Н. Д. Розанова МОНЕТЫ ЦАРЯ ФАРДЗОЯ
Автор: drug | Категория: Прочее | Просмотров: | Комментирии: 0 | 21-09-2013 16:34

Н. Д. Розанова МОНЕТЫ ЦАРЯ ФАРДЗОЯ

Для выяснения политического положе­ния Ольвии и ее взаимоотношений со Скиф­ским царством во II—I вв. до п. э. и в I в. н. э. большое значение имеют монеты скиф­ских царей, чеканенные в Ольвии.

В настоящем очерке мы дадим обзор од­ной из групп указанных монет, связанной со скифским царем Фардзоем. До сих нор в нашей литературе не было полного изда­ния этих монет, поскольку один из лучших экземпляров указанной серии, хранящийся ныне в Государственном музее изобрази­тельных искусств,[1] оставался не опубликован­ным должным образом.

Рассмотрение монет Фардзоя мы и начнем с описания этого экземпляра монеты.

№ 1. Золотая монета царя Фардзоя из коллекции А. Г. Голикова. Диаметр 18— 19 мм, вес 7.641 г (табл. I, 1).

Лицевая сторона. Голова царя Фардзоя в профиль, вправо, в царском головном уборе — диадеме с развевающимися завяз­ками. Лицо худое, нос прямой, книзу рас­ширяющийся. Длинный закрученный ус, прямой подбородок, прищуренные глаза.

Внизу, по краю монеты, сохранилась часть окаймлявшего ее точечного орнамента; штем­пель при чеканке был сдвинут вправо, вверх.

Оборотная сторона. Фигура птицы (по­видимому, орла), повернутая вправо в три четверти, с приподнятыми полураскрытыми крыльями. Наверху надпись [В]А21АКО[2], на­чало и конец которой не поместились на поле

1 Поступил в 1941 г. вместе с остальной много­численной коллекцией монет А. Г. Голикова в ка­честве дара от его жены С. С. Голиковой. За разре­шение издать нонету приношу благодарность Л. П. Харко.

монеты; отсутствует буква В и верхушка от А вначале; в конце от 2 сохранилась лишь небольшая часть. Приблизительно по­середине поля монеты, ближе к правому краю, стоит слог ОА, начало слова ’ОЭДИа или под этими буквами — моно­

грамма , по нижнему краю монеты полу­кругом идет имя царя [Ф]АР20Ю[К*], причем краем монеты срезаны буквы Ф и нижняя половина А вначале и половина V в конце. Между левым крылом птицы и монограм­мой — овальное клеймо с изображением дель­фина, обращенного влево. Буквы надписи удлиненной формы, каждый штрих буквы начинается и кончается утолщением.

Ниже мы приводим описание остальных экземпляров монет Фардзоя, опубликован­ных в разных изданиях.

№ 2. Золотой статер Фардзоя коллекции X. X. Гиля (из бывшего собрания в. кн. Александра Михайловича). Вес 8.48 г.1 (табл. I, 2).

Лицевая сторона. Голова царя Фардзоя, обращенная вправо. Полное молодое лицо с усами; нос несколько приподнят кверху; вьющиеся волосы стянуты диадемой, концы которой развеваются. По краю монеты обо­док нз точек.

Оборотная сторона. Орел с приподнятыми крыльями, обращенный в три четверти впра­во, стоит на тамгообразном знаке. Надпись: вверху ВА21АШ2 ОА; внизу ФАР20Ю[У]

Вес монеты 8.46 г.

№ 3. Золотой статер царя Фардзоя, хра­нящийся в Британском музее. Вес 7.65 г. (табл. I, З).[2]

Лицевая сторона. Голова царя Фардзоя, обращенная вправо, в диадеме, лицо с усами.

Оборотная сторона. Орел с приподнятыми раскрытыми крыльями, обращенный в три чет­верти вправо. Надпись: наверху [ВА]21АЕО[2]; внизу [Ф]АР2010[Г]. В поле ОЛ и монограмма

ИМ I в овальной контрмарке — обращенный

влево дельфин. Диаметр 18 ми, вес 7.64 г.

№ 4. Золотой статер царя Фардзоя из кол­лекции Кочубея (табл. I, 4).г

Лицевая сторона. Голова молодого Фард­зоя, обращенная вправо, лицо без усов. Вьющиеся волосы стянуты диадемой, но кон­цов ее не видно. По краю монеты ободок ив точек. Штамп несколько сдвинут.

Оборотная сторона. Орел, обращенный в три четверти вправо, с раскрытыми крыль­ями; надпись, начертанная горизонтально 1ВАШАЕ0[2](Ф]АР20Ю1Т] слог ОД и монограм­ма {^] . Шрифт надписи более простоя, чем

иа экземпляре Гиля. Аркее менее заметны. 'В слове раа»Хбю< о вместо ш. Над правым крылом орла — клеймо с дельфином.

№ 5. Золотой статер Фардзоя из коллек­ции И. К. Суручана, повидимому, совершенно аналогичный издаваемому нами статеру кол­лекции Г МИ И (табл. I, 2), поэтому мы его не описываем; был найден в реке Пруте и находился в конце прошлого столетня к коллекции И. К. Суручана в Кишиневе. В. В. Латышев видел этот экземпляр, к со­жалению, нигде не изданный.8

№ 6. Золотой статер Фардзоя коллекции Вассаль (табл.' I, б),[3] найденный в Херсон* сков губ., на левой стороне Днепр. Он изве­стен вам из исследования В. В. Латышева н

1 С. Р. Н 111. Сгеек со!пз асатагей Ьу 1Ье ВгШвЬ Мцзешп ш 1927. N шайтаНс СЬготсЬ, т. VIII, 1928, табл. 1, № 5. Возможно, этот же экземпляр находился ранее в собрания Алексеева (см.: О. В 1 а и. ИосЬ <1те1 СоМпшпгоп йез РЬаг- а>1ов. N2, т. VIII, 1887, стр. 241).

*    А. С. Уваров. Исследования о древно­стях южной России и берегов Черного моря. СПб., 1851, табл. 22, № 62, сто. 88; Б. Кёне. Описание музеума Кочубея, ч. 1. СПб., 1857, стр. 27, № 4.

*    Не исключено, что этот статер из коллекции Суручана потом перешел к Голикову.

3     В.В. Латышев. Исследование об история и государственной строе города Ольвии, СПб., 1887, стр. 115.

по несовершенному рисунку, изданному О. Блау 1 и Н. Мурзакевичем.*

Лицевая сторона. Голова царя Фардзоя, обращенная вправо, лицо без усов. Пере! лицом царя — кадуцей.

Оборотная сторона. Орел с раскрытыми крыльями, обращенный в три четверти вправо. Сохранились следующие буквы еаз- писи:[В]А21ДЕ(02]ФАР[2]01[0Т], слог ОА и мо­нограмма ад , причем, в П вписана А, а не А,

так как нет средней перекладинки. Сбоку, под левым крылом орла, неразборчиво* клеймо. На рисунке, изданном у Блат, это клеймо имеет форму трехступеичатай лесенки, что надо отнести за счет фантазии художника. Кроме того, художник изобра­зил нечто вроде кисти, спускающейся с го­ловного убора царя, а у диадемы — тольк* одну завязку. Повидимому, экземпляр кол­лекции Вассаль был очень плохой сохран­ности, поэтому художник не разобрал клеймо, а вторую повязку от диадемы принял за кисть.

№ 7. Золотой статер Фардзоя ГИМ. Диаметр 20 мм, вес 6.83 г (табл. I, 5).8

Лицевая сторона. Голова царя Фардзаш в царской головной повязке, обращенная вправо. Концы повязки слабо заметны. Ху­дое, изможденное лицо с усами, впалш глаза, заострившийся нос. Перед лицом — кадуцей. Внизу чуть заметно сохранился ободок из точек.

Оборотная сторона. Орел, обращенный в три четверти вправо, с раскрытыми крыль­ями, стоит иа тамгообразном знаке, как на экземпляре Гиля. Надпись здесь круговая ВА21АЕ02 ФАР20[ЮГ], грубо начертанная расплывающимися буквами, причем слова РастМлк начертано справа налево полу­кругом над головой орла, а имя Фараде» не идея, как обычно, вслед за словом а начертано внизу, под ногами орла полу­кругом, тоже справа налево. Между (3 от слова (Зоигйешс и Ф от слова Форткой начертава слово О А и две монограммы: одна—постоянна

встречающаяся , вторая—необычная мо­нограмма или, вернее, лигатура (см. табл. I. -5).

 

 


 

 

 

 

 


 

Табл. I. Монеты даря Фардзоя.

1 — коллекция ГМ МИ; г—коллекция Гилл; 3—коллекция Британского музея; 4 — коллекция Кочубея; 5— коллекция ПШ; С— коллекция Вассаля.

(Увеличение приблизительно двухкратное).

 

№ 8. Золотой статор Фардзоя собрания Государственного Эрмитажа (табл. II, I)-,[4] отличается от других как по стилю, так и по палеографии. Диаметр 18 мм, вес 6.93 г.

Лицевая сторона. Голова царя Фардзоя, обращенная вправо, в царском головном уборе, стягивающем волосы, обозначенные неумелой штриховкой. Концы повязки не развеваются, а вытянуты почти прямоли­нейно. Ниже подбородка — кадуцей. Лицо молодое. Вокруг головы очень растянутая и плохо читаемая надпись ВЛ21АКО[2], затем

монограмма , к которой непосредственно

примыкает вторая неразборчивая моно­грамма. Далее идет третья монограмма,

тоже плохо выполненная, .•

Оборотная сторона. Орел с раскрытыми крыльями, обращенный в три четверти вправо, стоит на тамгообразном знаке. Над правым крылом орла начинается надпись ТО[Ю]1РЛФ, причем буквы размещены в об­ратном порядке; дифтонг ои прежние из­датели не видели. Около левого крыла

орла — ФЛ и монограмма [Л] , по II. О.Ву-

рачкову,[5] буква В (от слова ОЛВ), по А. Л. Бе- ртье Делагарду.[6] Наверху и внизу видны остатки ободка пз точек. Шрифт надписи небрежный п грубый, ничего общего с шриф­том предыдущих монот пе имеет.

№ 9. Электровый отатер Фардзоя, при­надлежащий парижскому собранию Француз­ской Академии наук [7] Нес 0.97 г (табл. Н,<3).

Лицевая сторона. Голова царя Фардзоя, обращенная вправо, в царском головном уборе с развевающимися концами; ус слабо намечен, штриховки волос не видно. Перед лицом — кадуцей, надпись круговая ВЛ11АЕ01

ФАР $ ОЮГ.

Оборотная сторона. Орел с раскрытыми крыльями, обращенный вправо, стоит на молнии или тамгообразном знаке. Вегтг

ОЛ АЛ в ободке из точек. Стиль монет»

грубый. Следует отметить, что 'А наппегзв наоборот и у А перекладина прямая, а »

изогнутая. Монограмма [$] и слог АЛ мак

но, ио мнению В. В. Латышева, раеншф;-.- вать как -рыто? амму [8]А)./иао?.

В.  В. Латышев, основываясь на посвягв- тельной надииси Ахиллу Понтарху,1 п* встречается имя архонта Попадона, сызв Алки.ма, считает, что и сам Алким мог быз. первым архонтом.[9]

№ 10. Электровый статер Фардзое3 известный по изданию П. О. Бурачкоь*. одного штемпеля с экземпляром париж­ского собрания. Вес 6.94 г. (табл. II, . Различие состоит лшпь в том, что з* экземпляре Бурачкова от слова па аверсе сохранилась лишь КОС; кроме- того, верхний край монеты поврежден.

№ И. Золотой статер царя Фардзое из коллекции Прокеш-Остена, ранее пах> дившийся в Берлинском Мюнцкабинеге Вес 6.98 г (табл. II, 5).4

Лицевая сторона. Голова царя Фардзое. обращенная вправо, в царском головн.* уборе, с развевающимися концами. Воло;н отмечены штриховкой, ус слабо замете® Перед лицом — кадуцей. Надпись круговая

ВА-1ЛЕ02 ФЛР^ОЮТ (буква Ъ паписана е±-

оборот).

Оборотная сторона. Орел с раскрыты» крыльями, обращенный вправо, стоит на мос- нии или на тамгообразном знаке. Вшг-

слева слог ОЛ, затем монограмма [ф] *

справа, под левом крылом орла, слог МОА.

Этот экземпляр монеты близок к дву* предыдущим, только па реверсе, пен:-» монограммы стоит МОЛ. Имя архонта, на­чинающееся со слога МОЛ, еще не был встреченов надписях Ольвни. В посвятите.-^- ной надписи стратегов упоминается Мои/лг>-

1 1РЕ, I2, № 131; В. В. Л а т ы ш е в, ук. со-, стр. 163, 215.

1    Существуют одновременные медные моп-т» со слогом АЛ. (См.: Г1. О. Бурачков, т*. соч., табл. VII, № 169, стр. 70, № 205).

1   Там же, табл. IX, Л« 209.

2    Прокеш-Осте н. Фарзой, царь ск*- фов. ТЛ1АО, т. III, 1870, стр. 181; О. Б л а у. соч., стр. 415, № 4.

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

Табл. II. Монеты царя Фардзоя и города Амиса.

коллекция Государственного Эрмитажа; г—коллекция парижского собрания; 3—коллекция париж­ского собрании; 4—коллекция Прове; &—коллекция Прокеш-Остена; в — ампсская монета. (Увеличение приблизительно двухкратное).

 

ру<ц Поаы^оч; слог МоиХ мог на монете ради экономив писаться как МоХ.[10]

№ 12. Золотой статер царя Фардзоя, нз бывшей коллекции Ф. И. Прове, ранее принадлежавшей проживавшему в Житомире М. А. Дединцеву, который приобрел ее в Бер- дичеве. Место нахождения статера не из­вестно. Вес 6.93 г (табл. II, 4).[11]

Лицевая сторона. Голова царя Фардзоя, обращенная вправо, в царском головном уборе, с двумя завязками сзади; лицо с усами. Глаза как бы закрыты. Перед лицом — каду- цей. Полукругом идет плохо сохранившаяся надпись ГВА21ЛЕ]02 ФАР/[ОЮГ].

Оборотная сторона. Орел, обращенный в три четверти вправо, с раскрытыми крыль­ями, стоит иа молнии. Кое-где видны следы ободка из точек. Под ногами орла монограмма

затеи слоги ЗД и ОА. Начертание 2

в слове ФАЁ2 такое же, как на парижском экземпляре. Ш может быть расшифровано, по предположению В В. Латышева, как сокра­щение имени Зихростц;  я приурочено к архонту Сократу, сыну Антифонта,3 кото­рый известен по посвятительной надписи Ахиллу Понтарху.* Здесь следует от­метить, что в надписи № 134 Сократ Антифон­тов фигурирует не как первый архонт, а поставлен среди арнауте?. Поэтому мы предлагаем другой вариант расшифровки слога ОД, в сочетании со стоящей впереди

монограммой ^ : тгр<Зто? «р^ь>у Хдесяатро;

№хи)расои, т. е. первый архонт Сосипатр, сын Ншсерата.

Эту расшифровку позволяет сделать оль­вийская надпись со следующим текстом: «При архонтах с Соскпатрои, сыном Ншсе­рата, во главе Анаксимен, сын Посидея, с братьями построил башню Зевсу Полиарху и народу на счастье».6

Сосипатр, сын Ннкерата, и был архон­том, стоящим во главе, т. е. первым архон­том. Длинную формулу лапидарных памят­ников 67Г( йр)г6мтм'/ ?йу ттер! нельзя был» уместить на монете, и поэтому была вырабо­тана краткая формулировка того же пона-^

тия, заключенная в монограмме . |

По стилю монеты, очень грубому, и ш начертанию букв, особенно а в слоге ЕЦ,| этот статер является последним, самши поздним звеном всей серии фардзоевскнц монет конца I в. н. э.

По стилю изображений лицевой и обо­ротной сторон н по начертанию букв мер­ные монеты с монограммой [$] и буква-!

ми ТФШ, повидимому, одновременны этом^ последнему статеру Фардзоя.   I

Кроме вышеописанных двенадцати моняц Фардзоя, в Государственном Эрмитаж имеется еще одна золотая монета {№ 18211), отнесенная А. Н. Зографом к числу подб­лок. Она гораздо меньше размером и толще, чем подлинные монеты Фардзоя.

На лицевой стороне монеты имеетсв изображение царя Фардзоя, бородатого, с кур-1 чавыми волосами, стянутыми диадемой. Паи бюстом, повидимому, палица Геракла. Кру| гом надпись ВА21ДЕЦ2 ФАР20ГО1. И надпись^ и изображение — в ободке из точек. ]

На оборотной стороне орел, евдящищ на дельфине, повернутый влево. Над нн надпись 0АВ1Н. И надпись, и изображение—; в ободке из точек.                   I

Подлинность двух медных монет с нах- писью ВаздХ&ш; Фар;о(оъ также подвергается! сомнению.

Начнем с медной мопеты царя Фардзак коллекции Государственного Историческая музея, изданной у П. О. Бурачкова.1 На лв-] цевой стороне — голова царя Фардз<ж| вправо, в царском головном уборе, из-пщ которого видим вьющиеся волосы; на обо-; ротной стороне — лук и колчан с крышкой.' помещенные горизонтально. Сверху и снизу: изображения имеется надпись [ВА121Л[Е01|] ФАР2[0ЮТ], причем от слова расЛЫс сохрани-’ лось только XIА, а от слова ФарсЫоо, на-1 писанного через 2, — только ФАР2.

П. О. Бурачков делает такое примечание: «Монета эта, принадлежащая пыпе Москов­скому Историческому Музею, была обтя-: нута красноватым золотом, которое мы при-1 няли за окись, и поэтому рельефность еа| пострадала». А. В. Орешников еще в 1901 г.

писал: «Достоверные монеты царя Фарзоя известны мне только в золоте или электроне, в серебре еще не найдены; описанная же покойным Бурачковым в его общем катологе а од № 254, табл. IX, рис. 211, медная монета не может быть с достоверностью отнесена Фарзого, так как на оригинале, с которого ■.делан рисунок, хранящийся в Историче­ском музее в Москве, нет никаких признаков надписи. Слоги 21А. . . ФАРЕ. . . , приводи­мые Бурачковым на рисунке, надобно от­нести к области фантазии покойного нумиз­мата».[12]

А. Л. Бертье-Делагард[13] в поправках к каталогу П. О. Бурачкова пишет: «Лице­вая сторона: неясное изображение головы. Оборотная сторона: колчан, а надписи нет а следа».

А.  Н. Зограф в своей работе «Античные монеты» ничего не говорит об этой монете.

Если этот экземпляр считать подлинным,[14] он мог бы являться самым древним иг мо­нет Фардзоя и примыкать по стилю к более ранним монетам царя Скилура,[15] где мы, так же, как и здесь,' видим на лицевой стороне портретное изображение царя, а на оборот­ной — лук тетивою вверх, в футляре, над ним колос, внизу палица Геракла. Сверху в снизу изображения горизонтальные над­писи ВА2ШШ2 2К1АОТРОТ, причем пишется через И, т. е. так же, как и иа более ранних монетах Фардзоя (табл. I, 2), на бо­лее поздних монетах пишется через О. Эта монета могла бы служить на основании стилистических данных и надписи как бы связывающим звеном между эпохой Скилура п эпохой Фардзоя. Интересно отметить, что монета Скилура тоже медная и тоже обтянута красноватым золотом. В под­линности ее никто до сих пор не сомне­вался.

На второй медной монете мы видим на лицевой стороне бюст женщины в покры­вале, обращенный влево, в кругу из точек (П. О. Бурачков называет ее Деметрой).» На

оборотной стороне — кресло типа курульного и круговая надпись 0[1[ АВА21Л ФАР2 ПА.1

П. О. Бурачков делает следующее приме­чание: «Монета иод № 257 была издана

Н.   Н. Мурзакевичем в Отчете Одесского об­щества истории и древностей за 1862—1863 гг. и приписана им жене боспорского царя Реииталка ... Не берем на себя смелости разрешать вопросы, заданные одинаково знаменитыми нумизматами, считаем уместным предложить со своей стороны вопрос, — не принадлежит ли наша монета той царице Сарматской, которая сообщила свое имя, по словам Диона, крепости Алектор, нахо­дившейся в соседстве с Ольвией?».

  1. А. Бертье-Делагард по поводу этой монеты писал: «Обратная сторона: в надписи приметны лишь две, три буквы. Не Ольвии, а острова Молить»,2

Таким образом, следует признать, что принадлежность этой монеты Фардзою со­мнительна.

В отношении вопросов о делении на груп­пы и о датировке монет Фардзоя наиболее заслуживают внимания мнения В. В. Ла­тышева, А. В. Орешникова и А. Н. Зографа.

  1. В. Латышев 3 делит их на два типа: к первому типу он относит экземпляр Ко­чубея и все остальные известные ему монеты, ко второму типу — только один статер Исто­рического музея, изданный у П. О. Бурач­кова, с изображением на реверсе • лука и колчана с крышкой,4 т. е. тот экземпляр, который отнесен нами к разряду сомнитель­ных.

Что же касается А. В. Орешникова, то он еще в 1901 г. писал:1 «Вопрос, когда жил и царствовал Фарзой, еще не решен окон­чательно, так как никаких литературных данных не найдено, и единственную помощь могут оказать только монеты, т. е. их стиль. В моей статье „О монетах скифских царей с именем города Ольвии[16],• я высказал мне­

 

ние о принадлежности статеров Фарзон к I в. но Р. X. Стиль издаваемого статора (автор имеет в виду статор ^ !<■>, —Н. Р.) говорит за его довольно позднее происхожде­ние, но, с другой стороны, экземпляр, издан­ный X. X. Гилем, по своему изящному, сравнительно с остальными статорами Фар- зоя, стилю и необычно тяжелому для I вока по Р. X. весу — 8.46 г ставят меня в недо­умение: смотря на него, я отнес бывший экземпляр X. X. Гиля, теперь принадлежа­щий собранию в. кн. Александра Михайло­вича, царю Фарзою, жившему лет за сто или около того до Р. X. Разрешить такое противоречие в стиле и весе, я пока пе в со­стоянии».

Позднее А. В. Орешников [17] на основании изображений, надписей и монограмм делит статоры Фардзоя на три группы.

К первой группе он относит статеры, на ли­цевой стороне имеющие только портретное изображение царя в диадеме, на оборотной стороне — орла, имя и титул царя, моно­грамму (2Ц и ОЛ. Первая группа особенно

изящна по выполнению.

Во второй группе перед липом царя, па аверсе, появляется кадуцей или, вернее, именной знак в виде тамги; реверс сходен с оборотом предыдущей группы, но прибав­лено имя архонта в сокращении.

В третьей группе имя и титул царя пере­несены па лицевую сторону, вокруг головы царя, а иа обороте, около орла, — буквы

ОЛ, монограмма И и имя архонта в сокра­щении. Портреты второй и третьей групп исполнены значительно грубее.

А. Н. Зограф [18] делит монеты Фардзоя на две группы. Одна группа [19] отличается не только высоким весом и сравнительным изяществом исполнения, но и тем, что лице­вая сторона с портретом царя не имеет пад- писп, а имя царя помещено на обороте в две строки. На сгатерах другой группы[20] имя царя помещается в круговой надписи и чаще на лицевой стороне, вокруг портрета, оборотная же сторона большей частью со­держит сокращенные имена города и архонте

А.   11. Зограф пазывает свою хронологе- ческую классификацию монет Фардзоя лд «попыткой». Вот его слова: «Из этих анал - гий римских и боспорских приходится пех> дить при попытке точнее установить дат* этих скифских царей, поскольку хроно.~> гическая классификация ольвийских мове- сама нуждается в применении метода ана.~> гий, на основе наблюдений над чеканк е других местностей Причерпоморья».

В труде А. Н. Зографа пе разобран» экземпляры статеров Фардзоя коллекцжж Голикова, Алексеева, Вассаль и Суручав*_ а также статер, изданный Хиллом в 1927 г т. е. целый однотипный раздел этих монет, соответствующий определенному хронолог» чоскому периоду.

Считая хронологическую классификация ольвийских монет не окончательной, А. Н. 3 > граф придавал очень большое значенж- привлечению эпиграфического материала дл» уточнения датировки монет.1 Примыкав к А. В. Орешникову в датировке мове? Фардзоя, он считал, что, помимо фактуре и стиля, доказательством служит их п металл. Он относит монеты Фардзоя ко в: - рой половине 1 в. н. э.2 А. 14. Зограф полг- гает, что «если большинство статеров Фа;- зоя вьшущено вскоре после 80 г., то нервы малочисленная, резко отличающаяся постп.т» группа статеров отделена от них, может быть, двумя, тремя десятками лет и выт- щена в начале его, повидимому, очепь дол­говременного царствования». Таким образа*, нашу первую группу статеров А. Н. Зограв относит к ;10 гг. и. э., а остальные — пос:ж- 80 г. п. а.

Нам кажется наиболее разработанное и правильной классификация А. В. ОрешЕ*- кова.

В нашем представлении золотые стате:^ цари Фардзоя по стилистическим и палео­графическим данным могут быть хроноло­гически классифицированы следующим г- разом.

1       групп а. Экземпляр коллекпж» X. X. Гиля (в нашем перечне № 2). Характер­ные признаки: на лицевой стороне изобра­жение царя без кадуцел, надписи нет на оборотной стороне горизонтальная нач­нись с исключительно красивым шрифт.» букв I в. до н. 9., монограмма |Д[,. Стилисти­ческие и палеографические данные застав­ляют отнести монету к последней четверти I в. до н. э.

II         группа. 1) Экземпляр, изданный Хиллом в 1927 г., с над чеканкой дельфина иа реворсе (в нашем перечне № 3); 2) Экземп­ляр коллекции Кочубея (в пашем перечне Л» 4); 3) Экземпляр коллекции А. Г. Голи­кова (в нашей перечне № 1). 4) Экземпляр коллекции Суручана (в нашем перечне Л6 5). 5) Экземпляр коллекции Вассаль (в пашей перечне № 6). Характерные при­знаки те же, что и в I группе, но на оборотной стороне монеты под левым кры­лом орла, а в экземпляре Кочубея над правым крылом появляется штемпель с дель­фином — символом возрожденной О ль­вов. Начертания букв правильны и строги, но пе парадны, как в экземпляре X. X. Гиля; в слове рясЛеы? О, а не О, Комплекс стилисти­ческих и палеографических признаков да­тирует монеты концом I в. до н. э. и нача­лом I в. н. э.

III          группа. 1) Экземпляр ГИМ (в нашем перечне № 7). 2) Экземпляр Государственного Эрмитажа (в нашем пе­речне № 8). 3) Экземпляр парижского собра­ния (в нашем перечне № 9). 4) Такой же экземпляр из собрания Бурачкова (в нашем перечне № 10). 5) Экземпляр Берлинского Мюнцкабинета (в нашем перечне № 11). Характерные признаки: круговая надпись на лицевой стороне, кадуцей перед лицом даря и начальные слоги архонтов на обо­ротной стороне, после монограммы [Ф] . Сти­листические и палеографические данные за­ставляют отнести статеры к I в. и. э.

IV          группа. Экземпляр коллекции Прове (в пашем перечне № 12). Характер­ные признаки те же, что и в III группе, но стилистические и палеографические дан­ные говорят за принадлежность монеты, по­видимому, второй половине I в. н. э. Это заставляет думать, что данная монета от­носится к посмертному чекану.

Какими образцами мог руководствоваться Фардзой при чеканке первоначальных своих статеров, т. е. статеров нашей I группы?

Мы знаем, что на ольвийском городище наблюдаются скопления находок понтийских монет, особенно времени 111—90 гг. до н. э., а также монет' Амиса и Синопы митридатоа- ского периода.[21]

Именно эти монеты могли служить скиф­ским царям, по папгим наблюдениям, пер- воначальнымн образцами для чеканки.

Возьмем для примера: 1) обол Амиса большого размера с головой Зевса на лице­вой стороие и орлом на молнии на оборотной стороне с надписью АМ1-ОТ (табл. II, б):® 2) монету Амиса 80—70 гг. до н. э., найден­ную при раскопках Боспорской экспедицией в 1933—1937 гг. На лицевой стороне — го­лова Персея, на оборотной стороне — Пегас и надпись АМ1Е01Ч®

Посмотрим также монету Синопы, на ли­цевой стороне имеющую изображение Зовса, на оборотной стороне — орла с раскрытыми крыльями, обращенного вправо, внизу над­пись; 21МШН [22]

Аналогией палеографическим данным I группы монет Фардзоя могут служить также золотые статеры Митридата VI Поп- тийского Евнатора. Здесь[23] мы видим на аверсе молодое лицо царя Митридата Евпатора, обращенное вправо, с вьющимися волосами, стянутыми диадемой с развевающимися кон­цами. Надписи на аверсе пет. На реверсе конь и над дим горизонтально начертано слово ВА21ЛКЙ2. Под изображением коня — имя царя Митридата МШРЛДАТОТ КГПА- ТОГО2, с правой стороны коня — две моно­граммы: В12 и (ФР. Буквы тщательно вы­резаны, с утолщениями на оконечностях.

Во всех вышеприведенных экземплярах на лицевой стороне мы видим мужскую голову (в двух последних монетах — царя), по­вернутую вправо, на оборотной стороне — орла на молнии, а на последних двух монетах — пегаса. Надпись начертана го­ризонтально, так же как и в первой группе монет Фардзоя; шрифт надписи статеров Фардзоя подражает шрифту приведенных выше монет: ровен, изящен, на концах букв утолщения.

Начертания букв золотого статора коллек­ции X. X. Гиля (в пашем перечне № 2) стройны и красивы, сделаны умелой рукой и могут конкурировать с датированными ланидарнымп декретами в честь Дпофанта, а также с одновременным ему декретом в честь Минофила, синонейца.[24]

На тииы монет царя Фардзоя первых двух грунн могли оказать некоторое влияние и римские монеты I в. до н. э.[25]

Археологические раскопки свидетель­ствуют, что жизнь в Ольвии после нашествия гетов возродилась в I в. до н. э. Е. И. Леви, характеризуя результаты раскопок 1951 г., пишет: «На участке# в конце I в. до н. э., на уже затянувшихся землей разрушенных зданиях, на довольно значительном отдале­нии от города, создается производственный район. . .».[26]

Имя скифского царя Фардзоя мы знаем только по монетам. Литературные источ­ники о нем не упоминают. Относительно жизни и царствования Фардзоя мнения ис­следователей разноречивы: А. С. Уваров[27] отпосит время его царствования к 54—31 гг. до н. э.; Ф. Имхоф-Блюмер ь — ко II—1 вв. до н. э.Б. Ход [28] — к I в. до н. э.; Б. Кёне [29] и Прокеш-Остен 8 — к первой половине II в. до н. э., предполагая, что Фардзой, быть может, был отцом Скилура. Г1. О. Бурачков[30] и А. Б. Орешников [31] считают, что монеты Фардзоя относятся к тому периоду, когда Ольвия после разгрома гетами начала поне­многу восстанавливаться и приходить в себя.

В.   В. Латышев [32] датирует статеры Фардзоя последними веками до н. э. Хилл относит изданную им монету ко второй половпз?-

I     в. до н. э. Относительно других статер» ОН говорит, ЧТО ИХ трудно ОТНОСИТЬ К 0ДН01ГТ и тому же царю.1

Чтобы доказать правильность нашей хь- тировки, сделаем краткий экскурс в истории города Ольвии, известную нам, главныэ образом на основании эпиграфических на­ходок и монет. Исторические свидетельств[33] к сожалению, недостаточны.

Нас интересует в данном случае эпох» после гетского нашествия, т. е. время нач*- ная со второй половины I в. до л. э., I г н. э. и начало II в. н. э., т. е. время жпззж царя Фардзоя и бытования его посмертннг монет.

Уже в надписи Никерата Папиева,2 до­тируемой первыми десятилетиями послед­него века до н. э., чувствуется напряжен­ность момента, создаваемая постоянной уг­розой нападения врагов, которых Нике- рату Папиеву удавалось отражать все врет до своей трагической смерти; но в свое* внутреннем устройстве Ольвия продолжал! быть самостоятельной.

Около середипы I в. до н. э. на Ольве! обрушивается нашествие гетов. Город бы2 разрушен, жители покинули его.

Для времени после гетского нашествы основным историческим источником яв­ляется для пас речь Диона Хрисостош. произнесенная им, повидимому, на следуЕ- щий год после его посещения Ольвгт в 83 г. п. э. в родном ого городе Прусе.

Слова Диона Хрисостома, что «екпая пригласили обратно греков, чтобы наладит» в городе жизнь», ясно показывают, чт* после гетского нашествия и опустошени города скифы, поскольку они были сильна в 1 в. до п. э., завладели этими развалинам и пытались наладить в городе жизнь, вс своими силами сделать это не смогли и о:- этому «пригласили обратно греков».

Мы полагаем, что скифский царь Фар~ зой начал чеканить свою монету в самъа ранпий нериод восстановления Ольвии. К» мощь скифского царя в этот нериод указы­вает материал статеров — золото и элекп

Из речи Диона Хрисостома видно, чг; в период его пребывания в Ольвии жителш города ждали нападения со стороны скиф-:*. Следовательно, под протекторатом екпфл в 80-х годах и. э. и позднее Ольвия уже ш

была.[34] Отсюда следует, что царствование Фардзоя нельзя отодвигать позднее 80 г.

в.   э., как совершенно правильно отметил А. у Н. Зограф. Ольвии ские надписи под­тверждают слова Хрисостома: в конце I и в начале II в. в. э. скифы нападали на Ольвию, и ольвиополитам приходилось все время отражать нападения и встречать скифских и сарматских царей с подарками.2

Существует ольвийская надпись в честь боспорского царя Нотиса I, сына Аспурга (45—62 гг. н. э.),[35] в которой ольвиополиты благодарят его га какие-то благодеяния в увенчивают золотым венцом, Провозгла­шая через глашатая, что парод венчает Нотиса, сына Аспурга, великого царя Бос- пора, любящего кесаря и любящего оте­чество, за его расположенно (а^еттк) и благосклонность, и выносят решение по­ставить эту надпись на самом видном месте города. Так как па длись сохранилась плохо вследствие вторичного использования шшты, неизвестно, за что ольвиополиты увенчи­вают Нотиса I; можно лишь предполагать, что за защиту против нападения скифов.

Очевидно, под скифским владычеством, после гетского нашествия, Ольвия могла находиться во второй половине I в. до н. 9. и в течение нескольких десятилетий I в. н. э.

Обзор всех известных монет Фардзоя позволяет сделать следующие выводы.

Фардзой вступил на скифский престол в тяжелый для Ольвии период восстановле­ния города после гетского разгрома, в по­следнее двадцатипятилетие I в. до н. э. Ольвия была разрушена и обезлюдела. Из вышеприведенных слов Длона Хрисостома известно, что для восстановления благо­состояния города были приглашены обратно коренпые ее жители. Повидимому, Фардзой успешно провел в жиапъ этот замысел.

Золотая нонета коллекции X. X. Гиля (Табл. I, 2), выполненная с большим уме* нием и тщательностью, говорит за то, что в Ольвию вернулись опытные мастера и ра­бота на монетном дворе идет уже нормально.

На экземпляре, изданном Хиллом, и эк­земпляре коллекции Кочубея (см. табл. I, 3 я 4), относящихся к этому восстанови­тельному периоду, т. е. к концу I в. до п. э. и началу I в. н. а., на реверсе появляется надчеканка штемпеля с дельфином, искон­ной эмблемой вновь возрождающейся из раз­валин Ольвии.

МонетыФардзояколлекцииГМИИ(табл. I, 1), Суручана, Вассаль (табл. I, б) отно­сятся к расцвету царствования Фардзоя, т. е. к началу I в. н а. Пределы его власти и тор­говой деятельности скифов территориально широки: экземпляр Вассаль (паш № 6) най­ден в Херсонской области, на левой стороне Днепра, экземпляр Суручана найден на реке Пруте. Портретный тип царя и шрифт уста­новилась и служат образцом для провин­циальных мастеров.

На экземпляре ГИМ (табл. I, 5) мы ви­дим впервые две монограммы, соединенпые с именем архопта. На лицевой стороне, перед лицом Фардзоя, теперь изображается кадуцей. На оборотной стороне штемпеля с дельфинами ужо нет. Повидимому, сила скифов начинает ослабевать. Эпиграфиче­ские памятники говорят нам о победе боспор­ского царя Аспурга над скифами.1 Ольвий­ская аадпись, упоминавшаяся выше, заклю­чает благодарность ольвиополитов Нотису

I       за какие-то благодеяния, оказанные им Ольвии, возможно, за какие-то действия, направленные на ограничение власти скифов.

На экземпляре Государственного Эр­митажа (табл. II, 1), выполненном, может быть, мастером какого-нибудь скифского пле­мени, резчик штампа монеты в сочетании с монограммой, вероятно, хотел изобразить еще не расшпфрованоую монограмму преды­дущего статера. Следующий статер Фардзоя, коллекции парижского собрания (табл. II, 3), Берлинского Мюнцкабииета(табл. II,5) и быв­шего собрания Прове — все имеют вслед за мо­нограммой начальные слоги имен первых

архонтов: АА, МОД. Как мы уже отмечали, монета из бывшей коллекции Прове (табл. II, 4) является, может быть, посмертным выпуском статера царя Фардзоя.

Описываемые нами золотые статеры царя Фардзоя говорят о длительном его царство­вании, продолжавшемся 40—60 лет.

Будем вадеяться, что дальнейшие рас­копки, находки новых надписей и монет прольют свет на этот темный период истории Ольвии, а вместе с тем помогут уточлить хро­нологию интересной группы монет Фардзоя.

Во время печатания этой статьи автору стало известно, благодаря любезному ука­занию П. О. Карышковского, которому я приношу благодарность, что в Аукционном каталоге «СоПесИоп В. 1атезоц, I. IV. ЗиНе дез тошшез ^гес^иез апМциез еЬс... Рапе, 1932. стр. 59, №2537, был помещен (с воспроизведевием фотоснимка) золотой статер даря Фардзоя. Как указано в ката­логе, этот статер происходит из бывшего собрания вел. кн. Александра Михайловича (вес статора 8.33 г). Тип статера очев близок к статеру из бывшего собрания X. X. Гиля. Кроме того, в Аукционное каталоге «СаЬа1о^ие дез шоппагез ягесдаез еЬ готатез, сотрозап! 1а соИесЦоп

Н.        А11а1нп... е(с., № XIII. Оепёуе, 192&. стр. 46, № 694, был издан статер царя Фардзоя также из собрания вел. ка. Александра Михайловича. Тнн этого ста­тера близок к статеру, происходящему в* коллекции Вассаль.



Источник: "ОльвияИ НИЖНЕЕ ПОБУЖЬЕ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ" Под редакцией В.  Ф. ГАЙДУКЕВИЧА  ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССРМОСКВА — 1956 — ЛЕНИНГРАД

Сочинения курсовыеСочинения курсовые