Неисправности генераторов переменного тока
Автор: drug | Категория: Технические науки / Электроэнергетика | Просмотров: | Комментирии: 0 | 03-08-2013 23:51

Неисправности генераторов переменного тока

 

В генераторах могут возникать следующие основные неисправности: плохой контакт между щетками к контактными кольцами ротора, обрыв обмотан возбуждения, замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора, межвитковое замыкание о катушке обмотки возбуждения, обрыв в цепи фазовой обмотки статора, межвитковое замыкание в катушках обмотки статора, замыкание обмотки статора на корпус, замыкание зажима «плюс» на корпус, пробой диодов выпрямительного блока, механические неисправности.

Рассмотрим причины, характерные признаки, определение и устранение неисправностей.

  1. Плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора возникает при загрязнении и замасливании контактных колеи, большом износе щеток, уменьшении давления пружин на щетки и зависании щеток в щеткодержателях. При таких дефектах повышается сопротивление в цепи возбуждения (или даже прерывается цепь возбуждения), что вызывает снижение силы тока возбуждения, уменьшается мощность генератора. Для устранения неисправности снимают щеткодержатель и проверяют его состояние. При необходимости протирают щеткодержатель и щетки тряпкой, смоченной бензином. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях. При износе щеток до высоты 8 мм их заменяют с последующей проверкой давления пружины на каждую щетку по отдельности.

Загрязненные контактные кольца ротора протирают тряпкой, смоченной бензином. Окисленную рабочую поверхность колец зачищают стеклянной шкуркой.

  1. Обрыв обмотки возбуждения чаше всего происходит в местах пайки концов обмотки к контактным кольцам.

При обрыве обмотки возбуждения в обмотке статора индуктируется ЭДС не более 5 В, обусловленная остаточным магнетизмом стали ротора. При такой неисправности аккумуляторная батарея не будет заряжаться. Для определения обрыва необходимо отъединить конец обмотки возбуждения от щетки, а затем к этому концу и к зажиму III генератора присоединить через лампу или вольтметр провода от аккумуляторной батареи.

В случае обрыва обмотки лампа загораться не будет, а стрелка вольтметра не отклонится. Для нахождения катушки с обрывом обмотки провода от зажимов батареи подключают к концам каждой катушки. После этого тщательно проверяют место пайки соединений и выводные концы катушек обмотки возбуждения. Обнаруженное место обрыва устраняют бескислотной пайкой, пользуясь мягкими припоями. Когда обрыв произошел внутри катушки, ее заменяют или перематывают.

  1. Межвитковое замыкание в катушках обмотки возбуждения возникает вследствие разрушения изоляции провода обмотки при перегреве или механическом повреждении, что вызывает увеличение тока возбуждения н повышение температуры обмотки.

При работе генератора с контактными реле-регуляторами (РР127 и РР380) ток возбуждения генератора замыкается через контакты регулятора. Вследствие этого при снижении сопротивления обмотки возбуждения через контакты регулятора проходит ток больше допустимого, и поэтому между контактами возникает сильное искрение, что ускоряет окисление и эрозию их рабочей поверхности.

В реле-регуляторах РР350 и РР356 при этих условиях происходи? перегрев выходного транзистора, что может привести к его пробою.

Для определения виткового замыкания в катушках измеряют омметром их сопротивление и сопоставляют его с сопротивлением исправной катушки.

  1. При замыкании на корпус часть или вся обмотка возбуждения закорачивается, вследствие чего генератор не возбуждается. Чаще всего обмотка замыкается на корпус в местах вывода ее концов к контактным кольцам ротора. Замыкание обмотки на корпус вызывает увеличение силы тока в цепи регулятора напряжения.

Этот вид повреждения определяют контрольной лампой напряжением 220 В. Один провод соединяет с любым контактным кольцом, а другой—с сердечек- ком или валом ротора. Лампа будет гореть, когда обмотка замкнута на корпус. Если невозможно изолировать обмотку от корпуса, то ее заменяют.

  1. Замыкание обмотки статора на корпус возникает вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки. При этой неисправности значительно снижается мощность генератора. Генератор перегревается. Аккумуляторная батарея заряжается толь­ко на повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Этот вид повреждения определяют контрольной лампой напряжением 220 В путем подключения одного щупа на сердечник, а другого — на любой вывод обмотки. Лампа горит только при замыкании обмотки на корпус. Дефектные катушки заменяют.

  1. Замыкание зажима «плюс» генератора на корпус происходит вследствие разрушения изоляции зажима или изоляции провода, подключенного к этому зажиму. При такой неисправности генератора резко увеличивается сила тока в обмотке статора н в диодах выпрямительного блока, что приводит к тепловому разрушению изоляции обмотки и пробою диодов в выпрямительном блока. После пробоя диодов возникает короткое замы­кание аккумуляторной батареи, вследствие чего происходит глубокий разряд батареи и изоляция соединительных проводов разрушается, а также выходит на строя амперметр.

Дефектную изоляцию зажима восстанавливают. Поврежденные обмотки статора и выпрямительный блок диодов заменяют исправными в условиях ремонтной мастерской.

  1. Межвитковое замыкание в катушках обмотки статора возникает при перегреве вследствие разрушения изоляции обмотки. В короткозамкнутых катушках проходит большой ток, это приводит к перегреву катушки и вызывает дальнейшее разрушение изоляции обмотки

При такой неисправности значительно снижается мощность генератора, а аккумуляторная батарея заряжается только на большой частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Обнаружить межвитковые замыкания в катушках обмотки статора можно измерением сопротивления фаз обмотки омметром или при помощи вольтметра и амперметра, а также при помощи дефектоскопа ПДО-1

  1. Пробой диодов выпрямителя происходит при перегреве током большой силы, повышении напряжения генератора выше нормы и при механическом повреждении.

В пробитых диодах сопротивление практически равно пулю я обоих направлениях, что вызывает короткое замыкание фаз обмотки статора и отказ генератора.

При пробое диодов аккумуляторная батарея начинает разряжаться через обмотку статора, что вызывает разрушение изоляции обмотки и быстрый разряд батареи.

Для проверки диодов на пробой н обрыв цепи пользуются омметром или, в крайнем случае, контрольной лампой мощностью в 1 Вт от аккумуляторной батареи или генератора напряжением 12.. .24 В. При исправном диоде лампа горит только при совпадении полярности батареи к диода, а при обрыве не будет гореть во всех случаях подключения. Диод имеет короткое замыкание (пробит), если лампа горит при любой схеме подключения.

 

Сочинения курсовыеСочинения курсовые