Лекция "Избирательна система" | |
Автор: drug | Категория: Гуманитарные науки / Социология | Просмотров: | Комментирии: 0 | 21-08-2013 11:46 |
Избирательна система
- Сущность избирательной системы и принципы демократических выборов
- Избирательная процедура и избирательная кампания
- Типы избирательных систем
Избирательная система – это совокупность общественных отношений, предметом которых является формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица путем выбора.
Избирательная система – это способ учёта голосов избирателей и распределение мест в органах государственной власти между кандидатами.
Выборы – это способ формирования органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.
Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, а так же взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами.
Выборы могут быть:
- Президентские
- Парламентские
- Выборы в местные органы самоуправления
По масштабу:
- Региональные
- Муниципальные
- Дополнительные
Классификация выборов, согласно принципам избирательного права:
- Всеобщие
- Ограниченные
- Равные
- Неравные
- Прямые
- Косвенные
- С тайным голосованием
- С открытым голосование
Принципы демократических выборов:
Принцип всеобщности выборов означает, что граждане могут быть либо избранными, либо выбирать.
Виды избирательного ценза:
- Возрастной ценз. Избиратель 18 лет, кандидат президент 35 лет, депутат – 21 год
- Недееспособность (психи).
- Моральный ценз (заключенные).
- Ценз оседлости (Срок проживания на данной территории).
- Образовательный ценз
Принципы выборов:
- Принцип всеобщности выборов
- Принцип равного избирательного права:
- Каждый избиратель обладает одним голосом
- Каждый избиратель имеет одинаковую долю выборов
- Каждый избранный депутат представляет одинаковое число граждан
- Принцип прямых выборов обуславливает то положение, что избиратели лично напрямую голосуют за или против за того или иного кандидата.
Косвенные выборы допускают, что между избирателем и кандидатом во властный орган стоит посредник – выборщик, соответственно граждане голосуют за выборщика, а те за кандидата.
- Принцип альтернативности выборов, предполагающий наличие двух или более кандидатов и состязательность между ними
Абсентеизм – уклонение избирателей от участия в выборах.
- Тайное голосование
Типы избирательных систем
В зависимости от порядка определения голосования различают два вида систем:
- Мажоритарная система
- Пропорциональная система
Мажоритарная система предполагает голосование за конкретных кандидатов. Округа одномандатные. От каждого округа избирается один кандидат. Выделяют мажоритарную систему относительного большинства. В данном случае избранным является кандидат, который получил наибольшее количество голосов. Такая система используется в США, Канаде, Великобритании.
Мажоритарная система абсолютного большинства. Избранным является тот кандидат, по принципу 50% + 1 голос.
Пропорциональная система предполагает за название политических партий. При этом депутатские места в органе власти распределяются между победившими партиями соразмерно количеству поданных за них голосов.
Достоинства мажоритарной системы.
- Обеспечение тесной связи избирателей со своим депутатом
- Мажоритарная система способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по влиянию партий и установление двух-трех партийных систем, что способствует укреплению позиций этих партий и формированию стабильного и эффективно действующего правительства.
Минусы:
- Сокращение представительства партий во властных структурах
- Есть опасность, что у деятельности тесно связанных с округами депутатов региональные интересы будут преобладать над общенациональными.
- Мажоритарный депутат находится в зависимости от местной региональной элиты
Плюсы пропорциональной системы:
- Более полное представительство партии в органах власти
- Стимулирует политический плюрализм
Минусы:
- Слабая связь депутатов и избирателей
- Чрезмерная многопартийность и разношёрстность в парламенте
- Зависимость списочного депутата от его партийных начальников
- Существование барьерного минимума – 5%
Политическое сознание и политическая культура
- Сущность политического сознания
- Структура, черты и типы политической культуры
Политическое сознание – это сознание участников политического процесса тех сил, всех тех сил, которые борются за власть и ее осуществляют, стимулирующие политическую активность, потребности, оценки, осмысленные интересы, социальные ожидания и притязания.
В сознание человека постепенно формируется политическая установка, т.е. состояние готовности или предрасположенности к действию. Политическим сознанием обладают не только те, кто включился в политический процесс, а так же индивиды и группы, у которых сформировались политические ориентации, нормативные представления, соответствующие их политическим целям и средствам достижения.
Существуют 4 уровня политического сознания:
- Теоретический уровень – представляет собой совокупность ценностных ориентаций, нормативных представлений, осмысленных политических целей, идеологических установок. Формируется на основе научного исследования политических отношений и процессов. Теоретический метод анализа позволяет проникать в сущность политических явлений, улавливать глубинные взаимосвязи, отсеивать случайное и прослеживать закономерное.
- Эмпирический уровень основывается на фиксации реалий политического бытия и практического опыта людей. Индивид, обладая достаточной эрудицией, общей и политической культурой не всегда схватывает тенденции или в полной мере свободен от эмоций….эмоциональной окрашенностью, деформировано стереотипами и предрассудками.
- Массовое сознание – это совокупность идей и чувств, которые не в полной степени адекватны реальным политическим событиям, процессам и историческим факторам.
Формирование политического сознания является результатом воздействий как обстоятельств, обусловленных политическим режимом, так и целенаправленных воспитательных усилий.
Политический миф – это элемент массового политического сознания, базирующийся на неполитическом, эмоционально окрашенном представлении о политической действительности, вытесняющей реальное представление о ней и ее подлинное значение. Мифы создаются идеологами.
Достижение, укрепление власти и сохранение стабильности политической системы.
Существуют мифы разрушительной направленности.
Функции общественных целей и функции единичного восприятия.
В единичном аспекте опираются на веру, вождей и идеологов.
Функции общественных целей – на уровне группы миф выполняет важную для режима интегрирующую функцию.
Мифы отвлекают людей от экономических проблем.
Мароди разработал классификацию сознания по критерию отношения в политике.
Первая категория людей – автомат, человек, лишенный личной самобытности, не умеет самостоятельно оценивать факты, политические события и делать собственные выводы.
Вторая категория людей – индифферентное сознание - это политически пассивный прагматик, не имеет эмоционального, интеллектуального отношения к политике. Он безразличен к политической жизни общества.
Третья категория людей – политический моралист – очень эмоционален, не понимает сути происходящих политических событий, его политическая информированность основана на слухах.
Четвертая категория людей – псевдо консерватор – не способен понимать закономерность происходящих событий, мыслит стереотипами.
Пятая категория людей – политический администратор – носитель данного типа умеет манипулировать ситуациями и массовым политическим сознанием, в соответствии с идеологическими постулатами.
Шестая категория людей – политический теоретик – субъект, умеющий манипулировать идеями.
Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, модели поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъекта политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни на основе преемственности. Сферой политической культуры является политическая жизнь общества, все, что затрагивает проблему власти и управления, участие людей в политике, а так же пограничные зоны, такие как взаимодействие политики и права, политики и экономики, политики и нравственности.
Функции:
- Познавательная – формирует у граждан сознание и повышает политическую образованность
- Интегративная – это достижение на базе обще принятых политико-культурных ценностей, согласия в рамках существующей политической системы.
- Коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, накапливать политический опыт.
- Регулятивная – формирует и закрепляет в общественном сознании необходимые ценности, установки, мотивы и нормы поведения.
- Воспитательная – формирует личность, как полноценного субъекта политики и содействует политической социализации людей.
Структура политической культуры.
- Культура политического сознания:
- Политические представления и убеждения;
- Политические установки;
- Политические ценности, традиции, обычаи, нормы.
- Культура политического поведения:
- Культура политического участия – сам факт выборов;
- Культура политической деятельности.
- Культура функционирования политических институтов:
- Культура электорального процесса;
- Культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов;
- Культура принятия и реализации политических решений.
Черты политической культуры:
- 1. Она фиксирует устойчивые повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса и закрепляет стабильные стороны политического опыта.
- 2. Она является продуктом естественного исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества.
- 3. Она имеет тотальный характер.
- 4. Она характеризует политическое сознание и поведение общества.
Три типа политической культуры:
- Патриархальный тип культуры – ориентация граждан на местные ценности (ценности общины, рода, клана, семьи). Индивид ориентирован на конкретные личности. Знания о политической системе у членов сообщества отсутствуют, политические ориентации не отделены от экономических и религиозных.
- Подданнический – пассивное отношение граждан к политической системе. Личность ориентирована на политическую систему и связывает с ней свои определённые ожидания.
- Активистский тип (политическая культура участия) – отличается активным включением индивидов в политическую жизнь. Граждане артикулируют свои интересы и через выборы оказывают влияние на политику.
Особенности политической культуры России.
- Слабо развитая индивидуальность. Низкий статус личных притязаний на политическое участие.
- Предрасположенность к конформизму;
- Подданническое отношение к любому центру реальной власти;
- Низкая компетентность в управлении делами общества и государства;
- Неразвитость гражданских позиций.