Лекция "Избирательна система"
Автор: drug | Категория: Гуманитарные науки / Социология | Просмотров: | Комментирии: 0 | 21-08-2013 11:46

Избирательна система

  1. Сущность избирательной системы и принципы демократических выборов
  2. Избирательная процедура и избирательная кампания
  3. Типы избирательных систем

Избирательная система – это совокупность общественных отношений, предметом которых является формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица путем выбора.

Избирательная система – это способ учёта голосов избирателей и распределение мест в органах государственной власти между кандидатами.

Выборы – это способ формирования органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, а так же взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами.

Выборы могут быть:

  • Президентские
  • Парламентские
  • Выборы в местные органы самоуправления

По масштабу:

  • Региональные
  • Муниципальные
  • Дополнительные

Классификация выборов, согласно принципам избирательного права:

  • Всеобщие
  • Ограниченные
  • Равные
  • Неравные
  • Прямые
  • Косвенные
  • С тайным голосованием
  • С открытым голосование

Принципы демократических выборов:

Принцип всеобщности выборов означает, что граждане могут быть либо избранными, либо выбирать.

Виды избирательного ценза:

  • Возрастной ценз. Избиратель 18 лет, кандидат президент 35 лет, депутат – 21 год
  • Недееспособность (психи).
  • Моральный ценз (заключенные).
  • Ценз оседлости (Срок проживания на данной территории).
  • Образовательный ценз

Принципы выборов:

  1. Принцип всеобщности выборов
  2. Принцип равного избирательного права:
  • Каждый избиратель обладает одним голосом
  • Каждый избиратель имеет одинаковую долю выборов
  • Каждый избранный депутат представляет одинаковое число граждан
  1. Принцип прямых выборов обуславливает то положение, что избиратели лично напрямую голосуют за или против за того или иного кандидата.

Косвенные выборы допускают, что между избирателем и кандидатом во властный орган стоит посредник – выборщик, соответственно граждане голосуют за выборщика, а те за кандидата.

  1. Принцип альтернативности выборов, предполагающий наличие двух или более кандидатов и состязательность между ними

Абсентеизм – уклонение избирателей от участия в выборах.

  1. Тайное голосование

Типы избирательных систем

В зависимости от порядка определения голосования различают два вида систем:

  • Мажоритарная система
  • Пропорциональная система

 

Мажоритарная система предполагает голосование за конкретных кандидатов. Округа одномандатные. От каждого округа избирается один кандидат. Выделяют мажоритарную систему относительного большинства. В данном случае избранным является кандидат, который получил наибольшее количество голосов. Такая система используется в США, Канаде, Великобритании.

Мажоритарная система абсолютного большинства. Избранным является тот кандидат, по принципу 50% + 1 голос.

Пропорциональная система предполагает за название политических партий. При этом депутатские места в органе власти распределяются между победившими партиями соразмерно количеству поданных за них голосов.

Достоинства мажоритарной системы.

  • Обеспечение тесной связи избирателей со своим депутатом
  • Мажоритарная система способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по влиянию партий и установление двух-трех партийных систем, что способствует укреплению позиций этих партий и формированию стабильного и эффективно действующего правительства.

Минусы:

  • Сокращение представительства партий во властных структурах
  • Есть опасность, что у деятельности тесно связанных с округами депутатов региональные интересы будут преобладать над общенациональными.
  • Мажоритарный депутат находится в зависимости от местной региональной элиты

Плюсы пропорциональной системы:

  • Более полное представительство партии в органах власти
  • Стимулирует политический плюрализм

Минусы:

  • Слабая связь депутатов и избирателей
  • Чрезмерная многопартийность и разношёрстность в парламенте
  • Зависимость списочного депутата от его партийных начальников
  • Существование барьерного минимума – 5%

Политическое сознание и политическая культура

  • Сущность политического сознания
  • Структура, черты и типы политической культуры

Политическое сознание – это сознание участников политического процесса тех сил, всех тех сил, которые борются за власть и ее осуществляют, стимулирующие политическую активность, потребности, оценки, осмысленные интересы, социальные ожидания и притязания.

В сознание человека постепенно формируется политическая установка, т.е. состояние готовности или предрасположенности к действию. Политическим сознанием обладают не только те, кто включился в политический процесс, а так же индивиды и группы, у которых сформировались политические ориентации, нормативные представления, соответствующие их политическим целям и средствам достижения.

Существуют 4 уровня политического сознания:

  1. Теоретический уровень – представляет собой совокупность ценностных ориентаций, нормативных представлений, осмысленных политических целей, идеологических установок. Формируется на основе научного исследования политических отношений и процессов. Теоретический метод анализа позволяет проникать в сущность политических явлений, улавливать глубинные взаимосвязи, отсеивать случайное и прослеживать закономерное.
  2. Эмпирический уровень основывается на фиксации реалий политического бытия и практического опыта людей. Индивид, обладая достаточной эрудицией, общей и политической культурой не всегда схватывает тенденции или в полной мере свободен от эмоций….эмоциональной окрашенностью, деформировано стереотипами и предрассудками.
  3. Массовое сознание – это совокупность идей и чувств, которые не в полной степени адекватны реальным политическим событиям, процессам и историческим факторам.

Формирование политического сознания является результатом воздействий как обстоятельств, обусловленных политическим режимом, так и целенаправленных воспитательных усилий.

Политический миф – это элемент массового политического сознания, базирующийся на неполитическом, эмоционально окрашенном представлении о политической действительности, вытесняющей реальное представление о ней и ее подлинное значение. Мифы создаются идеологами.

Достижение, укрепление власти и сохранение стабильности политической системы.

Существуют мифы разрушительной направленности.

Функции общественных целей  и функции единичного восприятия.

В единичном аспекте опираются на веру, вождей и идеологов.

Функции общественных целей – на уровне группы миф выполняет важную для режима интегрирующую функцию.

Мифы отвлекают людей от экономических проблем.

Мароди разработал классификацию сознания по критерию отношения в политике.

Первая категория людей – автомат, человек, лишенный личной самобытности, не умеет самостоятельно оценивать факты, политические события и делать собственные выводы.

Вторая категория людей – индифферентное сознание  - это политически пассивный прагматик, не имеет эмоционального, интеллектуального отношения к политике. Он безразличен к политической жизни общества.

Третья категория людей – политический моралист – очень эмоционален, не понимает сути происходящих политических событий, его политическая информированность основана на слухах.

Четвертая категория людей – псевдо консерватор – не способен понимать закономерность происходящих событий, мыслит стереотипами.

Пятая категория людей – политический администратор – носитель данного типа умеет манипулировать ситуациями и массовым политическим сознанием, в соответствии с идеологическими постулатами.

Шестая категория людей – политический теоретик – субъект, умеющий манипулировать идеями.

Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, модели поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъекта политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни на основе преемственности. Сферой политической культуры является политическая жизнь общества, все, что затрагивает проблему власти и управления, участие людей в политике, а так же пограничные зоны, такие как взаимодействие политики и права, политики и экономики, политики и нравственности.

Функции:

  1. Познавательная – формирует у граждан сознание и повышает политическую образованность
  2. Интегративная – это достижение на базе обще принятых политико-культурных ценностей, согласия в рамках существующей политической системы.
  3. Коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, накапливать политический опыт.
  4. Регулятивная – формирует и закрепляет в общественном сознании необходимые ценности, установки, мотивы и нормы поведения.
  5. Воспитательная – формирует личность, как полноценного субъекта политики и содействует политической социализации людей.

Структура политической культуры.

  1. Культура политического сознания:
    1. Политические представления и убеждения;
    2. Политические установки;
    3. Политические ценности, традиции, обычаи, нормы.
    4. Культура политического поведения:
      1. Культура политического участия – сам факт выборов;
      2. Культура политической деятельности.
      3. Культура функционирования политических институтов:
        1. Культура электорального процесса;
        2. Культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов;
        3. Культура принятия и реализации политических решений.

Черты политической культуры:

  1. 1.       Она фиксирует устойчивые повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса и закрепляет стабильные стороны политического опыта. 
  2. 2.       Она является продуктом естественного исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества.
  3. 3.       Она имеет тотальный характер.
  4. 4.       Она характеризует политическое сознание и поведение общества.

Три типа политической культуры:

  1. Патриархальный тип культуры – ориентация граждан на местные ценности (ценности общины, рода, клана, семьи). Индивид ориентирован на конкретные личности. Знания о политической системе у членов сообщества отсутствуют, политические ориентации не отделены от экономических и религиозных.
  2. Подданнический – пассивное отношение граждан к политической системе. Личность ориентирована на политическую систему и связывает с ней свои определённые ожидания.
  3. Активистский тип (политическая культура участия) – отличается активным включением индивидов в политическую жизнь. Граждане артикулируют свои интересы и через выборы  оказывают влияние на политику.

Особенности политической культуры России.

  1. Слабо развитая индивидуальность. Низкий статус личных притязаний на политическое участие.
  2. Предрасположенность к конформизму;
  3. Подданническое отношение к любому центру реальной власти;
  4. Низкая компетентность в управлении делами общества и государства;
  5. Неразвитость гражданских позиций.

 

Сочинения курсовыеСочинения курсовые