Т. П. Книпович НАСЕЛЕНИЕ ОЛЬВНИ В VI—1 вв. ДО Н. Э. НО ДАННЫМ ЭПИГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ | |
Автор: drug | Категория: Прочее | Просмотров: | Комментирии: 0 | 21-09-2013 16:21 |
Т. П. Книпович
НАСЕЛЕНИЕ ОЛЬВНИ В VI—1 вв. ДО Н. Э. НО ДАННЫМ ЭПИГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Проблема состава населения Ольвии
* хается до сих пор недостаточно разрабо- -знной. Как и многим другим сторонам «язви Ольвии, большое внимание уделял инному вопросу В. В. Латышев. В его монографическом исследовании об Ольвии,1 х также в его многочисленных комментариях
I ольвийским надписям и в отдельных гатьях мы находим громадное количество х*аных наблюдений, касающихся интересую- лей пас темы. Но то, что сделано В. В. Латы- жсвым, сейчас удовлетворить пас уже пе ж ?жет. Единственная более подробная сводка, «держащаяся в «Исследованиях»'(о ней еще Тудет речь ниже), и не полна, и устарела; остальные наблюдения В. В. Латышева разрознены, нигде не приведены в общую си- л^му и очень слабо использованы для каких- лабо исторических выводов. Еще меньше •шло сделано в области тех же вопросов другими исследователями. В результате *ть, конечно, в вышедших из печати работал: ряд наблюдений и положений, касаю- лнхся населения Ольвии в разные периоды казни города, по все они пе подкреплены •.'следованиями, основанными на конкрет- материале, а высказываются обычно а слишком общей форме.
Между тем не подлежит сомнению громадное значение правильного представления
I населении каждого изучаемого города, л5 этнических и социальных группах в составе этого населения. Совершенно очевидно, что три разработке такого рода темы должны оыть использованы все виды источников, хасьменных и археологических. Но при ознакомлении с источниками, содержащими какие-либо данные о населении Ольвии, выясняется крайне неравномерное их значение для освещения интересующего нас вопроса. Среди собственно письменных источников, т. е текстов авторов, только один содержит прямые указания относительно населения Ольвии — это так называемая Борисфенитская (36-я) речь Диона Хрисостома. Источник этот в высшей степени важен, он постоянно привлекается и будет привлекаться в связи с различными вопросами истории и истории культуры Ольвии, в том числе и в связи с вопросом
о составе населения. Значительно более обильный материал для наблюдений и обобщений в области тех же вопросов содержится в других источниках — эпиграфических. Чтобы сделать какие-либо общие выводы на основании также и этой группы источников, необходима большая предварительная работа. При проведении такой работы выясняется, что круг вопросов, освещаемых эпиграфическим материалом, очень ограничен. Поясним это подробнее.
В отдельных случаях надписи содержат вполне конкретные данные о населении Ольвии. Так, известен ряд надписей, где к имени определенного лица прибавлено указание местности, уроженцем которой это лицо являлось. Во всех подобных случаях мы имеем дело но с коренным ольвийским населением, а скорее с инородной в нем прослойкой, с лицами приезжими, хотя некоторые из них жили здесь, невидимому, уже в течение длительного времени. Факт присутствия в Ольвии таких иноземцев представляет бесспорный интерес как в связи с изучаемой нами в данный момент темой, так и для выяснения картины сногае- ней Ольвии с другими областями древнего мира. Но нас интересуют пе пришельцы из других местностей, а коренные ольвио- полнты, постоянно живущие здесь, прочно связанные именно с данным городом.
Ознакомление с эпиграфическими памятниками убеждает нас в невозможности осветить с одинаковой полнотой и этнический, и социальный состав населения, особенно последний. Как мы увидим, сколько- нибудь показательные сведения встречаются в эпиграфических источниках только для одной социальной группы — для правящей верхушки ольвийского общества; о других группах крайне мало данных. Опираясь на них, нельзя даже наметить основные особенности общественной структуры Ольвии.
С иным положением мы встретимся при попытке использовать тот же материал для освещения этнического состава ольвийского населения. Правда, мы не найдем в надписях прямых указаний на этнический характер населения или этнический облик ольвиополитов, хотя бы в том виде, в каком описывает их в Борисфепитской речи Дион Хрнсостом или как характеризует обитателей другого причерноморского города Овидий.[1] Тем не менее надписи содержат показательные н достаточно обильные сведения, освещающие поставленный нами вопрос. Данные эти мы найдем в именах ольвиополитов.
Уже давпо было замечено исследователями, занимавшимися вопросами истории причерноморских городов, что обитатели этих городов ноенли имена, различные по их этническому характеру. Значительная часть имен является типичными греческими; н первые века п. э. наряду с ними может быть выделена в одних центрах большая, в других меньшая группа имен римских. Имена двух указанных групп определяются, во всяком случае в большей их части, вполне легко. Сложнее оказывается определение имен, не входящих в указанные группы и, вместе с тем, в некоторых поселениях и в некоторые периоды очень многочисленных. Среди них встречаются также вполне ясные этнически имена, как, например, еврейские [2] или персидские, но таких имен сравнительно много. Среди имен негреческих и неримски! большинство принадлежит тем представ* телям местных причерноморских племеж. присутствие которых в составе населевп оспованных греками городов не вызываем сомнений. Исследование этих местных имес, с целью выяснения их этнической принадлежности, представляет первостепенный интерес.
Для выполнения указанной задачи ум много сделано специалистамн-лингвистам*. Изучающим культуру городов севернол Причерноморья важны здесь исследование касающиеся имен фракийцев,1 и нсследов* нин, посвященные именам скифов и особенно сарматов ирано-нзычной группы.[3] Вс* эти работы дают, во всяком случае, основт, на которой может быть построено изучен* этнического состава населения интересующих нас городов или хотя бы той част! этого населения, имена которой упоминаются в надписях. Начинать приходится при этом с классификации имен по этническому пр» знаку.
Необходима существенная оговорка. Разумеется, невозможно определять этническое происхождение того или иного лшд на основании его имени. При длительна совместной жизни греков с представителям местного населения единообразие има в каждой этнической групие, несомненна не соблюдалось, — скиф, сармат или фракиец могли носить и греческое имя. Эт<ч факт засвидетельствован многочисленным случаями смешанных имен, когда грече ское личное имя сочеталось с негречески отчеством, негреческое имя — с гречески отчеством. Однако мы вправе на основана
значительного процента местных имен делать общее заключение о существенной роли местного элемента в жизни данного поселения в данный период; не можем также считать случайным, если среди массы имен, аредставленных в надписях, местное имя встречается лшпь как исключение. Дальнейшее изложение покажет и возможность, п значение подобных обобщений.
Производившаяся лингвистами работа по определению этнического происхождения имеп населения городов северного Причерноморья не могла, конечно, не привлечь интереса историков. Выше уже упоминалось
о внимании, проявленном В. В. Латышевым к проблеме состава населения Ольвии. Наиболее интересен § 2 главы VI его «Исследований», озаглавленный «Очерк внутреннего состояния Ольвии в греко-скифском периоде». Здесь автор (стр. 178 сл.) делает попытку дать представлеиие об обитателях ^возрожденной Ольвии», т. е. Ольвии первых веков н. э., и довольно подробно излагает' результаты работы над определением имен населения причерноморских городов, производимой лингвистами, в особенности В. Ф. Миллером; на основании этих данных Ь. В. Латышев дает характеристику ольвии-
о кого населения, как населения этнически смешанного, чем оно резко отличается от греческого населения предыдущего периода. Наблюдения над составом ольвийского населения дополнены интересными соображениями о греческом языке послегетекой Ольвии — о цропзноптенип, грамматическом
■ трое языка, стилистических особенностях отраженной в надписях речи ольвиополитов.
Следует особо подчеркнуть использование В. В. Латышевым результатов исследований лингвистов. Однако здесь, собственно, лишь положено начало настоящей разработке данной темы. Во-первых, автор рассматривает население позднего, послегет- .кого, периода Ольвни, ограничиваясь только общими, мимоходом сделанными замечаниями о болсо раннем времени. Во- вторых, речь идет лишь о двух этнических группах — греческой н ирано-язычной местной; упоминается наличие также и других категорий негреческого населения, но без попытки точнее его определить. Не затронут и вопрос о римлянах в Ольвии. В итоге мы но имеем цельной картины этнического .остава ольвийского населения. Неполнота имеющихся у Латышева данных отчасти 16 Материалы по археологии. К; 50 объясняется недостатком материала. Тем важнее вернуться к этой теме и вновь пересмотреть ее, пользуясь материалом более обильным.
Следует отметить, что новые данные об этническом составе населения Ольвни, содержащиеся в некоторых документах, найденных после выхода в свет монографии В. В. Латышева, нашли отражение в научной литературе. Особого упоминания заслуживает здесь серия латинских надписей, дающих представление как раз о тех двух группах ольвийского населения, которые упоминались выше: о римлянах и фракийцах.
Переходя к рассмотрению состава населения Ольвни в VI—I вв. до н. э., скажем прежде всего несколько слов о характере памятников, с которыми нам придется иметь дело. Основываться мы будем почти исключительно на изданном материале. Всего в нашем распоряжении было 45 лапидарных надписей; к ним присоединяются 7 свинцовых пластинок и 16 надписей на керамике — так называемых граффити. Имена, содержащиеся в перечисленных надписях, дали нам возможность составить два списка. В первый включено 255 имен, упоминавшихся в ольвийских надписях (173 в лапидарных надписях, 82 в надписях на свинцовых пластинках и на керамике). Имена, содержащиеся в неопубликованных надиисях, в списки не включены. Особенно многочисленны имена в надписях второй группы. Из громадного количества найденных в Ольвии надписей на керамических сосудах, граффити, изданы, и то только в самое последнее время, лишь граффити Эрмитажного собрания.[4] Всякие обобщения, основанные на этой группе эпиграфики, неизбежно должны считаться предварительными.
Прежде всего интересно представить себе, с какими социальными группами ольвийского общества имеем мы дело в надписях. Начнем с лапидарных надписей. Здесь мы встретим зпачительное количество случаев, когда упоминаемые лица принадлежат к верхним слоям городского населения. Их имена мы найдем, прежде всего, в декретах, изданных в честь особо заслуженных лиц, как, например, Протоген и упоминаемый вместе с ним его отец,[5] дом Никерат, сын Палия,г а также во многих посвятительных надписях, где посвящаемый ценный предмет или осуществленная на личные средства постройка свидетельствуют о состоятельности посвятивших.[6] Б ряде надписей мы встречаем имена лиц, или занимавших почетные и ответственные должности: жрецов- эпонимов {Герогейтон;[7] Геродор и Плейстарх в декрете в честь Протогепа) ;[8] архонтов (Демоконт в том жо декрете в честь Протогена); членов коллегии Семи;[9] гимнасиар- хов (Никодром, сын Дионисия),[10] или вносивших в народные собрания предложения, йпаут[11];. Но есть среди ольвийских иад- писей VI—I вв. до н. э. в такие, в которых упоминаются лица, принадлежащие, очевидно, другим слоям городского населения. Среди лапидарных надписей выделяется, например, группа надгробий — простых плит, сделанных не из мрамора, а пз известняка с одним лишь именем погребенного;[12] такие памятники не могли, конечно, стоять над могилами состоятельных и влиятельных граждан. Еще более интересны в указанном отношении надписи на свинцовых пластинках или на поверхности глиняных сосудов. Они вводят нас в частную жизнь уже не верхушки, а рядового городского населения, в связи с чем следует особо остановиться на этой группе источников.
Ряд надписей данной категории принадлежит к числу судебных наговоров. Из них особенно интересна своим подробным текстом глиняная чашка с наговором, изданная Э. В. Дилем * и переизданная И. И. Толстым.[13] Начало надписи «я связываю языки противников по суду и свидетелей» (х«т«- уХейтсга ? КУГШХбм Ш\ (лартиршу) исключает возможность всяких сомнений относительно значения надписи: текст этот отличает данный наговор от наговоров на свинцовых пластинках, содержащих только перечень имен, обычпо только личных, реже имен с отчествами. Из всех изданных ольвийских надписей на свинцовых пластинках к числу судебных наговоров относится пять.1
Вторую, меньшую, группу (две свинцовых пластинки) составляют частные письма. Из них одно [14] принадлежит еще IV в. до н. э. Письмо читается довольно легко, но точный смысл его неясен. Речь идет об угрозе выселения из жнлшца домочадцев автора письма. Артикона, и о том, где поселиться выселенным; в какой-то связи со сказанным стоит, очевидно, следующее далее распоряженпе об отправке шерсти другому лицу. Какова связь выселения и поисков жилья с отправкой шерсти, остается неясным. Но но подлежит сомнению, что здесь мы встречаемся уже не с правящей и имущественно обеспеченной верхушкой ольвийского общества, а с рядовыми и небогатыми жителями, для которых остро стоит самый воирос ЖИЛЬЯ.
Также частным письмом, а не наговором представляется нам текст одной из изданных В. В. Шкорпилом ольвийских свшщовых пластинок.8 Чтение этого документа затрудняется целым рядом ошибок. Общая структура и содержание все же как будто яспы. Аятор надписи указывает, что неизвестно, как будут себя держать поименованные им десять лиц н каковы будут их свидетельские показания,4 вследствие чего просит кого-то, к кому обращено письмо, удержать, не допустить этих лиц, очевидно, к участию на суде: за исполнение его просьбы он обещает поблагодарить «лучшим подарком».8 Едва ли, как это делает Э. В. Диль, можно предположить здесь обращение к «представителю загробного мира». Скорее это письмо к судье с обещанием взятки. Бесспорно, во всяком случае, что речь идет о судебном разбирательстве, поскольку прямо упоминаются свидетельские показания, «мертва!.
Остальные пять свинцовых пластинок принадлежат, невидимому, к группе наго- воров, по мнению Э. В. Диля, судебных. Как уже отмечалось, все они в общем одно- шины: везде на пластинках вырезаны одни лишь перечни имен без всякого дополнительного текста. Различия между этими списками имен состоят, во-первых, в том, что в одпих упоминаются только личные имена,1 в других — имена с отчествами;2 во-вторых, в количестве позванных лиц, колеблющемся ■>г пяти до двадцати двух. Данных о социальном положении названных лиц надписи на пластинках не содержат, но одна лп можно предполагать, чтоб оно было особенно высоким.
Нет точных данных о социальном положении также тех лиц, имена которых сохранились в группе граффити Эрмитажного собрания. По классификации И. И. Толстого, эти граффити входят в разделы магических надписей, надписей, содержащих посвящения божествам, а также надписей «бытовых» пли «застольных», начертанных в обстановке веселой пирушки. В общем, мы и здесь, как на свинцовых пластинках, имоем дело е рядовым городским населением, не принадлежащим к составу низших, беднейших • лоов, но не относящимся п к разряду особенно богатых и знатных граждан; божествам эти лица посвящают ие статуи, не осуществленные па личные средства постройки, а чернолаковую керамику, бывшую в широком употреблении у городского населения Ольвии.
Подводя итоги сделанным наблюдениям, мы видим, что в надписях VI—I вв. до н. э. мы имеем дело ее с одной социальной группой, а. с широкими слоями городского населения; вне поля наших наблюдений оказываются, таким образом, только самые низшие, зависимые группы общества.
Возвратимся теперь к поставленному в начале статьи вопросу об этническом составе населения Ольвии.
Как уже указывалось, из числа подлежащих рассмотрению имен следует выделить группу имен иностранцев: они знакомят нас с традициями ужо не Ольвни, а других городов. Иностранцев в ольвийских надписях догетского периода упоминается всего десять: двое афинян — Аркефоп, сын Кефисодота, в надписи III в. до н. э.,1 иСосий, сын Кефала, в надписи V—IV в. до и. э.;2 два месембрийца — Хэриген, сын Метро- дора, в надписи IV в.,3 и Сатир, сын Дионисия, в надписи III в.;4 каллатиец Навтим, сын Пасиада, в надписи III в. до н. а.;1 амисец-кибернет (личное имя его не сохранилось, отец носил имя Филократ), в надписи времепи Митридата Евпатора:® наконец, четверо херсонесцев — Дионисий, сын Та- гона, в надписи конца III — начала II в.,7 Аполлоний, сын Евфрона, и его сыновья Евфроп и Аполлоний, в надписи III в. до и. э.8
Причислить к ольвийскому населению указанных иноземцев можно лишь условно; при этом связь их с Ольвией была, конечно, очень различна. Некоторые из иноземцев, в честь которых в Ольвии издавались декреты о проксении, оставались полностью гражданами своего города; в Ольвии они, может быть, не жили совсем или жили лишь в течение непродолжительного времени. Другие проживали в Ольвии, как, например, те, имена которых упоминаются в найденных в Ольвии надгробиях. Могло быть и так, что уроженцы какого-либо иного города окончательно поселялись в Ольвии и фактически входили в состав городского населения. Не исключена, например, возможность, что упоминаемые в ольвийском декрете из раскопок 1951 г. (ВДИ, 1953, № 1) сыновья Аполлония уже потеряли связь с Херсонесом: в надписи херсонеситом назван только сам Аполлоний. Конечно, необходимо учитывать в составе ольвийского населения и этот иноземный элемент; но имена иноземцев пе могут быть нами включены в число распространенных в Ольвии имен.
Подавляющее большинство упоминаемых в обеих группах надписей лиц — мужчины. Женщин всего шесть; двух мы встречаем в лапидарных надписях, характер которых свидетельствует о знатном происхождении
1 О. О. Крюгер. Эпнгрлфичоские мелочи,
- ИРАИМК, IV, 1925, стр. 81.
0 1РЕ, I4, 232 (надгробие).
* 1РЕ, I*, № 20 (декрет О проксении).
* [РЕ, I», № 688 (па-иробие).
* 1РЕ, I*, № 27 (дакпет о проксешш).
« 1РК, I4, ^ 35.
’ ВДИ, № 1, 1951, стр. 143 сл.
« ВДИ, № 1, 1953, стр. 177 сп.
этих женщин,[15] четыре уоомя нуты в граффити на сосудах. По толкованию И. И. Толстого, одна из этих женщин, Анагора, участница веселой пирушки, может быть, псальтрия две — Артемидора и Метро — являются по- свнтительннцами сосудов божествам; 8 имя последней, Эвксо, упоминается в надписи запутанной и неясной, скорее всего магической.4
Переходя к рассмотрению содержащихся в надписях тлен, отметим прежде всего, что в Ольвии существовали те же приемы обозначения личных имен, как и в других греческих городах.
В Ольвии мы также встречаем или одни лишь личные имена, или имена с отчеством, причем последний тип является преобладающим. И» общего количества 249 мужских имон, упоминаемых в изданных ольвийских надписи х VI—1 вв. до н. э. {к женским именам мы еще вернемся), 167 представляют ими с отчеством, 82— одно лшпь личное имя. Следует отметить, что различные типы имен распределяются в двух основных наших группах надписей (в лапидарных и в надписях на свинцовых пластинках и керамике) неравномерно: в группе лапидарных надписей преобладает тип имени с отчеством (154 имени с отчеством, 17 одних лшпь личных имен), в группе надписей на пластинках и керамике преобладающими являются одни лишь личные имена (165 при 13 именах с отчеством).
Два указанных тина имен — личное имя с именем отца в родительном падеже и одно только личное имя — являются единственными, засвидетельствованными надписями догетского периода. В одной надписи IV в. до н. &. мы встречаем описательную форму,
о которой тоже уже была речь, как о разновидности типа имени с отчеством: ’Ауас’Ж'у'ора?
Дг)ка«уо^гм.6
Те же употребительные в Греции типы имен представлены н немногими упоминаниями женщин в ольвийских надписях. Два имени из шести воспроизводят обычный тин личного имени с именем отца в родительном падеже;1 в одном упоминаются, кроме личного имени, имена и мужа, и отца:* остальные три представляют только личные имена.8
Заслуживает внимания значительное число случаев в ольвийских надписях, когда упоминается одно лишь имя, без отчества. Само по себе обозначение того или иного лица одним только личным именем является как указывалось выше, вполне обычным у греков. Естественно, конечно, и то, что из двух наших грунп надписей именно лапидарная группа отличается преобладанием имен с отчествами, в то время как в надписях на свинцовых пластинках или на керамике преобладают одни личные имена: мы отмечали, что присоединение отчества особенно характерно для официальных документов, которых как раз не мало в первой нашей группе. Но нельзя не отметить, что иногда выдержанное в систематическое обозначение одними личными именами встречается именно в надписи официального характера.
Особенно показателен в этом отношении текст декрета в честь Протогена. Мы имеем здесь дело с почетным декретом в честь наиболее видного, наиболее состоятельного гражданина Ольвии данного времени. Помимо самого Протогена, в надписи упоминается его отец, Героеонт, тоже являвшийся, как это следует из текста памятника, одним из очень состоятельных и почитавшихся ольвийских граждан; упоминается также: главный архопт Демоконт, два жреца-эпо- нпма, гражданин Аристократ, вмосте с Протогеном отправившийся послом к царю Сап- тафарну; упоминаются и лица менее высокого положения. И вот все они называются в надписи одними лишь личными именами: Нфьтукчщ, а не ТГ'Нроайут-,; называется везде и главное лицо, в честь которого издан декрет, что, как мы убеждаемся при рассмотрении надписей первых веков и. э., стало совершенно невозможным в более позднее время.
1 1РЕ, I2, Д* 220; И. И. Т о л с т о й. Гречески.- граффити. . ., стр. 42, № 61.
* 1РЕ, I2, № 190: Т(,оЛ {К>?атг;
’Етахрлтси уичг).
1 И. М. Толстой. 1’репескис граффити. . . стр. 15, 13, стр. 32, № 43, стр. 24, Я» 25. — Впрочем, об обозначении одним личным именем можн< с уверенностью говорить только в отношении первое • указанного примера: два других имени аакаичи- лаются у самого облома фрагмента, присутствие за ними отчеств не исключено.
Декрет в честь Протогена заставляет также отбросить предположение, что обо[16] значение одним лишь личным именем или гменем с отчеством определяется социальным положением носителя имени. К тому же указанный документ не представляет в этом -чношенин исключения: в надписях до* гетского времени есть и другие случаи, когда богатые и знатные ольвиополиты обозначены только личным именем. Так, з надписи 1Н^),13, № 189, относящейся к Ш в. до и. э., ольвиополиты Агрот п П ос идей ставят памятник своему умершему отцу Дионисию; все трое — и отец, п сыновья — названы лини, личными именами. Этот памятник, от которого сохранилась мраморная база, мог быть поставлен только членами состоятельной семьи;
о принадлежности к числу знатных граждан говорит также выполнение Дионисием должности жреца Аполлона Дельфинин.
Отсутствие установленной системы в употреблении имен с отчеством или без него может быть прослежено также и путем других сопоставлений; обратимся для этого к группе надписей на свинцовых пластинках н на керамике. Мы уже видели, что при и реобладании только личных имен имена отчествами все же встречались и в этой группе. Интересно внимательнее приглядеться. к некоторым из этих случаев. Отдельные факты прибавления отчества к имени, например, лица, посвящающего что-либо божеству, мало показательны, они могут объясняться какими-нибудь особыми обстоятельствами. Более характерно параллельное применение то одних личных имен, то имен с отчествами в однотипных надписях. Именно так обстоит дело со списком имен ва свинцовых пластинках, представляющих судебные наговоры. Всех таких наговоров ва свинцовых пластинках, найденных в Ольвии, пять; из них два[17] содержат имена
о отчествами, три 2 — одни лишь личные имена. Одни только личные имена содержит п наговор, начертанный на внутренней
■ тороне чашки 3 и отличающийся от встречающихся на свинцовых пластинках только полным текстом. Мы не знаем никаких обстоятельств, которые объяснили бы нам, почему в некоторые из указанных перечней введены отчества, а в другие не введены; нельзя предположить причину и в различии времени этих надписей, поскольку оба типа имен оказываются представленными в одновременных надписях.1
Очевидно, приходится признать, что в Ольвии исследуемого времени личные имена и имена е отчествами употреблялись одновременно, причем обычай приводить отчества в официальных документах утвердился не окончательно. Ознакомление с ольвийскими надписями I—III вв. н. э. убеждает нас в том, что в поздний период положение меняется: случаи, когда в лапидарных надписях встречается только личноо имя, в это время уже единичны.
Переходим к главному интересующему нас вопросу — об этническом происхождении упоминаемых в надписях ольвиополитов.
В этом отношении ольвийские имена догетского периода поразительно однородны. Из 255 имен, содержащихся в списке ольвио- нолитов, нсгрочееких (полностью или частично) всего четыре — два в лапидарных надписях, одно на свинцовой пластинке, одно на стенке чернолакового сосуда. Оба имени, встретившиеся в лапидарных надписях,— смешанные, с негроческнм личным именем и греческим отчеством. Это КХы&поои в надгробии IV в. до н. э,1 и Вогтах[18] Т^о#4йо в известном списке граждан более позднего времени, не ранее
II в. до н. э.а Первое из этих имен, Спарток, не вызывает по своему этническому происхождению сомнений — это имя характерное фракийское. Вместе с тем мы хорошо знаем его среди имен, встречающихся на Боспоре: носителями этого имени являлись четыре боспорских царя, из которых первый был родоначальником династии Спартокидов. Спарток ольвийской надписи — сын лица, носившего чисто греческое имя КХе<Цмк. Интересен самый памятник, на котором сохранилось указанное имя. Он представляет известняковую плиту с карнизом, под которым надпись не вырезана, а написана
светлорозовой краской. И плита, и надпись на вен уже ко времени ее издания были сильно повреждены; тем не менее, шрифт надписн, воспроизведенной 13. В. Латышевым по копии Б. В. Фармаковского, носит ярко выраженный характер раннего письма, не позднее IV в. до а. э.
Второе имя, Вхтазсо? ТЧ;лод*ои, стоит в известном списке граждан (столбец 7, 44) среди многочисленных греческих имон. Повидимому, и его следует отнести к числу смешанных имен, с негреческим личным именем и греческим отчеством. Происхождение этого имени, впрочем, не совсем ясно. В. Ф. Миллер [19] включает его в число имен иранской группы; ссылаясь на Миллера, приводит его среди негреческих имен и фас- мер.[20] В. В. Латышев считает его все же греческом, опираясь па указание словаря Папе
о том, что имя Вжтаяос встречается на эритрейских монетах.[21] Все же греческое происхождение имени представляете» нам сомнительным, вследствие чего мы считаем возможным включить его в число смешанных имен. Об имени отца Батака (Ть^оЭеы;) не приходится и говорить: оно принадлежит к числу очень распространенных и ие вызывающих сомнений греческих имен.
Третьим пегречеекпм именем явля ется ’Лткхук на свинцовой пластинке с частным письмом об угрозе выселения л о связанных с этим фактом распоряжениях автора письма, Арти кона.[22] По палеографическим особенностям содержащая это имя надпись должна быть отнесена к IV в. до н. э. Имя ’Лтйхтц также включено Фасмером в число негре- ческих имен северного Причерноморья, впрочем, без дальнейшего его объяспения.[23] То же имя встречается в форме родительного падежа ’Аткхеос в нимфенском надгробии V в. до н. э.®
Четвертое негреческое имя — КоХамЙг- х.тА — нанесено на стенке чернолакового килика IV в. до н. э., вдоль края сосуда.[24] На этом экземпляре стоят специально остановиться. На стенке килика два граффити. Первое — ЕСзрочое е;.|п («я принадлежу'
Евфрону») — воспроизводит как бы Заявление самого килика; второе — КсАам&к/.т,; хаХо; («Коландак красавец») — идет уже от лица Евфрона, вероятно подарившего килик Коландаку, красоту которого он восхваляет в надписи.
Обычай помещать на сосудах, ос обеднена килнках, такого рода надписи о юпошах- красавцах, был широко распространен в классической Греции. Интерес данного граффити в том, что чисто греческий обычай распространяется здесь на лицо со скифском именем Колапдак. В негреческом, даже и прямо скифском происхождении этого имепн едва ли можно сомневаться.
Все остальные имена (за вычетом четырех упомянутых, остается их 251) греческие: в случаях, когда имя состоит из личного имени и отчества, греческими являются обе части. Они дают возможность составить представление об именах, бывших в употреблении в Ольвии VI—I вв. до и. э. Получается список из 201 имени,1 принадлежавших 370 носителям.2 Мы убеждаемся, таким образом,в значительном разнообразив имен ольвиополитов указанного времени. Из приложенного к настоящей работе списка имен (см. Приложение II) мы видим, что большая часть нх упоминается всего по одному, по два раза; имен, встречающихся чаще, значительно меньше. К числу наиболее распространенных в то время в Ольвип имен принадлежат Дюуисюс и РачтаэЛг?. из которых первое встречается тринадцать, второе двенадцать раз; по девять раз встречались имена Х^ратое и Чхбсю;; по восемь — 'Нр<$мро$ и ТТовеА-тое; по семь— ’Ар<ттохратг^, ’Армгтаду, Еуру/к(3«о{; по шесть— Лг^у/грю;, ТТо<г$ео{; по пять —
Ю.ео;^р<т>«, и ТТрштоу»^. Пода
вляющее большинство ольвийских имев относится к числу имевших широкое распространение в различных областях античного
1 К приложения 11 мы особо отметили имена иностранцев, не отражающие особенностей ольвийской ономастики.
2 Количество последних следует, очевидно, несколько уменьшить. 11 здесь, как в надписях первых веков н. э., встречаются повторяющиеся имена (см., папрвмер, по списку МЛ) 53, 54, 88, 89, 98— 101, 129—130). Но из них' лишь немногие безусловно принадлежат одному лицу (например, ’Е5кхр .Ухч^тйи в надписях 1РЕ, Р, 190 и 191): в некоторых случаях вопрос остается неясным. Но лаже если исключить пз количества носителей все спорные случай, оно сократится не более чем на десять лиц.
мпра, в чем легко убедиться, сличая наш список с такими изданиями, как словарь Папе [25] или работа Бехтеля-Фика.[26] Не включенным в упомянутые издания оказывается очень ограниченное количество содержащихся в ольвийских надписях догетского периода имен, причем большая часть таких имен, пе встречая точных повторений, имеет близкие аналогии. Приведем ряд примеров. Так, не включены в указанные издания имена: ’АХ^суо;, Аойхростт;?, Диег- ’Ехостбюу, Ейор6'«р,о<;, варсг,$, Чс-гимЗу, Мг^рбрюс, МуХХиоу, N«10;; если считать правильным восстаповление КеитгоХц в списке имен одной из изданных в ИАК (вып. 27) свинцовых пластинок, мы получаем еще двенадцатое имя.[27] Почти все упомянутые имена родственны другим, уже установленным греческим именам.[28] Не встречает параллелей и остается, как нам кажется, не вполне ясным имя А^о;; [29] греческое его происхождение пе может, впрочем, вызывать сомнений.
Общий вывод, к которому мы приходим в результате ознакомления с именами, содержащимися в ольвийских надписях догетского периода,—что имена эти, за исключением четырех, являются характерными греческими. Что касается немногих имен, которых мы пока нигде, кроме Ольвии, не встретили, то их ярко выраженный греческий характер не вызывает сомнений.
Интересно выяснить, можно ли на имеющемся материале определить специфические особенности ольвийских имен рассматриваемого периода? Вопрос этот оказывается не совсем простым, поскольку, как уже отмечалось, очевь многие из встречающихся в Ольвии имен имели широкий район распространения в самых различных местностях античного мира. Все же, просматривая список ольвийских имен и сличая его с данными других местностей, мы обнаруживаем некоторые специфические особенности.
Среди имен, встретившихся в ольвийских надписях VI—I вв. до н. э. не менее чем по пяти раз, есть имена, распространенные повсеместно: Аристократ, Арнстон, Деметрий, Дионисий, Гсродор, Ннкерат, Посей- доний. Но многократно упоминающееся имя Па итак л (ПаутахХук) оказывается как раз принадлежащим к числу сравнительно мало распространенных в других местах; не часто встречаются также имена Клеом- брот и Протоген; совсем редки в других местностях два имени, получившие широкое распространение в Ольвии и в более раннее время, и в первые века н. 9.: Евресибпй и Посидей.
Итак, в Ольвии рнд имен из числа тех, которые были слабо расиространены в других местностях античного мира, стали излюбленными.
Бели по отношению к большей части ольвийских имен приходится ограничиться констаптированием их греческого происхождения, то известную группу, поддающуюся более конкретному определению, мы все же можем выделять. Группу эту составляют имена ионийские. Наиболее ясно прослеживаются они в ранних надписях Ольвии, относящихся частью еще к концу VI и к V в. до и. э., частью к IV в. до и. э. Особенно интересна в этом отношении уже упоминавшаяся нами в другой связи группа ранних надгробий; 1 к ним следует присоединить известную надпись Леокса, сына Молпагора,2 а также хорошо известную и многократно издававшуюся и изучавшуюся надпись о выстреле Анаксагора, сына Демагора.3 Имена той же группы мы находим и ка свинцовых пластинках, особенно на наиболее ранней из пластинок, изданных В. В. Шкорпилом,4 а также среди имен в граффити.[30] Встречаю- щнеся здесь имена интересны по многочисленным аналогиям, которые могут быть всем им найдены в надписях ионийских городов, и прежде всего в метрополии Ольвии — Милете. Еще О. О. Крюгер в статье о надписи Леокса, сына Молл агора, указал аа ряд показательных повторений в Милете имени Молпагор.[31] Несомненно родственны имени Молпагор н также повторяются другие имена ранних ольвийских надписей: «о? Лщрауор*»,* ЯаТо? 'Ёр'лац’»- реы,* ЕброХос Ммрауоркм на ранней свинцовой пластинке с наговором;[32]сходное имя, при этом с характерным для ионийского диалекта окончанием на -щ, а не на -ас, имеется на подставке сосуда конца VI— начала V в. до н. э., а также на более поздней свинцовой пластинке с наговором, принадлежащей уже не ранее чем II веку до н. э. (но Шкорпялу, даже I в. до и. э.); [33] имя это — Ирауортк. Интересно, что все эти имена имеют в ольвийских надписях типичные ионийские диалектологические особенности: родительный на -ем, именительный иногда на -щ, даже после р ('Ер^аубру;; а др.)-6 Наконец, на обломко сосуда V в. до в. 9. встречается того же типа женское имя ’Ауауора, которое имеет аналогию в Милете.1'
К этим особенно типичным ионийский именам можно прибавить и некоторые другие, для которых следует предположить то же или близкое происхождение. Так, имя П*р{Ац[34] повторяется только в городах греческой Ионии — в Милете, Теосе, Кла- зоменах: Фйтт); (или ФО/щ;?),[35] по данным Папе, встречается только на одной хиосской монете; 'ТфгарЫм повторяется только в Милете; характерным для городов Малой Азин является также имя ’А^оХХа?. Интересно, что одно из наиболее популярных ц Ольвии имен, Потако;, встречается только в городах Малой Азии с прилетающими островами — в Смирне, ка Самосе, в Абидосе.
При значительном количестве показательных аналогий ольвийским именам в городах Малой Азии и ионийских островов, мы едва ли сможем указать какую- либо иную область, в именах которой обнаруживались бы настолько частые совпадения с Ольвией. Ионийское происхождение Ольвни, ее связи с ионийскими городами, не прекращавшиеся и в следующие века, несомненно, наложили яркий отпечаток ва культурный облик этого основанного в Скифии города, и этот отпечаток сохраняется, очевидно, но только в первые века существования города, но и позднее; типичные ионийские имена, с сохранением диалектологических особенностей, встречаются, как мы видели, в надписях эллинистического периода, хотя, конечно, уже значительно реже.
Как указывалось выше, в настоящей работе мы опирались на изданные надписи двух основных групп — надписей на камне и надписей на керамике и свинцовых пластинках. Учитывая возможность различии между именами, встречающимися в лапидарных надписях, с одной стороны, в надписях на сосудах и свинцовых табличках — с другой, мы в нашем первом списке (Приложение I) отделили имена первой группы от имен второй. Но при рассмотрении тех и других существенной разницы между ними мы не нашли. Как те, так я другие имена оказались в подавляющем большинстве греческими. В лапидарных надписях мы отметили только два негреческих имени — Х~ар-?охо; и Востахо?; из имен на свинцовых пластинках бесспорно негреческим является только имя в граффити на керами
ческих сосудах — КоХам&аг^. Из греческих имен очень многие оказались представленными в обеих группах надписей; просматривая наш список (Приложение II), мы находим 23 таких имени, среди которых есть, между прочим, особенно характерные имена. как, например, Ейрг,<т((3м;.
Итак, наш список содержит имена, распространенные вообще в Ольвии, а пе специально в какой-либо социальной группе ее населения. Некоторое различие между именами двух групп падписей наблюдается лишь в том, что в лапидарных надписях преобладает указание личного имени вмсст*
с именем отца в родительном падеже, в надписях на пластинках и сосудах — одно лишь личное имя. Причина этого различия лежит, как указывалось, в более официальном характере большинства надписей на каине, тогда как надписи на пластинках отражают обычаи повседневной жизни. Впрочем, как мы видели, оба указанные способа наименования применяются в каждой из групп. Иногда при этом даже в торжественных декретах каждое из упомянутых лиц названо только одним личным именем (вспомним декрет в честь Протогена); с другой стороны, некоторые из наговоров на свинцовых пластинках или надписи на сосудах содержат имена с отчествами.
Надписи, послужившие источником для настоящей работы, относятся к длинному периоду — от .конца VI по первую половину I в. до н. э. В жизни города такой период не может, конечно, рассматриваться как нечто единое; как мы знаем, в Ольвии за это время произошло много таких событий, которые могли привести к изменениям в ее культурном облике, в том числе и в составе населения. Поэтому для того чтобы правильно оценить значение наблюдений, сделанных нами при рассмотрении имен ольвиополитов, необходимо внимательнее присмотреться к хронологии тех памятников, которыми мы пользуемся. Это тем более существенно, что имеются высказывания отдельных исследователей о некоторых изменениях, наблюдаемых в этническом составе населения причерноморских городов в течение этого периода: чисто греческий состав населения считается характерным для первых веков существования городов, в эллинистическое же время начинает появляться некоторая примесь негреческого элемента, отражающаяся в именах.[36] Попробуем в связи со сказанным выяснить, можем ли мы считать
1 Д. П. Каллистов. Очерки по истории северного Причерноморья античной эпохи. Л., 1949, стр. 74. — Ссылаясь на приводимые С. А. Же- белевым (ИГАИМК, быи. 104,1935, стр. 44 сл.;ИАН ОГН, 1934, ч. I, стр. 595, примеч. 1) данные о соотношении греческого н местного элемента в населении Боспорского царства, автор говорит: «Но главный порок такого подсчета состоит ■ том, что лежащий в основе его материал пе был подвергнут предварительной разбивке по хронологическим признакам. Такая разбивка сразу же показала бы, что туземные имена, как правило, начинают встречаться только в надписях II—I вв. до и. э. Заметными они становятся лишь в эпиграфических текстах, датируемых уже веками нашей ары».
наши наблюдения относящимися действительно ко всему периоду с конца VI по I в. до н. э. или здесь нужны какие-то оговорки. Для этого необходимо уточнить хронологию привлекаемых нами надписей.
Точная датировка ольвийских надписей затрудняется, как известно, отсутствием твердых опорных точек, таких, какими являются, например, случаи упоминания в боспорских надписях известных исторических лиц, в первую очередь боспорских царей. Ольвийские надписи приходится пока датировать по другим признакам. Основой здесь служат, прежде всего, палеографические данные; их дополняют особенности языка. Группа граффити дает нам возможность внести еще один признак: сосуды, на поверхности которых наносятся надписи, поддаются в громадном их большинстве достаточно четкой датировке, что позволяет установить для надписей, во всяком случае, Ьепшпиз розЬ ^иещ. При таких условиях вполне возможно распределить рассматриваемые надписи по векам (иногда и точнее) в пределах догетского периода Ольвии; вызывает разногласия датировка очень немногих надписей, о чем речь будет особо.
В результате такой классификации мы убеждаемся, что имеющиеся в нашем распоряжении надписи распределяются па протяжении догетского периода неравномерно. Наибольшим количеством документов представлены IV и III вв. до н. э. К V в. до н. э. относится тоже немало надписей — всего тринадцать, но пи в одной из них нет значительного количества имен, в каждой по одному-два имени. I в. до н, э. представлен всего тремя, может быть, четырьмя надписями, II в. — пятью, не вызывающими у нас сомнений; кроме них, есть надписи, по палеографическим особенностям могущие принадлежать или III, или началу II в. до н. 8. Имеется также несколько надписей, датировка которых не является вполне установленной. К их числу относится, прежде всего, знаменитый декрет в честь Протогена; сейчас, впрочем, разногласия относительно его датировки не очень значительны — речь идет о второй половине III или о начале II в. до н. э.1 Важнее установить точку зрения на время надписи 1РЕ, I3, № 201. Надпись сохранилась очень фрагментарно — мы имеем только части длинного списка имен с отчествами, расположенных в три столбца. Что это за список, какое значение имело воспроизведение его в надписи на мраморной плите, мы не знаем. Однако именно для нас надпись № 201 представляет большой интерес, поскольку в ней содержится большое количество имен ольвиополитов, причем все имена, за исключением одного, и то сомнительного (В^тахси;), чисто греческие.
Если подходить к датировке данной надписи так же, как мы подходили к датировке всех остальных ольвийских надписей, т. е. прежде всего по признакам палеографическим, она не вызывает у нас сомнений. Мы имеем дело с одним из характерных образцов эллинистического, и, конечно, не ранне- эллинистического шрифта. Апексы па концах линий, курсивные сигма, эпсилон и омега, тэта с поперечной черточкой, заменяющей, хотя и не везде, более раннюю точку, общая изогнутость линий — все это хорошо известные особенности шрифта, появляющиеся в конце III в. до н. э., в развитом и утвердившемся виде свойственные II и I вв. до н. э. В связи с этим надпись, на наш взгляд, не может относиться ко времени более раннему, чем II в. до н. э.
Указанные особенности письма были замечены и издателем надписи В. В. Латышевым. Но высказаться за принадлежность ее II в. до н. э. помешало ему одно обстоятельство. В списке оказались те же имена, что и в надписях III в., частью даже еще конца IV в. до н. э. Среди них — имя Кле- омброта, сына Паптакла; это имя известно по надписям №№ 179 и 180, из которых ясно, что оно принадлежало одному из влиятельных граждан Ольвии. Среди имен встречается также Героеонт, сын Протогепа; Геросонтом же звали отца знаменитого Про- тогева; отчество его в надписи не указано.[37] Есть и другие имена, которые иногда предположительно, иногда бесспорно совпадают с именами надписей III в. до н. э.[38] Объяснить все эти совпадения можно двояко. Можно предположить, что в списке граждан надписи № 201 упоминаются те же лица, что и в ряде надписей IV—III вв. до н. э. Тогда пришлось бы допустить, что в Ольвии одновременно или почти одновременно были в употреблении различные типы письма, из которых одни вообще считаются характерными для конца IV и для III в. до н. э., другие — для II в. до н. э. Другое предположение, что носители одних и тех же имен в «допротогеновских»1 надписях, с одной стороны, в надписи № 201 — с другой, были лицами разными; естественнее всего предположить, что некоторые носители одинаковых имен н отчеств являлись дедами и внуками.
В. В. Латышев склоняется к первому предположению: ои считает маловероятным, чтобы ряд видных ольвиополитов имел внуков, носивших одинаковые с ними имена.
Нам соображения В. В. Латышева не кажутся правильными. Предположение, что в Ольвии в период, предшествующий декрету в честь Протогена, относимому В. В. Латышевым ко второй .половине III в, до н. э., уже применялось то письмо, которым сделана надпись № 201, представляется совершенно невероятным. В этом случае надо вообще допустить, что в Ольвии письмо развивалось не так, как в остальном античном мире, а по каким-то своим особым законам. Еще можно было бы допустить задержку, отставание в эволюции шрифта надписей городов северного Причерноморья по сравнению с городами центральной части античного мира, но никак не возникновение в северном Причерноморье определенных и хорошо известных особенностей шрифта приблизительно столетием раньше того, как они появляются в материковой Греции или Малой Азии.
В. В. Латышеву кажется маловероятным, чтобы в списке имен надписи № 201 были упомянуты внуки лиц, встречающихся в надписях с более ранним шрифтом. Но в этом нет ничего невозможного. Обычаи давать внуку имя деда был, как известно, широко распространен во всех греческих областях; примеры существования того же обычая известны и в Ольвии.2 К тому же не так уж много в надписи Л6 201 такнх внуков, носящих имя деда; во всяком случае не много таких, у которых было бы одинаковое с дедом и имя, н отчество. Учтем, что отчество Геросонта, отца Протогена, нам из надписей пе нзвестно, не известно (I отчество Дионисия надписи № 189: предположение, что отцы двух указанных лиц носили те же имена, что н известные нам пх сыновья, принадлежит В. В. Латышеву, п основанием для пето послужил, несомненно, вое тот же греческий обычай давать одному из сыновей имя деда.
В связи со сказанным нет оснований относить надпись 1РЕ, I2, Л”! 201 ко времени более раннему, чем то, за которое говорят •>собенности ее шрифта, т. е. ко II в. до н. э. Для нас важно решить, к какому времени относится эта надпись, поскольку в этом документе упомянуто значительное количество имен, использованных в настоящем очерке.
Итак, привлеченные памп надписи распространяются на время с конца VI по начало I в. до н. э. Делая заключение
о том, что н наблюдения наши распространяются па весь догетскил период жязни Ольвии, мы должны все же сделать оговорку
о сравнительно небольшом количестве надписей аоследвей части этого периода, что требует известной осторожности и в формулировке окончательных выводов.
В общем же выводы таковы. Ознакомление с имеющимися в нашем распоряжении в значительном количестве надписями, датирующимися временем с конца VI но первую половину I в. до н. а. и содержащими свыше 250 имен живших в Ольвии лиц, дают пам возможность сделать наблюдение
о громадном преобладании в Ольвии догет- ского периода характерных греческих имен. Поскольку упомянутые в надписях лица, как это уже было отмечено, принадлежат и к высшим слоям общества, и к рядовому городскому населению, вывод о преимущественном распространении греческих имен касается не только верхушки, но и всей массы населения Ольвии данного времени.
Небольшое количество встретившихся в надписях пегреческих имен дает все же возможность сделать наблюдение о проникновении в городское население также и пегреческих элементов. Интересно, что эти негреческие имена обнаружены не только в более позд- ннх надписях: имя Коландак начертано на стенке сосуда IV в. до н. э., имя Атак — ва свинцовой пластинке IV в. до н. э.г имя Спартой — в надписи на камне IV в. до в. э. и только имя Батак — в надписи II в. до н. э.
Итак, надписи Ольвии не подтверждают упоминавшихся высказываний о том, что негреческие имена начинают встречаться в надписях лишь со II—I вв. до н. э. Вообще ольвийские надписи не дают возможности заметить разницу в этом отношении между доэллинистическим и эллинистическим временем: для всего догетского периода оказывается характерным резко выраженное преобладание греческих имен, единичные же негреческие имена встретились нам с начала IV по II в. до н. э.
Несмотря на значительное количество и просмотренных нами надписей, и содержавшихся в них имен, мы сочли все же необходимым сделать некоторые оговорки об известной условности основанных на этом материале обобщений. Отмечалось, с одной стороны, небольшое количество надписей, принадлежащих концу интересующего нас периода, с другой — невозможность использовать все или хотя бы большинство находящихся в наших собраниях ольвийских граффити.
Последнее обстоятельство заставило нас обратить особое внимание на неизданные, по оказавшиеся нам доступными ольвийские падписи на предметах; главным образом это граффити на керамике, в меньшей степени — надписи иных групп. Остановимся на некоторых из сделанных при просмотре этого материала наблюдениях.
Еще раз отметим: подбор всего этого материала случаен, в нем не может быть выделена ни одна цельная группа ни по году раскопок, ни по месту хранения рассматриваемых предметов. Поэтому мы не считаем возможный пн включать его о приложенные к настоящей статье списки, на вообще вводить в состав основной части исследования. Однако совсем пройти мимо него было бы едва ли правильно.
Начнем с надписей, входящих в собрание Античного отдела Государственного Эрмитажа. Во-первых, отметим ольвийское граффито, не вошедшее в публикацию И. И. Толстого. Это граффито на предмете Ол 11120. На поверхности нижней стороны эллинистического чернолакового блюда сохранилась часть имени ПДЕОТ: перед сигмой — дугообразная лилия, очевидно часть буквы омикрон. Итак, мы, скорее всего, имеем здесь П]«н§гои — родительный падеж одного их характерных ольвийских имен По<?1§гос. Особенности шрифта (курсивные ги вычурные формы букв с изогнутыми линиями) говорят о принадлежности надписи времени не ранее II в. до н. э.
Специальный интерес представляет также надпись па одном из ольвийских бронзовых зеркал (Ол 16964). Зеркало принадлежит типу, характеризующемуся присутствием боковой ручки- и диском, с обратной стороны окаймленным выступом; ручка таких зеркал украшены канелюрами и изображениями в «зверином стиле» — это фигурки или головы животных. Данный экземпляр восходит к разновидности, украшенной на конце бараньей головкой; но здесь баранья головка схематизирована до такой степени, что определение мотива, лежащего в основе ^той детали, возможно только путем сравнения его с более ранними экземплярами.[39]
Зеркала рассматриваемого типа считают— па наш взгляд вполне основательно — продукцией Ольвии, предназначенной - на •сбыт скифам;[40] последнее предположение шаходит подтверждение в ряде находок таких : зеркал в скифских комплексах. Но рассматриваемый экземпляр едва ли принадлежал «скифской женщине. На оборотной стороне его, у выступающего края, идет прочерченная тонким острием надпись с именем Лт^ам^и), очевидно владелицы зеркала; греческий характер имени в обеих его частях не вызывает сомнении.
Среди ольвийских материалов Эрмитажного собрания можно найти и другие предметы (особенно керамическое обломки > с надписями, содержащими имена, по не входящими в группу так пазываемых граффити. Использование этого материала связано часто со значительными трудностями. Так, встречаются на стенках сосудов надписи, уже не процарапанные, а выполненные в рельефе, следовательно, не тогда, когда предмет так или иначе употреблялся, а при самом его изготовлении. Чаще всего такие надписи содержат одни только имена, обычно в родительном падеже. Возникает вопрос: что представляют собой эти надписи и, прежде всего, встречаем ли мы на них имена жителей Ольвии или какого-либо другого города?
В некоторых случаях вопрос этот можно, повидимому, решить в пользу Ольвии. Так, не может вызывать сомнений ольвийское происхождение фрагмента сосуда Эрмитажного собрания Ол 7235 из характерной буровато-красноватой глины, содержащей крупные зерна кварца. На плечиках сосуда— рельефная четырохстрочная надпись. Буквы первой строки неясны; па следующих трех строках читаются имена ДаГхрйто^
Два предположения о значении таких надписей представ* ляются нам паиболее убедительными. Возможно, что здесь мы имеем клейма гончаров: это значение надписей на сосудах, и именно нанесенных в процессе производства, до обжига, хорошо известно нам прежде всего по группе остродопоых амфор. Нов данном случае оно едва ли возможно. Эрмитажный обломок Ол 7235 не может ие привлечь внимания определенным несоответствием, наблюдаемым между тщательным выполнением клейма и небрежностью, даже грубостью выделки сосуда. Глина неоднородна, она содержит крупные включения, как, например, целые камешки кварца, выступающие и поверхности, разрывающие ее; обжиг очень слаб; поверхность плохо выровнена, ничем не покрыта, никак не обработана. Все это создает впечатление, что сосуд этот едва ли мог быть использован в быту; тем более неожиданным было бы клеймо мастерской на изделии, настолько несовершенном технически. Более вероятным является предположение о возможном вотивном назна-
ченни такого кувшинчика; тогда воспроизведенные па нем имена должны били быть именами лиц, посвятивших божеству какое-то находившееся в сосуде прниошение, причем надпись на стенке была, очевидно, специально ими заказана вместе с сосудом. Как бы то ни было, характер глины заставляет считать кувшинчик ольвийским изделием; очевидно, и воспроизведенные здесь нмена являются именами ольвиополитов. Имена все греческие; два из них есть в нашем списке, третье — Александр — не встретилось нам в надписях рассматриваемого времени, но известно в ольвийской эпиграфике первых веков и. 9.
Кратко коснемся остальных известных нам, но неизданных надписей, относящихся к интересующему нас времени и содержащих имена ольвиополитов. Всего на учет нами взято свыше 60 таких надписей; ббль- шая нх часть представляет граффити на керамике. Просмотр всего этого материала не дал пичего, что представило бы возможность внести сколько-нибудь существенные дополнения или изменения в основанные на изданном материале заключения. Все без исключения имена оказались греческими; подавляющее их большинство повторяет имена, содержащиеся в вашем списке. Вновь встретились некоторые типичные ионийские пмона; среди них имеется, невидимому, типичное милетское имя Молпагор — на находящемся в Николаевском музее облоике чернолакового килика У в. до н. э. сохранилась часть этого имени МОАПАГ. . . .
Громадное преобладание греческих имен в ольвийских надписях VI—I вв. до н. э. может вызвать предположение, что в Ольвии указанного периода действительно жили одни или почти одни греки. Такое суждение было бы преувеличенным; в этом вопросе следует разобраться детальнее.
Несомненно, что имена, встречаемые в большей части надписей, отражают не все группы городского населения. В эпиграфические памятники постоянно попадают прежде всего представители верхних слоев общества. Они упоминаются во всевозможных официальных документах как должностные лица; в состав верхушки общества входили те граждане, в честь которых издавались различного рода почетные декреты. С другой стороны, посвящения божеству, сопровождаемые надписью па камне, делались лицами состоятельными, т. е. входящими в ту же высшую и имущественно обеспеченную группу. Правда, мы специально отметили категории надписей (свинцовые пластинки, граффити), где мы имели дело уже с рядовым городским населением. Но в составе рядового населения могли, конечно, быть лица, которые, не являясь греками и плохо зная греческий язык, не оставляли о себе памяти в надписях на предметах, подобных свинцовым пластинкам. Обнаружить нх присутствие можно уже не путем поисков негреческих имен в надписях, а как-то иначе.
В последнее время был сделан ряд попыток выяснить состав населения причерноморских городов на основе изучения археологического материала. Для Ольвии интересующего нас периода присутствие негреческих элементов в составе населения устанавливалось двумя путями: путем исследования погребений городского некрополя и путем изучения производства.
Особенно показательные результаты дает ольвийский некрополь VI—V вв. до н. э. Факт присутствия в нем могил с негреческим обрядом погребения не может вызывать сомнений. Это относится, прежде всего, к группе скорченных погребений, наличие которых в некрополе Ольвии VI—V вв. до п. а. может быть установлено как по отношению к раскопкам досоветского периода, так и в расследованиях недавнего времени.[41] Кроме погребении в скорченном виде, мргут быть указаны и другие, принадлежность которых скифам также вероятна, а иногда и бесспорна. Среди них характерны так называемые погребения скифов-воинов с типичным для скифского ритуала инвентарем — мечом, стрелами, точилом.9 Что касается других групп погребений, которые иногда упоминаются как негреческие, то с ними дело сложнее. Ни наличие растительных подстилок, ни присутствие деревянных перекрытий, ни вещи в скифском стиле не могут сами по себе служить признаком, говорящим о негреческом происхождении погребенного. Не может считаться бесспорным признаком такого рода и тип так называемых подбойных погребений, даже если признать правильной его генетическую связь с типом катакомбных погребений.
О присутствии негреческих элементов в составе населения Ольвии говорят и некоторые особенности ольвийского производства. Наиболее характерный в этом отношении является производство металлических изделий. Изготовление бронзовых художественных изделии путем отливки в формах, а не чеканки является, бесспорно, местным приемом, существовавшим в северном Причерноморье и в скифское, и еще в доскиф- ское время; в Ольвии он объясняется, очевидно, участием в производстве скифских мастеров. Негреческое производство сказывается я в другом: например, в исполнении некоторых греческих орнаментов, мастером не понятых. Что касается скифских сюжетов изготовленных в Ольвии предметов, то этот факт интересен как показатель связи между Ольвибй и скифами; но он едва ли может рассматриваться как доказательство присутствия в Ольвии пользо* вившегося такими вещами скифского населения. Подобного рода вещи изготовлялись, очевидно, для сбыта их в Скифию, что подтверждается случаями находок таких ольвийских изделий на территории Скифии. Известное их количество могло употребляться и в Ольвии, но не обязательно жившими там скифами.[42]
Мы остановились пока на некоторых наиболее ярких проявлениях присутствия пегреческого слоя в составе ольвийского населения. Внимательное изучение археологического материала может увеличить количество такого рода наблюдений: негреческие черты улавливаются, например, и в других отраслях производства. Все это позволяет внести некоторые дополнения и поправки в те данные, которые мы
- Аннотация «Туристско-рекреационный потенциал полуострова Крым и перспективы его развития»
- ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОЛЬВИЙСКОЙ АГОРЫ
- Н. Д. Розанова МОНЕТЫ ЦАРЯ ФАРДЗОЯ
- Темы курсовых проектов по дисциплине Теория механизмов и машин
- Сочинение по рассказу А.С. Грибоедова «Горе от ума» На тему: «век нынешний» и «век минувший»