«Агрессивность в подростковом возрасте» | |
Автор: drug | Категория: Гуманитарные науки / Социология | Просмотров: | Комментирии: 0 | 17-04-2013 17:32 |
1
Тема моей курсовой работы «Агрессивность в подростковом возрасте»
2
Объект исследования: агрессивность.
Предмет исследования: особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте.
Цель исследования: изучить особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте.
3
Агрессивность— относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, т.е. к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей. (Словарь под.ред. М.Ю. Кондратьева).
Нередко агрессивность связана с так называемой дифиницитарной мотивацией, определяемой недостатком или отсутствием тех или иных предметов и состояний. Недостаток чего-либо порождает состояние психики, в котором человек не может контролировать свои эмоции. Чаще всего агрессия выходит наружу тогда, когда личность не в состоянии интеллектуально разрешить стоящую перед ним проблему.
Подростковый возраст является трудным, возникает множество сложностей, в том числе, значительный рост насилия и агрессии в повседневной жизни. Появилась необходимость исследовать, чем обусловлена данная проблема, действие каких факторов оказывает наибольшее влияние, для того чтобы предупредить и искоренить ее.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях.
Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность.
Разработкой проблемы проявления агрессивности в подростковом возрасте занимались многие ученые: Ардри, Гартман, Крис, Лоренц, Моррис, Фрейд, Фромм, Юнг и др. За последние годы психологами и педагогами был выполнен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков.
4
Этапы исследования:
1. Анализ научной литературы по заявленной проблеме;
2. Подбор диагностического инструментария;
3. Сбор информации.
В исследовании участвовали подростки 8 – 9 классов общеобразовательной школы №3 г. Бузулук в количестве 15 человек. Для выявления уровня был использован тест Баса – Дарки
5
У респондентов, состоящей из 15 человек оказались следующие результаты:
Полученные данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности у мальчиков, чем у девочек по таким показателям как: физическая агрессия (4 респондента, что составляет 57%), раздражение (4 мальчика или 57%), негативизм (5 человек, что соответствует 72%).
В группе девочек высокий показатель косвенной агрессии (4 девочки и соответственно 50%), вербальной агрессии (5 респондентов, что составляет 62,5%) и угрызений совести (5 девочек или 62,5%).
6
Практические рекомендации для родителей по снятию агрессивного состояния:
С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах- тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов.
Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность на самом деле приносит таким детям множество проблем и они осознают это. Например, можно научить ребенка концентрировать внимание в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать кулаки с определенным усилием. Гипернапряжение неизбежно сменяется релаксацией мышц. И если агрессия не уходит вовсе, то теперь она становится управляемой.
Хорошо помогает агрессивным детям и психофизическая тренировка.
Однако самое главное – создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведении. Воспитание на принципах сотрудничества – это главное условие предотвращения агрессивности.
Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с ним непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.
7
Спасибо за внимание!
Агрессия – намерение навредить другому своими действиями, как «акт целенаправленный».
Фрустрация– особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным. Фрустрация может возникать как вследствие столкновения с внешними преградами, так и при внутриличностном конфликте.
В состоянии фрустрации человек переживает полный комплекс отрицательных эмоций : гнев, отчаяние, тревогу, раздражение, разочарование и т.д. Длительное пребывание в таком состоянии может привести к полной дезорганизации деятельности человека. Частые состояния фрустрации способны влиять на характер: повышать агрессивность, провоцировать появление комплекса неполноценности.
Тема моей курсовой работы «Агрессивность в подростковом возрасте»
2
Объект исследования: агрессивность.
Предмет исследования: особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте.
Цель исследования: изучить особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте.
3
Агрессивность— относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, т.е. к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей. (Словарь под.ред. М.Ю. Кондратьева).
Нередко агрессивность связана с так называемой дифиницитарной мотивацией, определяемой недостатком или отсутствием тех или иных предметов и состояний. Недостаток чего-либо порождает состояние психики, в котором человек не может контролировать свои эмоции. Чаще всего агрессия выходит наружу тогда, когда личность не в состоянии интеллектуально разрешить стоящую перед ним проблему.
Подростковый возраст является трудным, возникает множество сложностей, в том числе, значительный рост насилия и агрессии в повседневной жизни. Появилась необходимость исследовать, чем обусловлена данная проблема, действие каких факторов оказывает наибольшее влияние, для того чтобы предупредить и искоренить ее.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях.
Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность.
Разработкой проблемы проявления агрессивности в подростковом возрасте занимались многие ученые: Ардри, Гартман, Крис, Лоренц, Моррис, Фрейд, Фромм, Юнг и др. За последние годы психологами и педагогами был выполнен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков.
4
Этапы исследования:
1. Анализ научной литературы по заявленной проблеме;
2. Подбор диагностического инструментария;
3. Сбор информации.
В исследовании участвовали подростки 8 – 9 классов общеобразовательной школы №3 г. Бузулук в количестве 15 человек. Для выявления уровня был использован тест Баса – Дарки
5
У респондентов, состоящей из 15 человек оказались следующие результаты:
Полученные данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности у мальчиков, чем у девочек по таким показателям как: физическая агрессия (4 респондента, что составляет 57%), раздражение (4 мальчика или 57%), негативизм (5 человек, что соответствует 72%).
В группе девочек высокий показатель косвенной агрессии (4 девочки и соответственно 50%), вербальной агрессии (5 респондентов, что составляет 62,5%) и угрызений совести (5 девочек или 62,5%).
6
Практические рекомендации для родителей по снятию агрессивного состояния:
С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах- тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов.
Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность на самом деле приносит таким детям множество проблем и они осознают это. Например, можно научить ребенка концентрировать внимание в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать кулаки с определенным усилием. Гипернапряжение неизбежно сменяется релаксацией мышц. И если агрессия не уходит вовсе, то теперь она становится управляемой.
Хорошо помогает агрессивным детям и психофизическая тренировка.
Однако самое главное – создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведении. Воспитание на принципах сотрудничества – это главное условие предотвращения агрессивности.
Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с ним непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.
7
Спасибо за внимание!
Агрессия – намерение навредить другому своими действиями, как «акт целенаправленный».
Фрустрация– особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным. Фрустрация может возникать как вследствие столкновения с внешними преградами, так и при внутриличностном конфликте.
В состоянии фрустрации человек переживает полный комплекс отрицательных эмоций : гнев, отчаяние, тревогу, раздражение, разочарование и т.д. Длительное пребывание в таком состоянии может привести к полной дезорганизации деятельности человека. Частые состояния фрустрации способны влиять на характер: повышать агрессивность, провоцировать появление комплекса неполноценности.