Практические работы по информатике
Автор: drug | Категория: Технические науки / Автоматизация | Просмотров: | Комментирии: 0 | 01-01-2013 22:01
Содержание

Практическая работа №1 3
Тема: Ввод информации в компьютер с помощью сканера. Обработка документа в текстовом редакторе. 3
Практическая работа №2 10
Тема: Использование организационных диаграмм в документе MS Word. 10
Практическая работа №3 15
Тема: Использование MS Word как среды программирования. Макросы. 15
Практическая работа №4 20
Тема урока: Использование формульного редактора при решении расчетных задач в среде Microsoft Word 20
Практическая работа №5, 6 25
Тема: Матрицы. Выполнение действий с матрицами в MS Excel. Решение систем линейных уравнений (СЛУ) средствами Excel. 25
Практическая работа №7 28
Решение задач линейного программирования средствами Excel 28
Практическая работа №7 34
Тема: Встроенные функции MS Excel. Применение встроенных логических функций и функций категории «Ссылки и массивы». Решение задач с использованием функций категории «Дата и время». 34
Практическая работа №9 41
Тема: Фильтрация и сортировка данных. Обработка и анализ информации в электронной таблицей. 41
Практическая работа №10 47
Тема: Сводные таблицы. Анализ данных средствами Excel. Создание сводных таблиц. 47
Практические работы с 11-14 51
Тема: Создание базы данных. Создание объектов базы данных. 51


Практическая работа №1
Тема: Ввод информации в компьютер с помощью сканера. Обработка документа в текстовом редакторе.
Цель урока: Умение применять сканеры для перевода информации в электронную форму. Освоить приемы форматирования многостраничного документа, создания колонтитулов, разбиения документа на страницы и разделы. Освоить приемы работы в режиме структуры.
Ход работы:
1. Набрать предложенный текст
2. Внедрить в текст таблицу, рисунок, формулы
3. Задать форматы документа в соответствии СТ НМТ.
4. Разметить заголовки используя стили форматирования.
5. Сформировать колонтитулы.
6. Пронумеровать страницы.
7. Создать оглавление.
8. Выполнить проверочную работу.

Пояснительная записка
Практическое сканирование
Опции программного обеспечения для сканирования становятся сложнее день ото дня. Больше не нужно получать "сырое" изображение, а затем выполнять все "важные" задачи обработки в пакете редактирования изображений. Сегодня типичные программные расширения планшетного сканера и сканера для обработки промежуточного класса диапозитивов позволяют корректировать тональность, балансировать цвет и повышать четкость изображений "на лету", когда ни один пиксель еще не записан на жесткий диск. Опции, ранее присущие только сканерам высокого класса, например, удаление предыдущего растра, пакетное сканирование, а также автоматическое цветоделение, сошли с высот барабанных сканеров (которые долгое время единолично пользовались такими возможностями) и теперь имеются в более скромных настольных сканерах.
Основная идея заключается в том, что в ваших же интересах выполнить как можно больше задач обработки изображения предварительно, до сканирования. Предварительная обработка позволяет вводить только необходимые данные, что приводит к улучшению качества изображения, экономит время в ходе всего технологического процесса и позволяет уделить основное внимание более творческим аспектам работы с изображениями, например, ретушированию, выборочному улучшению качества и размещению в публикации.
Конечно, для успешной предварительной обработки нужно знать в максимально возможной степени специфику вывода изображения.
Получение сканированного изображения высокого качества: краткий обзор
Рассмотрим последовательность существенно важных и вспомогательных этапов, выполняемых при получении сканированного изображения высокого качества. Порядок этапов, которые вам придется выполнить при работе со своим сканером, может измениться в зависимости от уровня сложности сопровождающего программного обеспечения - просто пропустите шаги, которые к вам не относятся. Ниже приведены базовые процедуры для получения качественно отсканированного изображения:
1. Физически подготовьте сканер к использованию.
2. Подготовьте и позиционируйте оригинал(ы) в сканере.
3. Активизируйте программное расширение сканера или соответствующее программное обеспечение.
4. Проверьте предпочтительность установок сканера.
5. Выберите правильный тип оригинала.
6. Выберите режим сканирования.
7. Выберите адресат в зависимости от того, планируется ли просматривать и редактировать изображение на мониторе или вывести его непосредственно на печатающее устройство.
8. Проведите предварительное сканирование оригинала.
9. Кадрируйте или иначе откорректируйте изображение предварительного просмотра.
10. Установите разрешение и размеры.
11. Отрегулируйте наиболее светлые и темные точки, гамму и связанные тональные установки.
12. Откорректируйте сдвиг или прочие дисбалансы цвета.
13. Если используется барабанный сканер, то выполните увеличение четкости предварительно сканированного изображения.
14. Сканируйте изображение.
Если в вашем сканере не предусмотрены все описанные здесь средства предварительной обработки, отсутствующие этапы придется выполнить в пакете редактирования изображений.
Однако, независимо от того, обрабатываете вы изображение до или после сканирования, основные принципы и важные этапы остаются неизменными. В путь, и счастливого сканирования!
Подготовка сканера
Важную роль играет расположение сканера. Если используется настольный сканер (планшетный сканер, сканер для обработки диапозитивов или минибарабанный сканер), разместите его на абсолютно ровной устойчивой поверхности во избежание вибрации, которая может стимулировать артефакты сканирования и даже повредить компоненты сканера. По той же причине избегайте сильно хлопать крышкой сканера.
Имеют значение и другие факторы, относящиеся к окружающей среде. Сохраняйте область вокруг сканера по возможности свободной от пыли, чтобы уродливые крапинки не попали на ваши оригиналы. Электрические помехи - другой фактор, который может привести к повреждению сканера и генерировать сверхъестественные ошибки сканирования. Чтобы избавиться от электрических помех, размещайте сканер далеко из флуоресцентных источников света или галогенных ламп, которые используют понижающий преобразователь. Используйте экранированный ферритовый кабель (некоторые изготовители поставляют их) для соединения сканера с вашим компьютером или SCSI-устройствами и приобретите оборудование для управления электропитанием вашей системы.
Если вы работаете с планшетным сканером или сканером для обработки диапозитивов, перед использованием дайте ему прогреться по крайней мере 30 минут. Источники света в таких сканерах некоторое время после включения увеличивают яркость и цветовую температуру, что приводит к лучшим экспозициям и сканированным изображениям с более широким тоновым диапазоном.
В заключение удостоверьтесь, что сканер был недавно калиброван (если он не имеет автокалибровки). Если используется CMS или если сканер включает собственную установку управления цветом, убедитесь, что профиль для вашего сканера корректировался не позже, чем месяц или два тому назад.
Размещение оригинала
Правильное размещение оригиналов в сканере устраняет необходимость в отнимающем много времени вращении предварительно оцифрованного изображения программным обеспечением и помогает избежать повреждения чувствительных оригиналов. Если используется планшетный сканер, который оцифровывает только отражающие оригиналы, правильно разместите оригинал лицевой стороной вниз, в центре пластины. (У флуоресцентных ламп, используемых в большинстве планшетных сканеров, наблюдается явление, называемое падение яркости - они создают лучшую освещенность близко к центру и меньшую во внешних частях оригинала.) Если слайд или диапозитив будут сканироваться на планшетном сканере, который имеет адаптер для диапозитивов, поместите оригинал лицевой стороной вниз и верхней стороной вниз. Для некоторых сканеров с адаптерами диапозитива требуется, чтобы вы поместили на пластину направляющие, чтобы предотвратить попадание рассеянного света. Следите за тем, чтобы оригинал лежал абсолютно прямо; поворот даже на один-два градуса делает оцифрованное изображение раздражающе неоднородным. Вращение после сканирования всегда связано с некоторыми потерями данных.
В сканерах для обработки пленок и диапозитивов расположение линзы и матрицы ПЗС определяет правильную ориентацию оригиналов. (Типичное размещение - "вверх ногами" и лицевой стороной вниз.) В некоторых специализированных 35-мм слайдовых сканерах пользователь просто опускает слайд в щель. Сканеры, позволяющие обрабатывать несколько типов оригиналов, включают отдельные типы держателей для слайдов, пленочных негативов и диапозитивов большего формата.
Для подготовки оригиналов для барабанных сканеров требуется большее количество времени и работы, чем для других типов сканеров. Поскольку барабан отделен от источника света зазором лишь в несколько миллиметров, оригинал необходимо надежно прикрепить к барабану, чтобы он не оторвался и не привел к ущербу, поскольку барабан вращается с высокой скоростью. Специально для сканеров были разработаны традиционные средства крепления прозрачных оригиналов к барабану - вначале оригинал погружался в раствор, затем равномерно и гладко обертывался вокруг поверхности барабана и в заключение оригинал покрывался прозрачной пленкой. Этот тонкий процесс невозможно использовать для отражающих оригиналов. Сегодня все шире используется лента, а также специальный антидифракционный аэрозоль, позволяющий предотвратить кольцеобразные артефакты сканирования (кольца Ньютона), вызванные воздушными карманами между установленным оригиналом и поверхностью барабана.
Активизация программного обеспечения сканера
После того как установлены все физические компоненты, пора активизировать программное обеспечение сканера, которое обычно является или совместимым с Photoshop расширением, или автономным пакетом программ. В Photoshop и программах редактирования изображений, которые имеют аналогичную архитектуру, доступ к расширению производится путем выбора соответствующей команды из подменю File:Acquire. Высококачественные барабанные и планшетные сканеры поставляются с эффективными пакетами программ для сканирования и редактирования изображений, которые позволяют отказаться от дополнительных программ.
После доступа к программному обеспечению сканера до этапа предварительного сканирования необходимо выполнить несколько шагов, гарантирующих точность предварительного просмотра: откорректировать предпочтительные установки сканера, задать тип оригинала и выбрать режим сканирования.
Выбор типа оригинала
При использовании планшетного сканера с адаптером диапозитивов, сканера для обработки диапозитивов для мультимедиа или барабанного сканера необходимо сообщат какой оригинал вы собираетесь оцифровывать. Варианты обычно включают отражающий, прозрачный или негатив; для сканеров, для обработки диапозитивов может задаваться формат диапозитива. Не пропустите эту установку, в зависимости от типа сканера она можем влиять на яркость источника света, фокус линзы и доступную область отображения.
Выбор режима сканирования
Режим сканирования описывает разрядность битового представления или глубину цвета, используемые при оцифровке изображения. К типичным режимам сканирования относятся растровая или штриховая графика (1-битный черно-белый), полутоновый серый (8-битный) и цветной RGB (24 или большее количество бит). Если вы сканируете в полутоновом режиме, проверьте, получает ли ваш сканер полутоновую информацию изо всех трех каналов RGB или из одного канала. Некоторые сканеры позволяют выбирать используемый метод и даже выбирать канал, который послужит основой для серого полутонового изображения.
Совет: Зеленый канал в изображении системы RGB содержит самый широкий тоновый диапазонi и является наилучшим каналом для формирования полутонового сканированного изображения, в котором важно сохранить максимальное количество деталей. Если оригинал затемнен, в качестве основы для получения полутонового сканированного изображения следует выбрать красный канал, позволяющий записывать самые яркие значения; если оригинал слишком светлый, для полутонового сканированного изображения следует использовать синий канал, который обычно записывает самые темные значения.
Барабанные сканеры обычно предлагают опцию сканирования в системе CMYK. Фактически, проводится сканирование оригинала в режиме RGB и затем немедленное преобразование изображения в систему CMYK с помощью микропрограммного обеспечения сканера. Однако, выбирая режим CMYK для сканирования, сначала необходимо установить желательные опции допечатной подготовки в программном обеспечении сканера, чтобы гарантировать правильность общих ограничений печатной краски, уровня генерации черного, UCR, GCR, UCA и другие установки, связанные с условиями печати. В противном случае цвета в результирующем отпечатанном изображении могут оказаться не такими, каких вы ожидаете.
Задание 1 Алгоритм работы перевода информации в электронную форму
1. Положите сканируемый лист на стекло сканера изображением вниз.

2. Установите необходимые вам параметры сканирования в окне программы Fine Rider.

изображение. При необходимости можно подправить область сканирования и параметры сканирования.
3. Нажав на клавиатуре Ctrl+1,можно открыть окно «Предварительного сканирования».Щелкнув кнопку «Предварительное сканирование», подождите 2-3 минуты пока разогреется лампа сканера и появится
4. Для окончательного сканирования щелкните в окне программы Fine Rider кнопку «Сканировать».
5. По окончании сканирования откроется окно «Просмотр» с отсканированным изображением. Для сохранения щелкните Файл – Сохранить, затем выберите папку, в которую нужно сохранить, введите имя файла и щелкните «ОК».
Задание 2 Формирование текстовых документов в соответствии с СТ НМТ

Пояснительной частью к работе являются стандарты НМТ для оформления текстовых документов на компьютере в папке Documents.
Ход урока:
1. Создать личные папки в сетевой папке группы
2. Скопировать из папки Documents в личные папки документ под именем СТ НМТ
3. Открыть этот файл
4. Выписать в тетрадь основные моменты
• Параметры страницы
• Номер шрифта, тип шрифта, абзацный отступ, выравнивание
• Формат рисунка, таблицы и формул
5. Внедрить в текстовый документ рисунок
6. Научить работать с редактором формул
Домашнее задание: Написать реферат на любую тему (в тексте должны бать рисунки, таблицы и формулы). Формат документа должен быть по СТ НМТ. Принести на диске или распечатку документа

Задание 2 Создание текстовых документов: Формирование оглавления

Пояснение к формированию оглавления и колонтитулов:
Оформите заголовки глав и параграфов в соответствии с установленными стилями. Для этого выделите заголовок, в поле Стиль панели инструментов Форматирование в выпадающем списке выберите Заголовок 1 (для глав) и Заголовок 2 (для параграфов). При необходимости вы можете изменить параметры соответствующего стиля, выполнив команду Формат — Стили и форматирование и выбрав в выпадающем меню команду Изменить

После этого в открывшемся окне «Изменение стиля» вы можете сделать необходимые изменения

Заголовок параграфа не должен располагаться на последних строках страницы. Если после заголовка параграфа на странице умещается менее трех строк, то перед заголовком следует принудительно перейти к следующей странице. Команда меню Вставка  Разрыв……  команда Начать новую страницу.
Вставьте колонтитулы.
Колонтитулы содержат информацию, которая повторяется на каждой странице документа. В простейшем случае, например, верхний колонтитул может содержать название главы, а нижний колонтитул — номер страницы. В более сложных случаях колонтитулы могут содержать логотип фирмы или другую графику, имя автора, дату сохранения или дату печати документа и вообще любую информацию, которая может понадобиться. Обычно верхний колонтитул располагается в верхнем поле, а нижний колонтитул — в нижнем поле.
Кроме этого Word предоставляет возможность устанавливать особые колонтитулы на первой странице документа или раздела. Можно также иметь различные колонтитулы на четных или нечетных страницах (часто это можно увидеть в книгах). Каждый раздел документа может иметь свои собственные колонтитулы.
С колонтитулами можно делать все, что можно делать с обычным текстом. Можно изменить тип шрифта или его размер, вставить рисунок или таблицу, нарисовать картинку, добавить обрамление или заливку. Можно изменять позиции табуляции, устанавливать отступы или межстрочный интервал. Можно использовать любые средства форматирования, чтобы сделать колонтитулы отличающимися от основного текста.
Вставьте верхний колонтитул первой главы. Курсор может находиться на любой странице главы. Выполните команду: меню Вид  Колонтитулы. Текст документа сразу стал бледным, курсор оказался в верхней части страницы, текст в этой области – яркий. Появилась панель инструментов Колонтитулы, она может располагаться в любой области окна процессора.
Контрольные вопросы
1. Какова последовательность разработки текстового документа.
2. Какова последовательность действий при вставке в документ объектов из других приложений.
3. Каковы назначения пунктов главного мен.
4. Вывод нужных панелей инструментов.
5. использование линейки окна редактора.

Практическая работа №2
Тема: Использование организационных диаграмм в документе MS Word.
Цель урока: Изучение совместной работы Ms Word, MS Graph, MS Organization Chat.
Ход работы:
1. Прочитать пояснительную записку.
2. Создать файл «Использование мастера диаграмм».
3. Випольнить задания 1 и 2 по методическому пособию.
4. Ответиь на контрольные вопросы

Разновидности диаграмм
Гистограмма.
Гистограмма показывает изменение данных за определенный период времени и иллюстрирует соотношение отдельных значений данных. Категории располагаются по горизонтали, а значения по вертикали. Таким образом уделяется большее внимание изменениям во времени. Гистограмма с накоплением демонстрирует вклад отдельных элементов в общую сумму. В трехмерной гистограмме сравнение данных производится по двум осям. Показанная на рисунке трехмерная диаграмма позволяет сравнить объемы продаж в Европе за каждый квартал с объемами продаж в двух других регионах.
Линейная диаграмма.
Линейчатая диаграмма отражает соотношение отдельных компонентов. Категории расположены по горизонтали, а значения по вертикали. Таким образом, уделяется большее внимание сопоставлению значений и меньшее - изменениям во времени. Линейчатая диаграмма с накоплением показывает вклад отдельных элементов в общую сумму.
График.
График отражает тенденции изменения данных за равные промежутки времени.
Круговая диаграмма.
Круговая диаграмма показывает как абсолютную величину каждого элемента ряда данных, так и его вклад в общую сумму. На круговой диаграмме может быть представлен только один ряд данных. Такую диаграмму рекомендуется использовать, когда необходимо подчеркнуть какой-либо значительный элемент. Для облегчения работы с маленькими долями диаграммы в основной диаграмме их можно объединить в один элемент, а затем разбить их в отдельную диаграмму рядом с основной.

Точечная диаграмма.
Точечная диаграмма отображает взаимосвязь между числовыми значениями в нескольких рядах и представляет две группы чисел в виде одного ряда точек в координатах xy. Эта диаграмма отображает нечетные интервалы (или кластеры) данных и часто используется для представления данных научного характера. При подготовке данных следует расположить в одной строке или столбце все значения переменной x, а соответствующие значения y - в смежных строках или столбцах.

Областная диаграмма.
Диаграмма с областями подчеркивает величину изменения в течение определенного периода времени, показывая сумму введенных значений. Она также отображает вклад отдельных значений в общую сумму. В данном примере диаграмма с областями показывает увеличение продаж в Бразилии, а также иллюстрирует вклад каждой страны в общий объем продаж.

Кольцевая диаграмма.
Как и круговая диаграмма, кольцевая диаграмма показывает вклад каждого элемента в общую сумму, но в отличие от круговой диаграммы она может содержать несколько рядов данных. Каждое кольцо в кольцевой диаграмме представляет отдельный ряд данных.
Лепестная диаграмма.
В лепестковой диаграмме каждая категория имеет собственную ось координат, исходящую из начала координат. Линиями соединяются все значения из определенной серии. Лепестковая диаграмма позволяет сравнить общие значения из нескольких наборов данных. На этой диаграмме ряд данных, охватывающий наибольшую часть площади (сорт A), представляет сорт с самым высоким содержанием витаминов.
Поверхностная диаграмма.
Поверхностная диаграмма используется для поиска наилучшего сочетания двух наборов данных. Как на топографической карте, области с одним значением выделяются одинаковым узором и цветом. Эта диаграмма показывает зависимость предела прочности на разрыв от времени и температуры.
Пузырьковая диаграмма.
Пузырьковая диаграмма является разновидностью точечной диаграммы. Размер маркера данных указывает значение третьей переменной. При подготовке данных следует расположить в одной строке или столбце все значения переменной x, а соответствующие значения y - в смежных строках или столбцах. В приведенном примере диаграмма показывает, что компания А выпускает наибольшее количество продукции и имеет наибольшую долю на рынке, но ее уровень продаж не является самым высоким.
Биржевая диаграмма.
Биржевая диаграмма часто используется для демонстрации цен на акции. Этот тип диаграммы также может быть использован для научных данных, например, для определения изменения температуры. Для построения этой и других биржевых диаграмм необходимо правильно организовать данные. Биржевая диаграмма для наборов из трех и пяти значений может иметь две оси: одна для столбцов, представляющих интервал колебаний, другая для цен на акции.
Коническая, Цилиндрическая и Пирамидальная диаграмма.
Маркеры данных в виде конуса, цилиндра и пирамиды могут придавать впечатляющий вид объемным гистограммам и объемным линейчатым диаграммам.
Задание 1 Добавление диаграммы к документу Word
При создании диаграммы путем выбора команды "Объект" в меню "Вставка" и последующем выборе типа объекта "Диаграмма Microsoft Graph 97", Microsoft Graph отображает диаграмму, а также таблицу "MS Graph", содержащую связанные с ней данные. Таблица "MS Graph" является образцом, показывающим, куда вводить подписи строк и столбцов и сами данные. После создания диаграммы можно ввести новые данные в таблицу MS Graph, импортировать данные из текстового файла или файла диаграмму Microsoft Excel или скопировать данные из другой программы.
Кроме того, можно создать диаграмму из таблицы Word или вставить в документ Word диаграмму Microsoft Excel.
Вставка листа или диаграммы Microsoft Excel в документ Word
Word предоставляет несколько способов вставки данных Microsoft Excel в документ Word. Например, можно легко скопировать и вставить лист или диаграмму. Или можно вставить лист или диаграмму в виде связанного объекта или внедренного объекта. Основные различия между связыванием и встраиванием заключаются в месте хранения данных и способа обновления данных после помещения их в документ:
 Связанный объект - лист или диаграмма - отображаются в документе, но его информация хранится в исходной книге Microsoft Excel. При редактировании данных в Microsoft Excel, Word может автоматически обновлять лист или диаграмму в документе. Связывание следует применять, когда необходимо включить независимо вводимую информацию, такую как данные, собранные различными отделами, а также когда нужно хранить обновляемую в Word информацию. Ввиду хранения связанных данных в отдельном месте, связывание может также помочь минимизировать размер файла документа Word.
 Внедренный объект - лист или диаграмма - хранит информацию непосредственно в документе Word. Для редактирования внедренного объекта сделайте двойной щелчок на нем, чтобы запустить Microsoft Excel, проделайте необходимые изменения, а затем вернитесь в Word. Можно внедрить существующий или новый пустой лист или диаграмму. Ввиду хранения информации в документе Word, внедрение следует применять, когда требуется распространение оперативной версии документа лицам, которые не будут иметь доступа к отдельно сделанным листам и диаграммам.
Создание диаграммы
Для добавления диаграммы в Microsoft Word выберите команду "Объект" в меню "Вставка", а затем - вкладку "Создание". Далее, в появившемся окне нужно выбрать пункт "Диаграмма Microsoft Graph" из списка "Тип объекта".
Для размещения объекта в графическом слое, где его можно позиционировать с помощью команд меню "Действия" на панели инструментов Рисование, установите флажок "Поверх текста". А для размещения диаграммы в текущем абзаце как обычного текстового символа нужно снять флажок "Поверх текста".
После нажатия кнопки "ОК" в документ будет вставлена диаграмма.
Для замены образца данных щелкните ячейку в таблице, а затем введите необходимые данные.
Создание диаграммы из таблицы Word
Для создания диаграммы из таблицы Word необходимо:
 Для начала создайте таблицу Word, содержащую в верхнем ряду и в левом столбце подписи, а в остальных ячейках - числа.
 Далее щелкните таблицу, а затем выберите команду "Выделить таблицу" в пункте меню "Таблица".
 В Microsoft Word выберите команду "Объект" в пункте меню "Вставка", а затем, в появившемся окне - вкладку "Создание".
 Выберите Диаграмма Microsoft Graph 97 из списка "Тип объекта".
 Пошаговое выполнение операций мастера диаграмм получается график.
Задание 1
Отчетная ведомость по реализации продукции за 1 полугодие отчетного года
№ п/п Наименование товара Колич. реализуемого товара в шт. по месяцам
1 2 3 4 5 6
1 Электрочайник «Тефаль» 50000 45000 20000 10000 5000 300
2 Электроутюг «Тефаль» 100 2000 15000 25000 31000 45000

На основе приведенной таблицы проанализировать динамику изменения объема продаж продукции фирмы. (График и гистограмма)
Задание 2
Создать оргдиаграмму по образцу
Запустите программу MS Organization Chat нажав на кнопку на панели инструментов Рисование


Контрольные вопросы
1. Какова последовательность действий при формировании таблиц.
2. Каковы основные стандарты СТ-НМТ 2007 для табличной информации.
3. Основные приемы работы при форматировании данных таблицы.
4. Какова последовательность действий при последовательность действий при построении диаграмм по данным табличной информации, обеспечение наглядности.
5. Каковы основные приёмы работы при формировании оргдиаграммы

Практическая работа №3
Тема: Использование MS Word как среды программирования. Макросы.
Цель урока: Уметь составлять макросы в, редактировать созданные макросы.
Ход урока:
1. Создать первый макрос, автоматизирующий форматирование фрагмента документа по стандартам.
2. Внести изменения в макрос для изменения номера и типа шрифта
3. Создать второй макрос выводящий в документ табличную информацию.
Пояснительная записка:
Cоставным элементом многих приложений Windows является среда программирования, по¬зволяющая пользователю записывать и исполнять самостоя¬тельные программы-макросы. Такая программа составляется на языке VBA (Visual Basic for Application) или на его подмно¬жестве, хранится в одном из документов данного приложения и выполняется в режиме интерпретации.
Чаще всего макрос используется для автоматизации какой-то часто выполняемой последовательности операций (напри¬мер, по оформлению документа), однако никто не мешает вам, если вы знаете язык, подготовить полноценную программу — с вычислениями, циклами, переходами, созданием окон и т. п.
В Microsoft Word 7.0 в качестве языка макросов использует¬ся подмножество VBA — WordBasic. Макрос снабжается име¬нем, а его исходный текст помещается в один из шаблонов Word: в документ с расширением .DOT (чаще всего — в NOR¬MAL. DOT).
Создание макроса. Для создания макроса используются два способа, которые мы условно назовем визуальным (по аналогии с визуальным программированием) и ручным.
Для визуального создания макроса необходимо воспроизвес¬ти его алгоритм средствами приложения, т. е. выполнить ту це¬почку операций, которую вы хотите зафиксировать в качестве программы. На основании ваших действий Word автоматичес-ки создаст исходный текст макроса и запишет его в указан¬ный вами шаблон.
Для ручного создания макроса необходимо знать WordBasic. В этом случае макрос создается точно так же, как и любая дру¬гая программа, — средствами текстового редактора в окне мак¬роса (см. ниже).
Выполнение макроса. В общем случае для выполнения мак¬роса надо выбрать команду [Сервис-Макрос...], затем в ее диа¬логовом окне (рис.1) указать имя макроса и нажать кноп¬ку Выполнить. Однако для часто используемых макросов го¬раздо удобнее назначить макросу кнопку панели инструментов, сочетание клавиш или команду меню.
Просмотр и редактирование макроса. Чтобы увидеть исход¬ный текст макроса и при необходимости отредактировать его, надо выбрать команду [Сервис-Макрос...], в ее окне диалога (рис. 10.36) указать имя макроса и нажать кнопку Изменить. На экране появится окно редактирования с текстом выбранного макроса (рис. 6). В этом окне вы работаете точно так же, как и в окне любого текстового редактора.
Визуальное создание макроса
Принципы визуального создания макросов мы рассмотрим на простейшей задаче: вставить в текст, набираемый шрифтом TimesNR кегля 10 букву «о» с ударением (6) — из шрифта Foot-light МТ Light кегля 11. Из Таблицы символов можно узнать, что буква 6 в этом шрифте имеет код 243.
Примечание. Эта задача имеет иллюстративный характер: на ее примере легче понять исходный текст макроса, даже не зная программирования. На практике операции такого рода проще выполнять с помощью функции «Автотекст».
Процесс визуального создания макроса состоит из двух эта¬пов: подготовка к созданию (шаги 1-4) и выполнение програм¬мируемых операций (шаг 5).
1. Дважды щелкните на поле ЗАП в строке состояния. На экра¬не появится диалоговое окно (рис. 1).

Рис. 1. Ввод данных о макросе
В поле Имя макроса: необходимо указать произвольное имя создаваемого макроса (например, Ударение); в поле Описа¬ние:, если хотите, наберите краткое описание этого макроса.
Примечание. Если макросу будет назначена кнопка панели ин¬струментов, имя макроса будет появляться в «желтой подсказке», а описание (не более 100 символов) — в строке состояния.
В списке Макрос доступен для: находятся имя шаблона, на основе которого создается ваш документ, и имена всех присо¬единенных шаблонов. Создаваемый макрос будет помещен в шаблон, имя которого находится в заголовке раскрывающегося списка Макрос доступен для:. Чаще всего список содержит единственное имя — NORMAL.DOT (Обычный.dot). 2. Если в дальнейшем вы собираетесь запускать макрос на выполнение общим способом — из диалогового окна (рис. 7), нажмите ОК и переходите к шагу 5 («ре¬петиции» макроса). Мы же рассмотрим более интересную операцию: назначение нашему макросу кнопки панели ин¬струментов, команды горизонтального меню или сочетания клавиш быстрого вызова. Нажмите в окне рис. 1 соот¬ветствующую кнопку. В любом из трех случаев раскроется окно (рис. 2):

Рис. 2. Диалоговое окно
Рассмотрим наиболее распространенный случай — назначе¬ние макросу кнопки панели инструментов. В этом случае в окне активной будет вкладка Панели инструментов. 3. Укажите мышью на имя макроса (на рисунке — Ударение), нажмите левую кнопку и «перетащите» имя на пустое место в окне документа или на какую-нибудь существующую па¬нель инструментов. Имя «превратится» в пустую кнопку, окаймленную пунктиром, а на экране автоматически возник¬нет окно (рис. 3).

Рис. 3. Выбор кнопки для макроса
У вас три варианта: (1) назначить макросу одну из предло¬женных кнопок (щелкните на выбранной вам кнопке и нажми¬те Назначить); (2) назначить макросу кнопку не с картинкой, а с надписью (наберите надпись в поле Имя кнопки: и дважды щелкните на кнопке Текст); (3) нарисовать собственный значок (нажмите кнопку Изменить...).
4. В случае (3) на экране появится миниатюрный (рис. 4). Нарисуйте произвольную картинку (выбирая цвета из табло Цвета) и нажмите ОК. Затем за¬кройте окно рис. 2.
Подготовка к исполнению «алгоритма» макроса завершена.

Рис. 4 Диалоговое окно
Примечание. Все создаваемые пользователем панели инстру¬ментов снабжаются порядковыми номерами (Панель 1, Па¬нель 2 и т. д.) и включаются в обычный список панелей (рис. 9.7). Их можно включать, отключать, удалять, изменять, как и встроенные панели.

5. Word переходит в режим записи макроса. На экране появ¬ляется небольшая панель с двумя кнопками (рис. 10.34). Вам необходимо выполнить запланированную цепочку опе¬раций и нажать кнопку «Остановить запись». Если вы хо¬тите не записывать часть операций, нажмите кнопку «Пауза», выполните эти операции, а затем вновь нажмите «Пауза» (такая же кнопка-переключатель есть на всех маг¬нитофонах и видеомагнитофонах).
Вот алгоритм нашего макроса:
? в раскрывающемся списке шрифтов на панели инструментов «Форматирование» (рис. 9.5) выберите шрифт Footlight МТ Light;
? в списке размеров на той же панели выберите 11.
? нажмите {Alt} и не отпуская ее, наберите на правой клавиатуре ({NumLock} должен быть включен) код символа «6»: 0243;
? восстановите шрифт TimesET и кегль 10;
? нажмите кнопку «Остановить запись».
Макрос готов. Чтобы увидеть его текст, выберите команду [Сер¬вис-Макрос...] (рис. 10.36), выделите имя макроса и нажмите кнопку Изменить. На экране появится окно макроса (рис. 10.35).

Рис. 5. Кнопки управления записью макроса

Рис. 6. Текст макроса в окне макроса
Обратите внимание, как все ваши действия «закодированы» в тексте макроса: установка шрифтов и размеров и ввод символа (в шрифте Courier New Cyr наш символ воспроизводится как «у»).
Команда [Сервис-Макрос...]
Если вы назначили макросу кнопку панели инструментов (как рассказано в нашем примере), выполнить его можно про¬стым щелчком на этой кнопке.
В общем же случае для обслуживания макросов использует¬ся универсальная команда [Сервис-Макрос...]
В этом окне собраны все средства управления макросами, о которых мы рассказывали в п. 10.11.
Записать... Эта кнопка эквивалентна полю ЗАП в строке со¬стояния. После ее нажатия появляется окно рис. 10.30.
Выполнить. Выполняется макрос, выделенный в списке слева (поле Имя:). Таким способом можно выполнить любой макрос.
Изменить. Вызывается окно редактирования выделенного макроса (рис. 7).
Удалить. Выделенный макрос удаляется.
Организатор... Появляется диалоговое окно, с помощью ко¬торого можно удалить, переименовать макрос, скопировать его из одного шаблона в другой.
Задание

Рис. 7. Диалоговое окно
Пользуясь командами [Файл-Параметры страницы...] и [Вставка-Номера страниц...] создайте макрос, который авто¬матически форматирует страницу документа (задает поля, начальный номер страницы и расположение номеров стра¬ниц).
Задание на закрепление:
Создать макрос, изменяющий размер и начертание выделенного текста. Назначить созданному макросу комбинацию клавиш.
Методические указания.
В данной работе необходимо найти словосочетания (слова), являющиеся специальными терминами, например, командами меню MS Word. Для данных словосочетаний нужно установить шрифт Arial. Поскольку шрифт Arial 14 пт несколько больше Times New Roman 14 пт, необходимо установить размер шрифта 12 пт. Таким образом, надо выделить каждое словосочетание и установить тип шрифта и его размер. Для выполнения этой последовательности действий можно написать макрос, назначить для него комбинацию клавиш и использовать ее в случае необходимости.
Выделите первое словосочетание (слово) в тексте.
Запишите макрос:
Сервис|Макрос|Начать запись;
в диалоговом окне Запись макроса укажите: в поле Имя макроса: Замена1, в поле Назначить макрос: Клавишам;
в диалоговом окне Настройка, в поле Новое сочетание клавиш, укажите, например, комбинацию: ALT+Т;
если текущее назначение введенной комбинации отсутствует, нажмите кнопку Назначить, в противном случае, введите другую комбинацию клавиш;
нажмите кнопку Закрыть;
выполните команды макроса: установите тип шрифта - Arial, размер - 12 пт;
на дополнительной панели Остановить запись нажмите кнопку Остановить запись.
Задание 3.
Используя созданный макрос, изменить оставшиеся словосочетания.
Методические указания.
Произведите изменения оставшихся словосочетаний в следующей последовательности:
выделите словосочетание;
нажмите комбинацию ALT+Т.
Сохраните созданный документ: Файл|Сохранить.
Контрольные вопросы.
1. Что такое макрос?
2. Как создать новый макрос?
3. Какие способы активизации макроса вы знаете?

Практическая работа №4
Тема урока: Использование формульного редактора при решении расчетных задач в среде Microsoft Word
Цель урока: Изучение информационной технологии создания документов, содержащих формулы.
Ход работы:
Запустите программу Microsoft Word.
1. С помощью команд Вид/Колонтитулы создайте верхний ко¬лонтитул следующего содержания: «Формулы для финансово-экономических расчетов» (шрифт 12, Times New Roman Cyr, полужирный, курсив).
2. Загрузите редактор формул командами Вставка/Объект/ Microsoft Equation.
На экран выводится панель Equation Editor (Редактор формул) (рис. 1).
Краткая справка. На верхней панели (математических сим¬волов) расположены кнопки для вставки в формулу более 150 математических символов, большая часть которых недоступна в стандартном шрифте Symbol. Для вставки символов в формулу нажмите кнопку в верхнем ряду панели инструментов, а затем выберите определенный символ из палитры, появляющейся над кнопкой.
На нижней панели (шаблонов) расположены кнопки, предназначенные для вставки шаблонов или структур, включающих символы типа дробей, радикалов, сумм, интегралов, произведений, матриц и различных скобок или соответствующих пар символов типа круглых и квадратных скобок. Во многих шаблонах содержатся специальные места, в которые можно вводить текст и вставлять символы. В редакторе формул содержится около 120 шаблонов сгруппированных в палитры. Шаблоны можно вкладывать один в другой для построения многоступенчатых формул.

Рис. 1. Панель Equation Editor

Назначение нижних и верхних кнопок панели «Редактора формул»
(согласно нумерации кнопок панели на рис. 1)
1 — вставка символов отношений;
2 — вставка пробелов и многоточий;
3 — надсимвольные элементы, позволяющие добавлять к мате¬матическим переменным примы, крышки, черту или точку;
4 — вставка операторов;
5 — вставка стрелок;
6 — вставка логических символов;
7 — вставка символов теории множеств;
8 — вставка разных символов (символы дифференциального ис¬числения, символы градуса, угла, перпендикуляра и др.);
9 — вставка строчных букв греческого алфавита;
10 — вставка прописных букв греческого алфавита;
11 — вставка шаблонов разделителей:

12 — вставка шаблонов дробей и радикалов:

13 — создание верхних и нижних индексов:

14 — создание сумм:

15 — вставка интегралов:

16 — создание математических выражений с чертой сверху и снизу:

17 — создание стрелок с текстом:


18 — вставка произведений и шаблонов теории множеств;
19 — вставка шаблонов матриц. Шаблоны этой палитры позво-" "ют создавать векторные столбцы, определители, матрицы и дру-"::е макеты типа таблиц:
Функция Производная
хп Пхn-1
lgx х-1
ех ех
4. Создайте последовательно все формулы, приведенные в п. 3
Практической работы.
5. Создайте формулу следующего вида:
пользуясь кнопками:
• кнопка 13, положение 12 (для ввода левой части формулы);
• знак «равно» и символ «х» ввести с клавиатуры;
• кнопка 14, положение 5 (знак суммы);
• кнопка 13, положение 2 (ввод нижних индексов);
• ввести символ «*» с клавиатуры (или кнопка 4, положение 5);
• кнопка 13, положение 2 (ввод нижних индексов).
6. Создайте формулу для вычисления суммы платежей:

7. Вставьте первую созданную формулу в колонтитул путем копирования формулы.
3. Сохраните созданный файл в папке группы.

Дополнительные задания

Задание 1. Используя, Мастер формул, набрать формулы по образцам:


Задание 2. Набрать формулы по образцу, используя символы (Вставка/Символ) (рис. 2) и преобразователи в верхний/нижний индексы.
Краткая справка. Для настройки панели инструментов ввода верхних и нижних индексов (х2 и х2) необходимо вызвать команду Сервис/Настройка/Команды/Формат. Преобразователи в

Рис. 2. Вставка символа суммы
верхний/нижний индексы, представленные иконками х2 и х2, пе-эггащите левой кнопкой мыши на панель инструментов Word, после " :■ закройте меню Настройка.

Образец задания

Задание 5.3. Набрать текст и формулы по образцу. Образец задания
Коэффициент корреляции Пирсона используется как мера лилейной зависимости между множеством зависимых переменных у ж множеством независимых переменных х. Значение коэффициента . включено в пределах от -1 до +1 и определяется по следующей формуле:

Задание 5.4. Набрать текст и формулы по образцу.

Образец задания

Пример 1. В прямоугольном ▲ ABC известны длина гипотенузы : AB равная числу 12,5, и косинус угла ABC, равный числу 44/125. Найти величины синуса угла CAB и площадь треугольника. Дано: с = 12,5 и cos В = 44/125. Найти sin А и S.
Решение: имеем sin а = а/с = cos В = 44/125 = 0,325;
Ответ: 0,325; 25,74.

Пример 2. В условиях предыдущей задачи найти периметр треугольника и радиус вписанной в него окружности. Решение: имеем b = с * sinВ = 12,5 * 0,936 = 11,7; 2р = а + b + с = 4,4 + 11,7 + 12,5 = 28,6; p= 14,3; S = р * г; r=S/p = 22,74/14,3 =1,8.
Ответ: 28,6; 1,8.

Пример 3. В треугольнике даны длины трех сторон, равные 41, 84, 85. Вычислить радиус вписанной и удвоенный радиус описан¬ной окружностей.
Дано: а = 41, b = 84, с = 85. Найти г и R.
Решение: радиусы г и R легко выражаются через площадь S треугольника. Кроме того, площадь можно найти по формуле Герона:

имеем р(а + Ь + с)/2 = (41 + 84 + 85)/2 =105; тогда

r = S/p =1680/105 = 16, 2R = a*b*c/2S = 41*84*85/2* 1680 = 87,125.
Ответ: 16; 87,125.
Задание 5.5. Набрать текст и формулы по образцу.

Образец задания

Точки Хх = -1, Х2 = 5/4, Х3 = 2 делят числовую ось на четыре про¬межутка.
Найдем знаки произведения на каждом интервале и отметим их на схеме. Решением неравенства (АХ- 5)(Х- 2)(Х+ 1) > 0 является объединение двух промежутков [-1; 5/4] и [2; ©о].
Решением неравенства является объединение промежутков [-1; 5/4] и [2; 3]. Серединами этих промежутков являются числа 0,125 и 2,5.
Ответ: 0,125; 2,5.
Пример.
(2Х+ 1): (X2- Y2+ 1) > 2ДХ-2),
где 7=(-Х)1/2.
Решение: Область допустимых значений (ОДЗ)


При Хе Е неравенство примет вид

Квадратный трехчлен Х2+ Х+ 1 положителен при всех X, так как его дискриминант отрицателен и коэффициент при Х2+ Х+ 1) > 0, получим равносильное неравенство.


Практическая работа №5, 6
Тема: Матрицы. Выполнение действий с матрицами в MS Excel. Решение систем линейных уравнений (СЛУ) средствами Excel.

Пояснительная записка
Простейшие операции, которые можно проделывать с мат¬рицами: сложение (вычитание), умножение на число, перемно¬жение, транспонирование, вычисление обратной матрицы.
Сложение матриц и умножение матрицы на число. Сло¬жить матрицы M u N, где
Решение. Введем матрицы М и N в блоки А1 :С2 и Е1 :G2. В блок А4:С5 введем табличную формулу {= А1:С2 + E1:G2}. Обратите внимание, что выделен блок, имеющий те же размеры, что и исходные матрицы.
Примечание : Табличная формула вводится одновременным нажатием клавиш Ctl+Shift+Enter
Что произойдет, если перед вводом формулы выделить блок A4:D6? В "лишних" ячейках появится #Н/Д, т.е. "НеДоступно". А если выделить А4:В5? Будет выведена только часть матрицы, без каких-либо сообщений. Проверьте.
Использование имен делает процедуру ввода табличной формулы намного проще. Дайте диапазонам А1:С2 и E1:G2 имена М и N. В блок E4:G5 введите табличную формулу {= М + N }. Результат, естественно, тот же.
Теперь вычислим линейную комбинацию матриц 2М - N. В блок А7:С8 введем табличную формулу {= 2*М — N }.
Осмысленные результаты (не имеющие ничего общего с матричной алгеброй) получаются при сложе¬нии матриц разных размеров. Придумайте примеры и попытай¬тесь выявить правила, по которым Excel выполняет такое сло¬жение.
Рассмотренные примеры и упражнения подводят нас к мыс¬ли, что обычная операция умножения применительно к блокам не вполне эквивалентна перемножению матриц. И действитель¬но, для матричных операций в Excel предусмотрены функции, входящие в категорию "Математические". Перечислим эти функции:
МОПРЕД — вычисление определителя матрицы; МОБР — вычисление обратной матрицы; МУМНОЖ — перемножение матриц; ТРАНСП — транспонирование Первая из этих функций возвращает число поэтому вводит¬ся как обычная формула. Остальные функции возвращают блок ячеек, поэтому они должны вводиться как табличные формулы.

Ход урока
Задание 1.
1 способ
Нахождение определителя матрицы (функция МОПРЕД). Задать матрицу А, т.е ввести числовые коэффициенты в виде прямоугольного блока в соответствии с рисунком. Для нахождения определителя ввести формулу =МОПРЕД(А1:С3) в ячейку А5
Появиться число, которое является определителем матрицы
2способ: мастером функции вызвать функцию Мопред

нажать кнопку и выделить матрицу

нажать затем ОК
Задание 2.

Для нахождения обратной матрицы ( функция МОБР) выделите область для вывода результата тех же размеров, что и матрица А , т.е блок ячеек А7:С9. Введите формулу =МОБР(А1:С3) и нажмите одновременно 3 клавиши Shift+Ctrl+ Enter.
2 способ вычисления обратной матрицы выполнить самостоятельно, но для ввода функции после выделения матрицы в строке окна МОБР
Рис.1 Обращение матрицы

не следует нажимать кнопку ОК, а нажмите одновременно 3 клавиши Shift+Ctrl+ Enter.

Примечание:
1. Нельзя изменять часть массива. Если ошибка в формуле, то необходимо выделить всю матрицу, нажать клавишу редактирования и сделать исправления. Затем нажать комбинацию 3-х клавиш.

2. Если результат получился только в одной ячейке, а не в блоке ячеек, то это означает, что неправильно были нажаты 3 клавиши. Необходимо выделить блок и правильно нажать комбинацию 3-х клавиш.
Задание 3.
Уумножение матриц (функция МУМНОЖ)
Перед умножением матриц, необходимо выделить область для размещения результата. При этом учесть, что произведение матрицы на матрицу есть матрица тех же размеров, произведение матрицы на столбец есть столбец.
Функция перемножения матриц
=МУМНОЖ(область матрицы А;область матрицы В)
Перемножить матрицы только через вставку функции и также для ввода функции МУМНОЖ следует нажать одновременно Shift+Ctrl+ Enter.
Задание 4.
Самостоятельно (с помощью вставки функций) рассмотрите функцию ТРАНСП – транспонирование матриц и найдите АТ
(в транспонированной матрице строки данной матрицы являются столбцами и наооборот)
Задание 5.
Пронаблюдайте за изменением всех результатов при изменении числовых значений в матрице А и в матрице В.
Задание 6.
Перейдите на лист 2. Задайте следующие матрицы:
Найдите K=A-1*D+B*C. Обратите матрицу К.
Указание к выполнению задания 6
Сумма матриц: Выделить область результата и в ручную набрать формулу для вычисления суммы матриц (=выделить одну матрицу+выделить вторую матрицу и одновременно Shift+Ctrl+ Enter)
Рис 3 Пример сложения (вычитание) матриц

Задания на закрепление

1) Решить систему уравнений 2 способами: по формулам Крамера и матричным способом

2х - 4у +3z =1
3x - y +5z =2
x - 2y + 4z = 3

2) Просмотрите решенные задачи по данной теме в тетради и попробуйте решить их с помощью Excel. Выполнить определение корней уравнения методом Крамера и проверку корней системы с помощью автоматизации вычислений.

3)
5 2 -3 -1 2 7 1 -5 7 1
А= 0 1 4 В= 3 1 2 С = 9 D= 6 3 -4
7 5 1 8 3 5 4 2 1 0

Вычислить : (А 3*ВТ+D)-1*C и CT*(D5-BT)

Зачетная работа
1. Решить систему матричным способом и методом Крамара

2х - у + 3z + t = 0
3x – 4y +2z + t = 1
x + 2y + 3z – 2t = -8
2x + 3y – 2z – 3t = 2
2. Вычислить определитель матрицы АТ +(АВ)-1*С , если даны произвольные матрицы А, В размерностью 4х4, матрица С является вектор-столбцом (Определители матриц А и В не должны равняться 0)

Практическая работа №7

Решение задач линейного программирования средствами Excel
Цель работы: Научить решать задачи линейного программирования с использование различных программных приложений
Пояснительная записка
Excel имеет надстройку "Поиск решения", которая по¬зволяет решать задачи отыскания наибольших и наименьших значений, а также решать уравнения.
Сначала убедитесь, что Excel использует надстройку "Поиск решения". В меню "Сервис" найдите пункт "Поиск ре¬шения". Если он есть — все в порядке. Если его нет, нужно ус-тановить эту надстройку. Для этого выберите в меню пункт "Сервис/ Надстройки". В диалоговом окне найдите в списке надстроек "Поиск решения" и установите слева от него флажок. (Посмотрите заодно, все ли установленные надстройки Вам нужны, и снимите флажки у лишних). Загрузится Решатель. В дальнейшем при запуске Excel Решатель будет загружаться ав¬томатически, пока Вы не снимите флажок в окне "Надстройки".
Ход урока:
Решение оптимизационной задачи
В данной работе рассмотрим, как с помощью средства поиска решений решаются линейные оптимизационные задачи на конкретном примере.
Рассмотрим следующую задачу:
Максимизировать линейную функцию L= 3000 Х2+ 2000 Х1
при следующих ограничениях:
Х2 + 2Х1 0, то большая часть данных имеет значения, превышающие среднее ; если А0, то максимум экспериментального распределения выше нормального; если Е10.
• Сохраните запрос с именем Монархия.
• Щелкните по кнопке для представления запроса.
• Закройте запрос.
Задание 10. Подготовьте отчет «Страны Азии» для печати.
Порядок работы:
• Создайте запрос с именем Страны Азии, где выберите только страны регионов: Юго-Западная Азия или Южная Азия или Юго-Восточная Азия или Центральная и Восточная Азия (соединение знаком Or).
• Откройте закладку Отчеты, если находитесь в другом окне.
• Щелкните по кнопке Создать.
• В появившемся окне Новый отчет выберите Ав¬тоотчет: в столбец, а в качестве источника данных - запрос Страны Азии.
• Щелкните по кнопке ОК. Появится страница просмотра отче¬та.
• Сохраните отчет с именем Страны Азии. Закройте отчет.
Сочинения курсовыеСочинения курсовые