Идеи интерполирования и идеи приближенного вычисления у древних индусов. | |
Автор: drug | Категория: Прочее | Просмотров: | Комментирии: 0 | 21-08-2013 11:35 |
Скачать:
Идеи интерполирования и идеи приближенного вычисления у древних индусов.
Более полное представление о конкретном содержании индусской математики мы получаем благодаря Бхаскара Акарья, родившегося в 1114 г., «Лилавати» и «Виджаганита».Содержание первого труда связано со счетом и арифметикой, а второго- с алгеброй. Название первой книги следует понимать в том смысле, что прекрасна арифметика, о которой в задачах говорится в лирических выражениях, вполне гармонирующих с поэтическим характером формулировок задач. У индусов не было склонностей к теоретической строгости. Они путем числовых выкладок и практического эмпиризма могли усвоить теоремы и методы, для которых не формулируют словесно доказательства, а ограничиваются проведением чертежей, сопровождая их при этом словом «смотри!»
Из вопросов арифметики индусы были знакомы с простыми и сложным тройным правилом, с правилами простых и сложных процентов, с правилами товарищества, задачами на смещение и т. д. У них имелись также определенные правила для решения ряда других задач, которые в настоящее время мы решаем с помощью уравнений. Среди этих правил имелось и правило ложного положения (regula falsi), которое встречается уже у египтян, но они не ограничились этим простым правилом. Из позднейших арабских источников следует, что использовалась так называемое правило двух ложных положений (regula duorum falsorum). С его помощью, из двух пробных значений, решались задачи, которые, выраженные уравнением, зависели бы от уравнения первой степени вида:
Если после подстановки и в левую сторону мы получим значения и , в отличие от k, то неизвестная x выразится формулой:
Легко заметить, что это правило совпадает с тем, что мы называем теперь простой интерполяцией, которая годится не только для точных выкладок, как у индусов, если f(x) есть, действительно, целая функция первой степени, но и для получения большего приближения, если и представляют уже приближенные значения.
Другое весьма общее правило – это правило обращения, заключается в следующем: если нужно найти число, которое после ряда операций приводит к некоторому известному числу, то для этого необходимо над этим последним числом произвести в обратном порядке все обратные операции. У индусов существовал ряд специальных правил( например, правила для арифметических и геометрических прогрессий). Правила эти излагаются без всяких доказательств в «Лилавати».
Индусы легко решали уравнение , которое преобразовывали к виду а потом разлагали , представляя его в виде произведения двух целых сомножителей.
|
Для неопределенных уравнений второй степени по отношению к каждой из неизвестных: в отличии от Диофанта –они искали не просто рациональные, а целочисленные решений. В частности, они занимались изучением уравнения
к которому сводится ряд других неопределенных уравнений второй степени.
Чтобы дать представление об употреблявшемся ими методе, приведем решение особенно важного уравнения
|
Уравнение (2) значительно позже стали называть уравнением Пелля, которое занимало мысль европейских математиков. Оно играет важную роль при решении вопроса о том, как выразить возможно более точным образом посредством дроби корень квадратный из числа а, не являющегося квадратом.
Начнем с приема, который отличается от приема Диофанта, но благодаря которому индусы умели получать неограниченное число рациональных решений. Для этого составим уравнения:
|
где для определения и берут произвольные . Если решить эти уравнения относительно и , то произведение этих двух количеств можно написать в виде:
Это дает третье уравнение
где
|
Тождественно приравнивая оба уравнения (3), получаем:
Или
|
Таким образом, мы имеем рациональное решение уравнения (2). Если продолжать подставлять произвольные значения на место и , то нередко удается целочисленные значения и .Отметим случаи, когда удается получить уже, что или .
Если то можно, поступая таким образом, получить из одного какого-нибудь решения (2) новое решение и затем сколько угодно решений; если или , то (5) дает, в свою очередь, целочисленное решение уравнения (2), ибо из можно вывести, что , т.е. равно четному числу. В то же время знание одного решения (2) дает возможность благодаря (4) получить из одного решения (1) неограниченное количество решений.
Если однако, для некоторого данного значения а последовательные пробы не приводят к уравнению вида (1), для которого или , то прибегают к так называемому циклическому методу для приведения значения .
Список литературы:
1)Г. Г. Цейтен.- История математики в древности и в средние века. Перевод П. Юшкевича с французского издания, исправленного автором.-Государственное технико-теоретическое издательство.-Москва.-1932 г.
2) Рыбников К.А История математики М.: МГУ,1994
- Использование принципа декомпозиции
- Что входит в раздел Math?
- Задача Дано: m=10кг, v0=1.0м/с, μ=0,3 Нс/м, n=2, F=2sin(πt/2), α=600, l=5м.
- Сочинение Мысли молодых людей
- АППАЛАЧИ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ СИСТЕМЫ; ПАЛЕОЗОЙСКИЕ СТРУКТУРЫ, РАСПОЛАГАЮЩИЕСЯ ЮГО-ВОСТОЧНЕЕ И ЮЖНЕЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО СТАБИЛЬНОГО РЕГИОНА ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ