Н. Д. Розанова МОНЕТЫ ЦАРЯ ФАРДЗОЯ | |
Автор: drug | Категория: Прочее | Просмотров: | Комментирии: 0 | 21-09-2013 16:34 |
Н. Д. Розанова МОНЕТЫ ЦАРЯ ФАРДЗОЯ |
Для выяснения политического положения Ольвии и ее взаимоотношений со Скифским царством во II—I вв. до п. э. и в I в. н. э. большое значение имеют монеты скифских царей, чеканенные в Ольвии.
В настоящем очерке мы дадим обзор одной из групп указанных монет, связанной со скифским царем Фардзоем. До сих нор в нашей литературе не было полного издания этих монет, поскольку один из лучших экземпляров указанной серии, хранящийся ныне в Государственном музее изобразительных искусств,[1] оставался не опубликованным должным образом.
Рассмотрение монет Фардзоя мы и начнем с описания этого экземпляра монеты.
№ 1. Золотая монета царя Фардзоя из коллекции А. Г. Голикова. Диаметр 18— 19 мм, вес 7.641 г (табл. I, 1).
Лицевая сторона. Голова царя Фардзоя в профиль, вправо, в царском головном уборе — диадеме с развевающимися завязками. Лицо худое, нос прямой, книзу расширяющийся. Длинный закрученный ус, прямой подбородок, прищуренные глаза.
Внизу, по краю монеты, сохранилась часть окаймлявшего ее точечного орнамента; штемпель при чеканке был сдвинут вправо, вверх.
Оборотная сторона. Фигура птицы (повидимому, орла), повернутая вправо в три четверти, с приподнятыми полураскрытыми крыльями. Наверху надпись [В]А21АКО[2], начало и конец которой не поместились на поле
1 Поступил в 1941 г. вместе с остальной многочисленной коллекцией монет А. Г. Голикова в качестве дара от его жены С. С. Голиковой. За разрешение издать нонету приношу благодарность Л. П. Харко.
монеты; отсутствует буква В и верхушка от А вначале; в конце от 2 сохранилась лишь небольшая часть. Приблизительно посередине поля монеты, ближе к правому краю, стоит слог ОА, начало слова ’ОЭДИа или под этими буквами — моно
грамма , по нижнему краю монеты полукругом идет имя царя [Ф]АР20Ю[К*], причем краем монеты срезаны буквы Ф и нижняя половина А вначале и половина V в конце. Между левым крылом птицы и монограммой — овальное клеймо с изображением дельфина, обращенного влево. Буквы надписи удлиненной формы, каждый штрих буквы начинается и кончается утолщением.
Ниже мы приводим описание остальных экземпляров монет Фардзоя, опубликованных в разных изданиях.
№ 2. Золотой статер Фардзоя коллекции X. X. Гиля (из бывшего собрания в. кн. Александра Михайловича). Вес 8.48 г.1 (табл. I, 2).
Лицевая сторона. Голова царя Фардзоя, обращенная вправо. Полное молодое лицо с усами; нос несколько приподнят кверху; вьющиеся волосы стянуты диадемой, концы которой развеваются. По краю монеты ободок нз точек.
Оборотная сторона. Орел с приподнятыми крыльями, обращенный в три четверти вправо, стоит на тамгообразном знаке. Надпись: вверху ВА21АШ2 ОА; внизу ФАР20Ю[У]
Вес монеты 8.46 г.
№ 3. Золотой статер царя Фардзоя, хранящийся в Британском музее. Вес 7.65 г. (табл. I, З).[2]
Лицевая сторона. Голова царя Фардзоя, обращенная вправо, в диадеме, лицо с усами.
Оборотная сторона. Орел с приподнятыми раскрытыми крыльями, обращенный в три четверти вправо. Надпись: наверху [ВА]21АЕО[2]; внизу [Ф]АР2010[Г]. В поле ОЛ и монограмма
ИМ I в овальной контрмарке — обращенный
влево дельфин. Диаметр 18 ми, вес 7.64 г.
№ 4. Золотой статер царя Фардзоя из коллекции Кочубея (табл. I, 4).г
Лицевая сторона. Голова молодого Фардзоя, обращенная вправо, лицо без усов. Вьющиеся волосы стянуты диадемой, но концов ее не видно. По краю монеты ободок ив точек. Штамп несколько сдвинут.
Оборотная сторона. Орел, обращенный в три четверти вправо, с раскрытыми крыльями; надпись, начертанная горизонтально 1ВАШАЕ0[2](Ф]АР20Ю1Т] слог ОД и монограмма {^] . Шрифт надписи более простоя, чем
иа экземпляре Гиля. Аркее менее заметны. 'В слове раа»Хбю< о вместо ш. Над правым крылом орла — клеймо с дельфином.
№ 5. Золотой статер Фардзоя из коллекции И. К. Суручана, повидимому, совершенно аналогичный издаваемому нами статеру коллекции Г МИ И (табл. I, 2), поэтому мы его не описываем; был найден в реке Пруте и находился в конце прошлого столетня к коллекции И. К. Суручана в Кишиневе. В. В. Латышев видел этот экземпляр, к сожалению, нигде не изданный.8
№ 6. Золотой статер Фардзоя коллекции Вассаль (табл.' I, б),[3] найденный в Херсон* сков губ., на левой стороне Днепр. Он известен вам из исследования В. В. Латышева н
1 С. Р. Н 111. Сгеек со!пз асатагей Ьу 1Ье ВгШвЬ Мцзешп ш 1927. N шайтаНс СЬготсЬ, т. VIII, 1928, табл. 1, № 5. Возможно, этот же экземпляр находился ранее в собрания Алексеева (см.: О. В 1 а и. ИосЬ <1те1 СоМпшпгоп йез РЬаг- а>1ов. N2, т. VIII, 1887, стр. 241).
* А. С. Уваров. Исследования о древностях южной России и берегов Черного моря. СПб., 1851, табл. 22, № 62, сто. 88; Б. Кёне. Описание музеума Кочубея, ч. 1. СПб., 1857, стр. 27, № 4.
* Не исключено, что этот статер из коллекции Суручана потом перешел к Голикову.
3 В.В. Латышев. Исследование об история и государственной строе города Ольвии, СПб., 1887, стр. 115.
по несовершенному рисунку, изданному О. Блау 1 и Н. Мурзакевичем.*
Лицевая сторона. Голова царя Фардзоя, обращенная вправо, лицо без усов. Пере! лицом царя — кадуцей.
Оборотная сторона. Орел с раскрытыми крыльями, обращенный в три четверти вправо. Сохранились следующие буквы еаз- писи:[В]А21ДЕ(02]ФАР[2]01[0Т], слог ОА и монограмма ад , причем, в П вписана А, а не А,
так как нет средней перекладинки. Сбоку, под левым крылом орла, неразборчиво* клеймо. На рисунке, изданном у Блат, это клеймо имеет форму трехступеичатай лесенки, что надо отнести за счет фантазии художника. Кроме того, художник изобразил нечто вроде кисти, спускающейся с головного убора царя, а у диадемы — тольк* одну завязку. Повидимому, экземпляр коллекции Вассаль был очень плохой сохранности, поэтому художник не разобрал клеймо, а вторую повязку от диадемы принял за кисть.
№ 7. Золотой статер Фардзоя ГИМ. Диаметр 20 мм, вес 6.83 г (табл. I, 5).8
Лицевая сторона. Голова царя Фардзаш в царской головной повязке, обращенная вправо. Концы повязки слабо заметны. Худое, изможденное лицо с усами, впалш глаза, заострившийся нос. Перед лицом — кадуцей. Внизу чуть заметно сохранился ободок из точек.
Оборотная сторона. Орел, обращенный в три четверти вправо, с раскрытыми крыльями, стоит иа тамгообразном знаке, как на экземпляре Гиля. Надпись здесь круговая ВА21АЕ02 ФАР20[ЮГ], грубо начертанная расплывающимися буквами, причем слова РастМлк начертано справа налево полукругом над головой орла, а имя Фараде» не идея, как обычно, вслед за словом а начертано внизу, под ногами орла полукругом, тоже справа налево. Между (3 от слова (Зоигйешс и Ф от слова Форткой начертава слово О А и две монограммы: одна—постоянна
встречающаяся , вторая—необычная монограмма или, вернее, лигатура (см. табл. I. -5).
|
|
Табл. I. Монеты даря Фардзоя.
1 — коллекция ГМ МИ; г—коллекция Гилл; 3—коллекция Британского музея; 4 — коллекция Кочубея; 5— коллекция ПШ; С— коллекция Вассаля.
(Увеличение приблизительно двухкратное).
№ 8. Золотой статор Фардзоя собрания Государственного Эрмитажа (табл. II, I)-,[4] отличается от других как по стилю, так и по палеографии. Диаметр 18 мм, вес 6.93 г.
Лицевая сторона. Голова царя Фардзоя, обращенная вправо, в царском головном уборе, стягивающем волосы, обозначенные неумелой штриховкой. Концы повязки не развеваются, а вытянуты почти прямолинейно. Ниже подбородка — кадуцей. Лицо молодое. Вокруг головы очень растянутая и плохо читаемая надпись ВЛ21АКО[2], затем
монограмма , к которой непосредственно
примыкает вторая неразборчивая монограмма. Далее идет третья монограмма,
тоже плохо выполненная, .•
Оборотная сторона. Орел с раскрытыми крыльями, обращенный в три четверти вправо, стоит на тамгообразном знаке. Над правым крылом орла начинается надпись ТО[Ю]1РЛФ, причем буквы размещены в обратном порядке; дифтонг ои прежние издатели не видели. Около левого крыла
орла — ФЛ и монограмма [Л] , по II. О.Ву-
рачкову,[5] буква В (от слова ОЛВ), по А. Л. Бе- ртье Делагарду.[6] Наверху и внизу видны остатки ободка пз точек. Шрифт надписи небрежный п грубый, ничего общего с шрифтом предыдущих монот пе имеет.
№ 9. Электровый отатер Фардзоя, принадлежащий парижскому собранию Французской Академии наук [7] Нес 0.97 г (табл. Н,<3).
Лицевая сторона. Голова царя Фардзоя, обращенная вправо, в царском головном уборе с развевающимися концами; ус слабо намечен, штриховки волос не видно. Перед лицом — кадуцей, надпись круговая ВЛ11АЕ01
ФАР $ ОЮГ.
Оборотная сторона. Орел с раскрытыми крыльями, обращенный вправо, стоит на молнии или тамгообразном знаке. Вегтг
ОЛ АЛ в ободке из точек. Стиль монет»
грубый. Следует отметить, что 'А наппегзв наоборот и у А перекладина прямая, а »
изогнутая. Монограмма [$] и слог АЛ мак
но, ио мнению В. В. Латышева, раеншф;-.- вать как -рыто? амму [8]А)./иао?.
В. В. Латышев, основываясь на посвягв- тельной надииси Ахиллу Понтарху,1 п* встречается имя архонта Попадона, сызв Алки.ма, считает, что и сам Алким мог быз. первым архонтом.[9]
№ 10. Электровый статер Фардзое3 известный по изданию П. О. Бурачкоь*. одного штемпеля с экземпляром парижского собрания. Вес 6.94 г. (табл. II, . Различие состоит лшпь в том, что з* экземпляре Бурачкова от слова па аверсе сохранилась лишь КОС; кроме- того, верхний край монеты поврежден.
№ И. Золотой статер царя Фардзое из коллекции Прокеш-Остена, ранее пах> дившийся в Берлинском Мюнцкабинеге Вес 6.98 г (табл. II, 5).4
Лицевая сторона. Голова царя Фардзое. обращенная вправо, в царском головн.* уборе, с развевающимися концами. Воло;н отмечены штриховкой, ус слабо замете® Перед лицом — кадуцей. Надпись круговая
ВА-1ЛЕ02 ФЛР^ОЮТ (буква Ъ паписана е±-
оборот).
Оборотная сторона. Орел с раскрыты» крыльями, обращенный вправо, стоит на мос- нии или на тамгообразном знаке. Вшг-
слева слог ОЛ, затем монограмма [ф] *
справа, под левом крылом орла, слог МОА.
Этот экземпляр монеты близок к дву* предыдущим, только па реверсе, пен:-» монограммы стоит МОЛ. Имя архонта, начинающееся со слога МОЛ, еще не был встреченов надписях Ольвни. В посвятите.-^- ной надписи стратегов упоминается Мои/лг>-
1 1РЕ, I2, № 131; В. В. Л а т ы ш е в, ук. со-, стр. 163, 215.
1 Существуют одновременные медные моп-т» со слогом АЛ. (См.: Г1. О. Бурачков, т*. соч., табл. VII, № 169, стр. 70, № 205).
1 Там же, табл. IX, Л« 209.
2 Прокеш-Осте н. Фарзой, царь ск*- фов. ТЛ1АО, т. III, 1870, стр. 181; О. Б л а у. соч., стр. 415, № 4.
|
|
Табл. II. Монеты царя Фардзоя и города Амиса.
коллекция Государственного Эрмитажа; г—коллекция парижского собрания; 3—коллекция парижского собрании; 4—коллекция Прове; &—коллекция Прокеш-Остена; в — ампсская монета. (Увеличение приблизительно двухкратное).
ру<ц Поаы^оч; слог МоиХ мог на монете ради экономив писаться как МоХ.[10]
№ 12. Золотой статер царя Фардзоя, нз бывшей коллекции Ф. И. Прове, ранее принадлежавшей проживавшему в Житомире М. А. Дединцеву, который приобрел ее в Бер- дичеве. Место нахождения статера не известно. Вес 6.93 г (табл. II, 4).[11]
Лицевая сторона. Голова царя Фардзоя, обращенная вправо, в царском головном уборе, с двумя завязками сзади; лицо с усами. Глаза как бы закрыты. Перед лицом — каду- цей. Полукругом идет плохо сохранившаяся надпись ГВА21ЛЕ]02 ФАР/[ОЮГ].
Оборотная сторона. Орел, обращенный в три четверти вправо, с раскрытыми крыльями, стоит иа молнии. Кое-где видны следы ободка из точек. Под ногами орла монограмма
затеи слоги ЗД и ОА. Начертание 2
в слове ФАЁ2 такое же, как на парижском экземпляре. Ш может быть расшифровано, по предположению В В. Латышева, как сокращение имени Зихростц; я приурочено к архонту Сократу, сыну Антифонта,3 который известен по посвятительной надписи Ахиллу Понтарху.* Здесь следует отметить, что в надписи № 134 Сократ Антифонтов фигурирует не как первый архонт, а поставлен среди арнауте?. Поэтому мы предлагаем другой вариант расшифровки слога ОД, в сочетании со стоящей впереди
монограммой ^ : тгр<Зто? «р^ь>у Хдесяатро;
№хи)расои, т. е. первый архонт Сосипатр, сын Ншсерата.
Эту расшифровку позволяет сделать ольвийская надпись со следующим текстом: «При архонтах с Соскпатрои, сыном Ншсерата, во главе Анаксимен, сын Посидея, с братьями построил башню Зевсу Полиарху и народу на счастье».6
Сосипатр, сын Ннкерата, и был архонтом, стоящим во главе, т. е. первым архонтом. Длинную формулу лапидарных памятников 67Г( йр)г6мтм'/ ?йу ттер! нельзя был» уместить на монете, и поэтому была выработана краткая формулировка того же пона-^
тия, заключенная в монограмме . |
По стилю монеты, очень грубому, и ш начертанию букв, особенно а в слоге ЕЦ,| этот статер является последним, самши поздним звеном всей серии фардзоевскнц монет конца I в. н. э.
По стилю изображений лицевой и оборотной сторон н по начертанию букв мерные монеты с монограммой [$] и буква-!
ми ТФШ, повидимому, одновременны этом^ последнему статеру Фардзоя. I
Кроме вышеописанных двенадцати моняц Фардзоя, в Государственном Эрмитаж имеется еще одна золотая монета {№ 18211), отнесенная А. Н. Зографом к числу подблок. Она гораздо меньше размером и толще, чем подлинные монеты Фардзоя.
На лицевой стороне монеты имеетсв изображение царя Фардзоя, бородатого, с кур-1 чавыми волосами, стянутыми диадемой. Паи бюстом, повидимому, палица Геракла. Кру| гом надпись ВА21ДЕЦ2 ФАР20ГО1. И надпись^ и изображение — в ободке из точек. ]
На оборотной стороне орел, евдящищ на дельфине, повернутый влево. Над нн надпись 0АВ1Н. И надпись, и изображение—; в ободке из точек. I
Подлинность двух медных монет с нах- писью ВаздХ&ш; Фар;о(оъ также подвергается! сомнению.
Начнем с медной мопеты царя Фардзак коллекции Государственного Историческая музея, изданной у П. О. Бурачкова.1 На лв-] цевой стороне — голова царя Фардз<ж| вправо, в царском головном уборе, из-пщ которого видим вьющиеся волосы; на обо-; ротной стороне — лук и колчан с крышкой.' помещенные горизонтально. Сверху и снизу: изображения имеется надпись [ВА121Л[Е01|] ФАР2[0ЮТ], причем от слова расЛЫс сохрани-’ лось только XIА, а от слова ФарсЫоо, на-1 писанного через 2, — только ФАР2.
П. О. Бурачков делает такое примечание: «Монета эта, принадлежащая пыпе Московскому Историческому Музею, была обтя-: нута красноватым золотом, которое мы при-1 няли за окись, и поэтому рельефность еа| пострадала». А. В. Орешников еще в 1901 г.
писал: «Достоверные монеты царя Фарзоя известны мне только в золоте или электроне, в серебре еще не найдены; описанная же покойным Бурачковым в его общем катологе а од № 254, табл. IX, рис. 211, медная монета не может быть с достоверностью отнесена Фарзого, так как на оригинале, с которого ■.делан рисунок, хранящийся в Историческом музее в Москве, нет никаких признаков надписи. Слоги 21А. . . ФАРЕ. . . , приводимые Бурачковым на рисунке, надобно отнести к области фантазии покойного нумизмата».[12]
А. Л. Бертье-Делагард[13] в поправках к каталогу П. О. Бурачкова пишет: «Лицевая сторона: неясное изображение головы. Оборотная сторона: колчан, а надписи нет а следа».
А. Н. Зограф в своей работе «Античные монеты» ничего не говорит об этой монете.
Если этот экземпляр считать подлинным,[14] он мог бы являться самым древним иг монет Фардзоя и примыкать по стилю к более ранним монетам царя Скилура,[15] где мы, так же, как и здесь,' видим на лицевой стороне портретное изображение царя, а на оборотной — лук тетивою вверх, в футляре, над ним колос, внизу палица Геракла. Сверху в снизу изображения горизонтальные надписи ВА2ШШ2 2К1АОТРОТ, причем пишется через И, т. е. так же, как и иа более ранних монетах Фардзоя (табл. I, 2), на более поздних монетах пишется через О. Эта монета могла бы служить на основании стилистических данных и надписи как бы связывающим звеном между эпохой Скилура п эпохой Фардзоя. Интересно отметить, что монета Скилура тоже медная и тоже обтянута красноватым золотом. В подлинности ее никто до сих пор не сомневался.
На второй медной монете мы видим на лицевой стороне бюст женщины в покрывале, обращенный влево, в кругу из точек (П. О. Бурачков называет ее Деметрой).» На
оборотной стороне — кресло типа курульного и круговая надпись 0[1[ АВА21Л ФАР2 ПА.1
П. О. Бурачков делает следующее примечание: «Монета иод № 257 была издана
Н. Н. Мурзакевичем в Отчете Одесского общества истории и древностей за 1862—1863 гг. и приписана им жене боспорского царя Реииталка ... Не берем на себя смелости разрешать вопросы, заданные одинаково знаменитыми нумизматами, считаем уместным предложить со своей стороны вопрос, — не принадлежит ли наша монета той царице Сарматской, которая сообщила свое имя, по словам Диона, крепости Алектор, находившейся в соседстве с Ольвией?».
- А. Бертье-Делагард по поводу этой монеты писал: «Обратная сторона: в надписи приметны лишь две, три буквы. Не Ольвии, а острова Молить»,2
Таким образом, следует признать, что принадлежность этой монеты Фардзою сомнительна.
В отношении вопросов о делении на группы и о датировке монет Фардзоя наиболее заслуживают внимания мнения В. В. Латышева, А. В. Орешникова и А. Н. Зографа.
- В. Латышев 3 делит их на два типа: к первому типу он относит экземпляр Кочубея и все остальные известные ему монеты, ко второму типу — только один статер Исторического музея, изданный у П. О. Бурачкова, с изображением на реверсе • лука и колчана с крышкой,4 т. е. тот экземпляр, который отнесен нами к разряду сомнительных.
Что же касается А. В. Орешникова, то он еще в 1901 г. писал:1 «Вопрос, когда жил и царствовал Фарзой, еще не решен окончательно, так как никаких литературных данных не найдено, и единственную помощь могут оказать только монеты, т. е. их стиль. В моей статье „О монетах скифских царей с именем города Ольвии[16],• я высказал мне
ние о принадлежности статеров Фарзон к I в. но Р. X. Стиль издаваемого статора (автор имеет в виду статор ^ !<■>, —Н. Р.) говорит за его довольно позднее происхождение, но, с другой стороны, экземпляр, изданный X. X. Гилем, по своему изящному, сравнительно с остальными статорами Фар- зоя, стилю и необычно тяжелому для I вока по Р. X. весу — 8.46 г ставят меня в недоумение: смотря на него, я отнес бывший экземпляр X. X. Гиля, теперь принадлежащий собранию в. кн. Александра Михайловича, царю Фарзою, жившему лет за сто или около того до Р. X. Разрешить такое противоречие в стиле и весе, я пока пе в состоянии».
Позднее А. В. Орешников [17] на основании изображений, надписей и монограмм делит статоры Фардзоя на три группы.
К первой группе он относит статеры, на лицевой стороне имеющие только портретное изображение царя в диадеме, на оборотной стороне — орла, имя и титул царя, монограмму (2Ц и ОЛ. Первая группа особенно
изящна по выполнению.
Во второй группе перед липом царя, па аверсе, появляется кадуцей или, вернее, именной знак в виде тамги; реверс сходен с оборотом предыдущей группы, но прибавлено имя архонта в сокращении.
В третьей группе имя и титул царя перенесены па лицевую сторону, вокруг головы царя, а иа обороте, около орла, — буквы
ОЛ, монограмма И и имя архонта в сокращении. Портреты второй и третьей групп исполнены значительно грубее.
А. Н. Зограф [18] делит монеты Фардзоя на две группы. Одна группа [19] отличается не только высоким весом и сравнительным изяществом исполнения, но и тем, что лицевая сторона с портретом царя не имеет пад- писп, а имя царя помещено на обороте в две строки. На сгатерах другой группы[20] имя царя помещается в круговой надписи и чаще на лицевой стороне, вокруг портрета, оборотная же сторона большей частью содержит сокращенные имена города и архонте
А. 11. Зограф пазывает свою хронологе- ческую классификацию монет Фардзоя лд «попыткой». Вот его слова: «Из этих анал - гий римских и боспорских приходится пех> дить при попытке точнее установить дат* этих скифских царей, поскольку хроно.~> гическая классификация ольвийских мове- сама нуждается в применении метода ана.~> гий, на основе наблюдений над чеканк е других местностей Причерпоморья».
В труде А. Н. Зографа пе разобран» экземпляры статеров Фардзоя коллекцжж Голикова, Алексеева, Вассаль и Суручав*_ а также статер, изданный Хиллом в 1927 г т. е. целый однотипный раздел этих монет, соответствующий определенному хронолог» чоскому периоду.
Считая хронологическую классификация ольвийских монет не окончательной, А. Н. 3 > граф придавал очень большое значенж- привлечению эпиграфического материала дл» уточнения датировки монет.1 Примыкав к А. В. Орешникову в датировке мове? Фардзоя, он считал, что, помимо фактуре и стиля, доказательством служит их п металл. Он относит монеты Фардзоя ко в: - рой половине 1 в. н. э.2 А. 14. Зограф полг- гает, что «если большинство статеров Фа;- зоя вьшущено вскоре после 80 г., то нервы малочисленная, резко отличающаяся постп.т» группа статеров отделена от них, может быть, двумя, тремя десятками лет и выт- щена в начале его, повидимому, очепь долговременного царствования». Таким образа*, нашу первую группу статеров А. Н. Зограв относит к ;10 гг. и. э., а остальные — пос:ж- 80 г. п. а.
Нам кажется наиболее разработанное и правильной классификация А. В. ОрешЕ*- кова.
В нашем представлении золотые стате:^ цари Фардзоя по стилистическим и палеографическим данным могут быть хронологически классифицированы следующим г- разом.
1 групп а. Экземпляр коллекпж» X. X. Гиля (в нашем перечне № 2). Характерные признаки: на лицевой стороне изображение царя без кадуцел, надписи нет на оборотной стороне горизонтальная начнись с исключительно красивым шрифт.» букв I в. до н. 9., монограмма |Д[,. Стилистические и палеографические данные заставляют отнести монету к последней четверти I в. до н. э.
II группа. 1) Экземпляр, изданный Хиллом в 1927 г., с над чеканкой дельфина иа реворсе (в нашем перечне № 3); 2) Экземпляр коллекции Кочубея (в пашем перечне Л» 4); 3) Экземпляр коллекции А. Г. Голикова (в нашей перечне № 1). 4) Экземпляр коллекции Суручана (в нашем перечне Л6 5). 5) Экземпляр коллекции Вассаль (в пашей перечне № 6). Характерные признаки те же, что и в I группе, но на оборотной стороне монеты под левым крылом орла, а в экземпляре Кочубея над правым крылом появляется штемпель с дельфином — символом возрожденной О львов. Начертания букв правильны и строги, но пе парадны, как в экземпляре X. X. Гиля; в слове рясЛеы? О, а не О, Комплекс стилистических и палеографических признаков датирует монеты концом I в. до н. э. и началом I в. н. э.
III группа. 1) Экземпляр ГИМ (в нашем перечне № 7). 2) Экземпляр Государственного Эрмитажа (в нашем перечне № 8). 3) Экземпляр парижского собрания (в нашем перечне № 9). 4) Такой же экземпляр из собрания Бурачкова (в нашем перечне № 10). 5) Экземпляр Берлинского Мюнцкабинета (в нашем перечне № 11). Характерные признаки: круговая надпись на лицевой стороне, кадуцей перед лицом даря и начальные слоги архонтов на оборотной стороне, после монограммы [Ф] . Стилистические и палеографические данные заставляют отнести статеры к I в. и. э.
IV группа. Экземпляр коллекции Прове (в пашем перечне № 12). Характерные признаки те же, что и в III группе, но стилистические и палеографические данные говорят за принадлежность монеты, повидимому, второй половине I в. н. э. Это заставляет думать, что данная монета относится к посмертному чекану.
Какими образцами мог руководствоваться Фардзой при чеканке первоначальных своих статеров, т. е. статеров нашей I группы?
Мы знаем, что на ольвийском городище наблюдаются скопления находок понтийских монет, особенно времени 111—90 гг. до н. э., а также монет' Амиса и Синопы митридатоа- ского периода.[21]
Именно эти монеты могли служить скифским царям, по папгим наблюдениям, пер- воначальнымн образцами для чеканки.
Возьмем для примера: 1) обол Амиса большого размера с головой Зевса на лицевой стороие и орлом на молнии на оборотной стороне с надписью АМ1-ОТ (табл. II, б):® 2) монету Амиса 80—70 гг. до н. э., найденную при раскопках Боспорской экспедицией в 1933—1937 гг. На лицевой стороне — голова Персея, на оборотной стороне — Пегас и надпись АМ1Е01Ч®
Посмотрим также монету Синопы, на лицевой стороне имеющую изображение Зовса, на оборотной стороне — орла с раскрытыми крыльями, обращенного вправо, внизу надпись; 21МШН [22]
Аналогией палеографическим данным I группы монет Фардзоя могут служить также золотые статеры Митридата VI Поп- тийского Евнатора. Здесь[23] мы видим на аверсе молодое лицо царя Митридата Евпатора, обращенное вправо, с вьющимися волосами, стянутыми диадемой с развевающимися концами. Надписи на аверсе пет. На реверсе конь и над дим горизонтально начертано слово ВА21ЛКЙ2. Под изображением коня — имя царя Митридата МШРЛДАТОТ КГПА- ТОГО2, с правой стороны коня — две монограммы: В12 и (ФР. Буквы тщательно вырезаны, с утолщениями на оконечностях.
Во всех вышеприведенных экземплярах на лицевой стороне мы видим мужскую голову (в двух последних монетах — царя), повернутую вправо, на оборотной стороне — орла на молнии, а на последних двух монетах — пегаса. Надпись начертана горизонтально, так же как и в первой группе монет Фардзоя; шрифт надписи статеров Фардзоя подражает шрифту приведенных выше монет: ровен, изящен, на концах букв утолщения.
Начертания букв золотого статора коллекции X. X. Гиля (в пашем перечне № 2) стройны и красивы, сделаны умелой рукой и могут конкурировать с датированными ланидарнымп декретами в честь Дпофанта, а также с одновременным ему декретом в честь Минофила, синонейца.[24]
На тииы монет царя Фардзоя первых двух грунн могли оказать некоторое влияние и римские монеты I в. до н. э.[25]
Археологические раскопки свидетельствуют, что жизнь в Ольвии после нашествия гетов возродилась в I в. до н. э. Е. И. Леви, характеризуя результаты раскопок 1951 г., пишет: «На участке# в конце I в. до н. э., на уже затянувшихся землей разрушенных зданиях, на довольно значительном отдалении от города, создается производственный район. . .».[26]
Имя скифского царя Фардзоя мы знаем только по монетам. Литературные источники о нем не упоминают. Относительно жизни и царствования Фардзоя мнения исследователей разноречивы: А. С. Уваров[27] отпосит время его царствования к 54—31 гг. до н. э.; Ф. Имхоф-Блюмер ь — ко II—1 вв. до н. э.Б. Ход [28] — к I в. до н. э.; Б. Кёне [29] и Прокеш-Остен 8 — к первой половине II в. до н. э., предполагая, что Фардзой, быть может, был отцом Скилура. Г1. О. Бурачков[30] и А. Б. Орешников [31] считают, что монеты Фардзоя относятся к тому периоду, когда Ольвия после разгрома гетами начала понемногу восстанавливаться и приходить в себя.
В. В. Латышев [32] датирует статеры Фардзоя последними веками до н. э. Хилл относит изданную им монету ко второй половпз?-
I в. до н. э. Относительно других статер» ОН говорит, ЧТО ИХ трудно ОТНОСИТЬ К 0ДН01ГТ и тому же царю.1
Чтобы доказать правильность нашей хь- тировки, сделаем краткий экскурс в истории города Ольвии, известную нам, главныэ образом на основании эпиграфических находок и монет. Исторические свидетельств[33] к сожалению, недостаточны.
Нас интересует в данном случае эпох» после гетского нашествия, т. е. время нач*- ная со второй половины I в. до л. э., I г н. э. и начало II в. н. э., т. е. время жпззж царя Фардзоя и бытования его посмертннг монет.
Уже в надписи Никерата Папиева,2 дотируемой первыми десятилетиями последнего века до н. э., чувствуется напряженность момента, создаваемая постоянной угрозой нападения врагов, которых Нике- рату Папиеву удавалось отражать все врет до своей трагической смерти; но в свое* внутреннем устройстве Ольвия продолжал! быть самостоятельной.
Около середипы I в. до н. э. на Ольве! обрушивается нашествие гетов. Город бы2 разрушен, жители покинули его.
Для времени после гетского нашествы основным историческим источником является для пас речь Диона Хрисостош. произнесенная им, повидимому, на следуЕ- щий год после его посещения Ольвгт в 83 г. п. э. в родном ого городе Прусе.
Слова Диона Хрисостома, что «екпая пригласили обратно греков, чтобы наладит» в городе жизнь», ясно показывают, чт* после гетского нашествия и опустошени города скифы, поскольку они были сильна в 1 в. до п. э., завладели этими развалинам и пытались наладить в городе жизнь, вс своими силами сделать это не смогли и о:- этому «пригласили обратно греков».
Мы полагаем, что скифский царь Фар~ зой начал чеканить свою монету в самъа ранпий нериод восстановления Ольвии. К» мощь скифского царя в этот нериод указывает материал статеров — золото и элекп
Из речи Диона Хрисостома видно, чг; в период его пребывания в Ольвии жителш города ждали нападения со стороны скиф-:*. Следовательно, под протекторатом екпфл в 80-х годах и. э. и позднее Ольвия уже ш
была.[34] Отсюда следует, что царствование Фардзоя нельзя отодвигать позднее 80 г.
в. э., как совершенно правильно отметил А. у Н. Зограф. Ольвии ские надписи подтверждают слова Хрисостома: в конце I и в начале II в. в. э. скифы нападали на Ольвию, и ольвиополитам приходилось все время отражать нападения и встречать скифских и сарматских царей с подарками.2
Существует ольвийская надпись в честь боспорского царя Нотиса I, сына Аспурга (45—62 гг. н. э.),[35] в которой ольвиополиты благодарят его га какие-то благодеяния в увенчивают золотым венцом, Провозглашая через глашатая, что парод венчает Нотиса, сына Аспурга, великого царя Бос- пора, любящего кесаря и любящего отечество, за его расположенно (а^еттк) и благосклонность, и выносят решение поставить эту надпись на самом видном месте города. Так как па длись сохранилась плохо вследствие вторичного использования шшты, неизвестно, за что ольвиополиты увенчивают Нотиса I; можно лишь предполагать, что за защиту против нападения скифов.
Очевидно, под скифским владычеством, после гетского нашествия, Ольвия могла находиться во второй половине I в. до н. 9. и в течение нескольких десятилетий I в. н. э.
Обзор всех известных монет Фардзоя позволяет сделать следующие выводы.
Фардзой вступил на скифский престол в тяжелый для Ольвии период восстановления города после гетского разгрома, в последнее двадцатипятилетие I в. до н. э. Ольвия была разрушена и обезлюдела. Из вышеприведенных слов Длона Хрисостома известно, что для восстановления благосостояния города были приглашены обратно коренпые ее жители. Повидимому, Фардзой успешно провел в жиапъ этот замысел.
Золотая нонета коллекции X. X. Гиля (Табл. I, 2), выполненная с большим уме* нием и тщательностью, говорит за то, что в Ольвию вернулись опытные мастера и работа на монетном дворе идет уже нормально.
На экземпляре, изданном Хиллом, и экземпляре коллекции Кочубея (см. табл. I, 3 я 4), относящихся к этому восстановительному периоду, т. е. к концу I в. до п. э. и началу I в. н. а., на реверсе появляется надчеканка штемпеля с дельфином, исконной эмблемой вновь возрождающейся из развалин Ольвии.
МонетыФардзояколлекцииГМИИ(табл. I, 1), Суручана, Вассаль (табл. I, б) относятся к расцвету царствования Фардзоя, т. е. к началу I в. н а. Пределы его власти и торговой деятельности скифов территориально широки: экземпляр Вассаль (паш № 6) найден в Херсонской области, на левой стороне Днепра, экземпляр Суручана найден на реке Пруте. Портретный тип царя и шрифт установилась и служат образцом для провинциальных мастеров.
На экземпляре ГИМ (табл. I, 5) мы видим впервые две монограммы, соединенпые с именем архопта. На лицевой стороне, перед лицом Фардзоя, теперь изображается кадуцей. На оборотной стороне штемпеля с дельфинами ужо нет. Повидимому, сила скифов начинает ослабевать. Эпиграфические памятники говорят нам о победе боспорского царя Аспурга над скифами.1 Ольвийская аадпись, упоминавшаяся выше, заключает благодарность ольвиополитов Нотису
I за какие-то благодеяния, оказанные им Ольвии, возможно, за какие-то действия, направленные на ограничение власти скифов.
На экземпляре Государственного Эрмитажа (табл. II, 1), выполненном, может быть, мастером какого-нибудь скифского племени, резчик штампа монеты в сочетании с монограммой, вероятно, хотел изобразить еще не расшпфрованоую монограмму предыдущего статера. Следующий статер Фардзоя, коллекции парижского собрания (табл. II, 3), Берлинского Мюнцкабииета(табл. II,5) и бывшего собрания Прове — все имеют вслед за монограммой начальные слоги имен первых
архонтов: АА, МОД. Как мы уже отмечали, монета из бывшей коллекции Прове (табл. II, 4) является, может быть, посмертным выпуском статера царя Фардзоя.
Описываемые нами золотые статеры царя Фардзоя говорят о длительном его царствовании, продолжавшемся 40—60 лет.
Будем вадеяться, что дальнейшие раскопки, находки новых надписей и монет прольют свет на этот темный период истории Ольвии, а вместе с тем помогут уточлить хронологию интересной группы монет Фардзоя.
Во время печатания этой статьи автору стало известно, благодаря любезному указанию П. О. Карышковского, которому я приношу благодарность, что в Аукционном каталоге «СоПесИоп В. 1атезоц, I. IV. ЗиНе дез тошшез ^гес^иез апМциез еЬс... Рапе, 1932. стр. 59, №2537, был помещен (с воспроизведевием фотоснимка) золотой статер даря Фардзоя. Как указано в каталоге, этот статер происходит из бывшего собрания вел. кн. Александра Михайловича (вес статора 8.33 г). Тип статера очев близок к статеру из бывшего собрания X. X. Гиля. Кроме того, в Аукционное каталоге «СаЬа1о^ие дез шоппагез ягесдаез еЬ готатез, сотрозап! 1а соИесЦоп
Н. А11а1нп... е(с., № XIII. Оепёуе, 192&. стр. 46, № 694, был издан статер царя Фардзоя также из собрания вел. ка. Александра Михайловича. Тнн этого статера близок к статеру, происходящему в* коллекции Вассаль.
Источник: "ОльвияИ НИЖНЕЕ ПОБУЖЬЕ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ" Под редакцией В. Ф. ГАЙДУКЕВИЧА ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССРМОСКВА — 1956 — ЛЕНИНГРАД