; на западе отсутствовали высокие горные барьеры, которые бы преграждали путь насыщенным влагой ветрам с Тихого океана.
Подобные выводы могут быть сделаны на основании изучения характера палеоценовых и эоценовых осадков и содержащихся в них остатков ископаемых растений и млекопитающих. Темноцветные угленосные палеоценовые отложения бассейнов сформировались в регионе, покрытом лесами и болотами; млекопитающие, остатки которых находятся в этих отложениях, были обитателями лесов. Следующие вверх по разрезу отложения эоцена, переслаивающиеся красноцветными породами, содержат большое количество остатков млекопитающих, которые обитали на открытых степных пространствах, что указывает на установление таких условий на значительных территориях; но, по-видимому, существенных изменений в высотном положенин региона или в его климате не произошло. Эоценовые отложения различных бассейнов содержат одни и те же виды млекопитающих; это свидетельствует о том, что горные поднятия между бассейнами не были достаточно высокими, чтобы служить барьерами для миграции животных.
В результате ларамийской орогении моря покинули пределы региона, и морские отложения здесь больше не появлялись. Исключением является кратковременная трансгрессия моря в течение позднепалеоценового времени на севере Великих равнин; отложения этой трансгрессии представлены формацией Каннонболл Северной и Южной Дакоты. Все последующие отложения региона формировались в континентальных условиях.
Эоценовые отложения обширных бассейнов, отложившиеся частично в поймах речных потоков, а частью в серии крупных озер, могли бы, казалось, свидетельствовать о том, что ларампйская орогения привела также к образованию региона с внутренним стоком. Однако некоторые данные показывают, что такой вывод неправилен. Регион в результате орогении не стал очень высоким, хотя его вершины должны были выступать над Внутренними низменностями на востоке н образовали водораздел речных бассейнов; ио-видимому, количество осадков, которое выпадало в течение палеоценового и эоценового времени, не могло быть поглощено одними лишь бассейнами, без наружного стока. Даже отложения озер, сформировавшиеся в то время, когда опускание бассейнов было достаточным, чтобы запрудить речной сток, указывают, что эти озера на протяжении большей части своей истории имели сток. Ларамийская орогения заложила основы современной системы речного стока Восточных хребтов и плато.
Сравним теперь эти палеоценовые и эоценовые ландшафты Восточных хребтов и плато с современным ландшафтом. В наши дни регион является областью резко выраженных горных хребтов, вершины которых подымаются до 3900—4200 м. Однако высоко приподняты не только горы, но и остальная часть региона; окраина Великих равнин у Денвера расположена на высоте 1.6 км выше уровня моря, а многие равнины в Вайоминге и Монтане — даже еще выше. Современные реки прорываются сквозь хребты Скалистых гор, образуя глубокие ущелья, а те из них, которые пересекают плато Колорадо, текут в основном в каньонах. Климат Восточных хребтов и плато отличается резкими контрастами; равнины, бассейны и менее высокие плато имеют засушливый или почти засушливый климат, и только в горах и на более высоких плато выпадает большое количество осадков.
Как произошли эти изменения? Очевидно, весь регион в целом — от Великих равнин через Скалистые горы и до плато Колорадо — был приподнят с эоценового времени на 4500 м пли более. Существуют различные мнения относительно того, как протекало это поднятие пли во сколько этапов оно происходило; все зависит от интерпретации тех неточных сведений, которые дают нам элементы рельефа и отложения третичного и четвертичного времени. Ниже в общих чертах изложена история, которая кажется автору наиболее правдоподобной.
- КАЙНОЗОЙСКИЕ ПОРОДЫ И СТРУКТУРЫ ГЛАВНОЙ ЧАСТИ КОРДИЛЬЕР; ПОЗДНЕЙШИЕ ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ОСНОВНОЙ СТРУКТУРЫ ЮНЫЕ СТРУКТУРЫ И ТОПОГРАФИЯ
- Несогласия у основания формации Уосатч
- НОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ АМЕРИКИ
- МЕНЕЕ ДЕФОРМИРОВАННЫЕ ЧАСТИ ЕОСТОЧР1ЫХ ХРЕБТОВ И ПЛАТО: ХРЕБТЫ НЬЮ-МЕКСИКО И ПЛАТО КОЛОРАДО
- Лараминские и палеоценовые отложения