План-конспект урока информатики по теме Окна. Элементы окна
Автор: drug | Категория: Прочее | Просмотров: | Комментирии: 0 | 03-11-2013 10:46

План-конспект урока информатики по теме
Окна. Элементы окна

 


Тема: Окна. Элементы окна.

Тип урока: Комбинированный. 

Цели урока:

  • Ø Образовательные - знакомство учеников с понятием окна и типами окон в ОС Windows, рассмотрение основных элементов окна и практическое применение изученного материала;
  • Ø Развивающие - развитие компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся; развитие внимания и познавательного интереса;
  • Ø Воспитательные - воспитание у учащихся умения слушать и выполнять, сказанное учителем, воспитание умения совместной работы.

Формируемые знания и умения: 

Ученик знает:

-         Знает понятие окна;

-         Знает типы окон;

-         Знает основные элементы окна;

Ученик умеет:

-         Умеет находить основные элементы окна; 

-         Умеет открывать/закрывать окно;

-         Умеет сворачивать/восстанавливать окно;

-         Умеет пользоваться полосами прокрутки.

Форма и методы: Объяснение и демонстрация, фронтальная лабораторная работа.

Оборудование: доска, маркер, наглядные пособия, карточки с проверочной работой, компьютер, презентация «Окна. Элементы окна».

Литература:

  1. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – М., 2000.
  2. Степанов А.Н. Информатика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.
  3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. –.5-е изд. –  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

 

План урока:

  1. Организационный момент.

2 мин.

  1. Проверочная работа.

5 мин.

  1. Постановка целей и задач урока.

1 мин.

  1. Объяснение нового материала.

15 мин.

  1. Фронтальная лабораторная работа.

20 мин.

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

2 мин.

 


Ход урока:

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Назовите отсутствующих.

Ученик:

{называет отсутствующих}

Учитель:

На прошлом уроке вы изучили тему “Программное обеспечение компьютера”, сейчас мы напишем проверочную работу и проверим, как вы усвоили прошлый урок. На выполнение проверочной работы у вас будет 5 минут {раздаю карточки с заданием, через 5 минут собираю выполненные работы}.

Ученики:

{ выполняют работу}

Учитель:

Сегодня на уроке мы начнем изучать операционную систему. Какая ОС в нашей стране, является самой распространенной?

Ученики:

Windows

Учитель:

Как это название переводится на русский язык?

Ученики:

окна

Учитель:

Верно. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с важным элементом графического интерфейса Windows – окном, рассмотрим элементы окна и на второй половине урока поработаем с окнами на ПК. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Окна. Элементы окна».

Слайд №1

Ученики:

{записывают в тетрадь}

Учитель:

Запишите определение. Окно – это обрамленная часть экрана, в которой отображается приложение, документ или сообщение.

Слайд №2:

Ученики:

{записывают в тетрадь}

Учитель:

В операционной системе Windows окна бывают трех типов:

1) Окно приложения (это сама программа);

2) Окно документа (находится внутри окна соответствующего приложения);

3) Окно диалога.

Запишите.

Слайд №3:

Ученики:

{записывают в тетрадь}

Учитель:

(Показываю окна на основе примера1.xls)

1.Окно приложения – это окно, в котором выполняется программа.

2.Окно документа предназначено для работы с документами и находится внутри окна соответствующего приложения (у программ поддерживающих несколько документов).

3.Окно диалога сообщает пользователю определенную информацию или предлагает ввести параметры, уточняющие выбранное действие.

Учитель:

Как вы видите, окна отличаются друг от друга, но все они имеют общие элементы. Рассмотрим стандартный набор элементов, которые могут встретиться в любом окне. Всего их одиннадцать. Запишем элементы окна.

Учитель:

Итак, запишем 1. Кнопка закрытия - закрывает окно, то есть прекращает работу программы (показываю на примере1.xls)

Ученики:

{записывают в тетрадь}

Учитель:

Следующий элемент это 2. Кнопка развертывания на весь экран. Если изображен значок  , то окно разворачивается на весь экран. Если изображена кнопка , то прежние размеры и положение окна восстанавливаются (показываю на примере1.xls)

Ученики:

{записывают в тетрадь}

Учитель:

Рядом находится еще одна кнопка 3. Кнопка свертывания позволяет убрать окно с Рабочего стола, но при этом программа продолжает работать (показываю на примере1.xls)

Ученики:

{записывают в тетрадь}

Учитель:

На панели задач остается соответствующая этому окну кнопка и, нажав на нее, окно можно снова открыть на Рабочем столе. Панель задач располагается в нижней части экрана.

Мы видим, что при сворачивании окно исчезает. Так же как вы помните, при закрытии окна оно тоже исчезло. Кто может сказать, в чем разница между свернуть окно и закрыть окно?

Ученики:

При закрытии программы она удалится из памяти ОЗУ, а при сворачивании остается.

Учитель:

Верно. Рассмотрим пример (показать пример на основе косынки: запустить игру, сделать несколько ходов, свернуть ее и снова развернуть. Игра осталась прежней, новая не запустилась. Затем закрыть ее и снова открыть. Показать что запустилась новая игра.)

Учитель:

Следующее что мы рассмотрим это строка заголовка. Запишите пункт 4. Строка заголовка.

Ученики:

{записывают в тетрадь}

Учитель:

Она содержит имя приложения или/и документа  (Открыть пример1.xls). В нашем случае у окна приложения это будет Microsoft Excel, а у окна приложения Пример1.xls. Так же если эта строка выделяется цветом, то данное окно активно, если нет, пассивно (показать).

Учитель:

5. Пиктограмма. Так же их еще называют фирменный знак программы,  иконка или системный значок. Именно она отображается на рабочем столе, в папках (показываю на примере)

Ученики:

{записывают в тетрадь}

Учитель:

6. Строка основного меню содержит пункты меню, такие как файл, правка, вид, вставка, справка и некоторые другие пункты и обеспечивает доступ к командам. (показываю на примере)

Ученики:

{записывают в тетрадь}

Учитель:

Эта строка содержит все команды, которые вы можете выполнить над рабочей областью (про все команды повторить еще раз). Так же доступ к этим командам можно произвести одним щелчком на соответствующий кнопке панели инструментов. 7. Панель инструментов.

Ученики:

{записывают в тетрадь}

Учитель:

Это набор кнопок, для быстрого доступа к некоторым командам из основного меню (показываю на примере). Сюда выносятся из основного меню самые часто используемые команды. Существуют несколько панелей в которой уже сгруппированы некоторые кнопки. Но часто бывают моменты когда нет нужной кнопки и вместо того что бы каждый раз искать ее в основном меню можно самостоятельно вынести ее на панель инструментов (показать пример1.doc).

Учитель:

Следующее что мы рассмотрим это рабочая область. Запишите пункт  8. Рабочая область.

Ученики:

{записывают в тетрадь}

Учитель:

Она содержит вложенные папки или окна документов (показываю на примере любой папки). Так же она есть и в любом документе (пример1.xls). Именно в ней делаются все действия.

(открыт пример1.xls) Как мы видим на примере рабочая область не помещается в открытое окно. Чтобы просмотреть невидимую часть содержимого используют полосы прокрутки.  Запишем пункт 9. Полосы прокрутки.

Ученики:

{записывают в тетрадь}

Учитель:

Они бывают вертикальными и горизонтальными. Полосы прокрутки автоматически появляются/исчезают, когда мы сами уменьшаем/увеличиваем рабочую область. (показать)

У окна есть еще один элемент – границы. Следующий пункт 10. Границы окна.

Ученики:

{записывают в тетрадь}

Учитель:

Это рамка ограничивает окно с четырех сторон.  Наведя на границу курсор мыши и зажав ее левую клавишу, мы можем изменять размеры окна как я только что показывал на примере автоматического появления/исчезания полос прокрутки (показываю на примере).

И последним элементом окна является строка состояния. Под пунктом 11 запишем - Строка состояния (показываю на примере пример1.doc)

Ученики:

{записывают в тетрадь}

Учитель:

Она содержит информацию о текущем состоянии окна. На ней выводится различная информация. Например, язык текущего текста., положение курсора, какая страница документа на данный момент активна и др. В Wordе важной информацией в строке состояния является дробь, режим вставки и замены. Например, если активна надпись ЗАМ все символы при вводе заменяются (пример).  Ответьте мне, что означают цифры в дроби m/n?

Ученики:

Всего n страниц документа, активна m (курсор стоит на 5 странице).

Учитель:

Правильно.

Итак, мы рассмотрели основные элементы окна. Теперь применим наши знания при работе с окнами на ПК. Для этого, когда я скажу, вы пересядете за компьютерные столы, включите компьютер и в строке «Имя пользователь» введете «8в_1» («8в_2») и нажать кнопку OK. Никаких пробелов здесь нет, только 4 знака, буква «в» только маленькая, записывать только так как я написал. Пароль на данный момент отсутствует. Я буду диктовать конкретные задания по шагам, вы их выполнять – работаем быстро никаких других действий не делать, сделали команду, ждите остальных. Садимся за компьютеры. Включаем.

Ученики:

{Включают компьютеры, вводят «Имя пользователя»}

Учитель:

Нажмем кнопку «Пуск». Как мы видим «Пуск» разделен на две колонки. В правой найдем «Мой компьютер» и нажмем на него. Что появилось у вас на экране? (Проверить, есть ли он на экране)

Ученики:

{Выполняют действия учителя и отвечают: Окно (мой компьютер)}

Учитель:

Правильно. Найдите строку заголовка. Что в ней записано?

Ученики:

{Выполняют действия учителя и отвечают: Мой компьютер}

Учитель:

Найдите рабочую область. Что на ней присутствует?

Ученики:

{Выполняют действия учителя и отвечают: Диски и папки}

Учитель:

Найдите строку основного меню. Какие пункты меню вы видите?

Ученики:

{Выполняют и отвечают: Файл, правка, вид, избранное, сервис и справка}

Учитель:

Теперь посмотрим на Панель инструментов. Что на ней расположено?

Ученики:

{Отвечают: Копки Назад, Поиск, Папки, Вверх, Вперед и Вид.}

Учитель:

Поработаем с кнопками "Свернуть", "Развернуть" и "Закрыть". Свернем окно Мой компьютер, нажав на кнопку "Свернуть" Что произошло?

Ученики:

{Выполняют действия учителя и отвечают: Окно свернулось}

Учитель:

Найдите панели задач, которая, расположена в нижней части экрана, Мой компьютер там присутствует?

Ученики:

Да.

Учитель:

Почему?

Ученики:

Потому что оно сохранилась в памяти ОЗУ

Учитель:

Сделаем так, чтобы окно снова появилось на экране. Для этого на панели задач, нажмем на кнопку Мой компьютер. Что произошло?

Ученики:

{Выполняют действия учителя и отвечают: Окно Мой компьютер снова появилось на экране}

Учитель:

Развернем Мой компьютер на весь экран. На какую кнопку нам необходимо для этого нажать?

Ученики:

{Отвечают: На кнопку "Развернуть", выполняют}

Учитель:

Нажмем на кнопку "Восстановить". Что произошло?

Ученики:

{Выполняют и отвечают: окно Мой компьютер вернулось в начальную форму}

Учитель:

А теперь закроем это окно, нажав на кнопку "Закрыть".

Ученики:

{Выполняют}

Учитель:

На панели задач это окно отображается?

Ученики:

Нет.

Учитель:

Почему?

Ученики:

Потому что она не сохранилась в памяти ОЗУ

Учитель:

Верно. Теперь на рабочем столе найдите документ Пример1.doc, откройте его. Найдем строку состояния. О чем в ней сообщается?

Ученики:

{Выполняют действия учителя и отвечают: страница 1, всего страниц 74, активна 1, язык текста русский}

Учитель:

Закройте пример1.doc. Опять нажимаем «Пуск» и в теперь левой колонке и выбираем Программы – Стандартные – Раint (Блокнот, WordPad, Калькулятор). Запускаем. Или сделать пример на какой-либо папке?

Ученики:

{Выполняют}

Учитель:

Вижу, что все справились, следующим вашим заданием будет: расположить открытые окна, так чтобы они занимали весь Рабочий стол. Что для этого мы сделали?

Ученики:

{Выполняют и отвечают: нажали на кнопку развернуть}

Учитель:

Верно. Сделайте так, что бы окно занимало четверть экрана.

Ученики:

{Выполняют}

Учитель:

Что при этом появилось?

Ученики:

Полосы прокрутки.

Учитель:

Сколько их?

Ученики:

2 (1)

Учитель:

Верно. Теперь сделайте так, что бы окно было узкой горизонтальной полоской размером в треть экрана и в его середине.

Ученики:

{Выполняют }

Учитель:

Сделайте так, что бы окно было ровно по середине и расстояние от границы окна до края монитора было примерно 5 см.

Ученики:

{Выполняют }

Учитель:

Молодцы. Теперь внимание на меня. Слушайте внимательно. Теперь при выполнении бы садитесь именно на те компьютеры за которым вы сейчас сидите. Этот компьютер будет закреплен за вами. Ни за какой другой садиться нельзя. Все лабораторные работы вы выполняете и сдаете только за своим компьютером.

Как вы помните, при входе вы вводили имя пользователя («8в_1(2)»), без пароля. Сейчас для того чтобы никто не мог зайти на вашу учетную запись закрепленного за вами компьютера вы создадите пароль. Заходим в «Пуск», в правом столбце находим пункт «Панель управления», нажимаем на него. Открывается окно «Панель управления». Находим пункт «Учетные записи пользователей», заходим. Находим пункт «Создать пароль», выбираем и вводим пароль. Внимание, запоминаем свой пароль, лучше запишите его. Его кроме вас никто знать не будет. Если вы его забудете, то не сможете зайти в учетную запись и работать в ней.

Ученики:

{Выполняют}

Учитель:

Хорошо. Садимся обратно за парты. Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с основными элементами окна, рассмотрели типы окон и применили ваши знания на практике. Подведем итоги, я буду показывать элементы окна, вы говорить, что это за элемент (показываю элементы окна)

Ученики:

{говорят названия элементов}

Учитель:

Отлично. А теперь запишите домашнее задание. Повторить пройденный материал, на следующем уроке будет проверочная работа, и решить кроссворд (см. приложение), который я сейчас вам раздам. За это будет ставиться оценка.

Слайд №15

Учитель:

На этом урок окончен. До свидания!

 

 

 


Приложение

Ф.И.О.________________________________________ Класс ____"___"

 

Кроссворд «Окна»

  1. Рамка, ограничивающая окно с четырех сторон (множественное число).
  2. Строка, содержащая имя приложения или документа, называется строка…
  3. Как называется кнопка с крестиком.
  4. Как называется обрамленная часть  экрана, в которой отображается приложение, документ или сообщение.
  5. Как называется строка, содержащая такие пункты как: файл, вид, справка.
  6. Что необходимо сделать, чтобы окно исчезло с рабочего стола, но не удалилось из память ОЗУ.
  7. Как называются полосы, которые можно двигать в окне.
  8. Как называется область, содержащая вложенные папки или окна документов.
  9. Как называется строка, содержащая информацию о текущем состоянии окна.

10.   Как называется панель для быстрого доступа к некоторым командам.

 

 

9

 

 

 

3

 

С

 

 

З

О

 

 

 

 

 

А

С

 

10

 

 

2\7

П

Р

О

К

Р

У

Т

К

И

З

 

Р

 

 

О

 

Н

 

1

Г

Р

А

Н

И

Ц

Ы

 

 

Я

С

 

 

 

Г

 

 

Т

 

 

Н

Т

4

О

К

Н

О

5

Ь

 

 

И

Р

 

Л

М

 

 

 

Я

У

О

Е

 

 

 

 

М

 

6

С

В

Е

Р

Н

У

Т

Ь

Е

 

К

 

Ю

 

 

Н

А

 

Т

 

 

8

Р

А

Б

О

Ч

А

Я

 

В

 

 

 

 

 

 

 

ФИО ____________________________________________________________ класс ____________

Вариант 1.

 

Все команды компьютера, это:

а)        Программное обеспечение

б)        Прикладное ПО

в)        Системное ПО

г)         Инструментальные системы

  1. Какое ПО предназначено для обслуживания самого компьютера и для управления работой его устройств:

а)        Программное обеспечение

б)        Прикладное ПО

в)        Системное ПО

г)         Инструментальные системы

  1. Что из ниже перечисленного не является  ОС:

а)        Windows 95

б)        Windows ME

в)        Windows Media Player

г)         Windows  XP

  1. Редакторы, которые служат для создания и редактирования текстов, это:

а)        Блокнот, Microsoft Word

б)        Magic Gooddy, Promt

в)        Pascal, Basic

г)         WinRAR, WinZIP

  1. Программы, обеспечивающие создание новых программ, это:

а)        WinRAR, WinZIP

б)        Windows 95, Windows ME

в)        DrWeb, AVP

г)         Pascal, Basic, Delphi

  1. Базовой и необходимой составляющей программного обеспечения компьютера является:

а)        Текстовые редакторы

б)        Системы программирования

в)        Презентации

г)         ОС

  1. Редакторы, служащие для создания и изменения изображений, это:

а)        Pascal, Basic, Delphi

б)        Paint, Adobe Photoshop

в)        Magic Gooddy, Promt

г)         Fine Reader

  1. Программы, предназначенные для защиты и лечения ПК от вирусов:

а)        Paint, Adobe Photoshop

б)        Promt, Stylus

в)        DrWeb, AVP

г)         WinRAR, WinZIP

  1. Как называются программы сжимающие файлы:

а)        Системы распознавания

б)        Антивирусные программы

в)        Браузер

г)         Архиваторы

  1. Программы, предназначенные для организации табличных расчетов на ПК, это:

а)        Microsoft Access

б)        Microsoft Excel

в)        Fine Reader

г)         Internet Explorer

  1. Как называются программы служащие для создания файлов со всеми видами информации:

а)        Презентации

б)        Электронные таблицы

в)        Текстовые редакторы

г)         Архиваторы

  1. Программа, служащая для просмотра Интернет - страниц, это:

а)        Microsoft Word

б)        Internet Explorer

в)         Adobe Photoshop

г)         Winamp

  1. Программа,  служащая для воспроизведения звука, анимации и видео, это:

а)        Windows Media Player

б)        Windows 2000

в)        Microsoft PowerPoint

г)         Internet Explorer

  1. Как называются программы, служащие для перевода слов или текста на различные языки:

а)        Презентации

б)        Мультимедиа  проигрыватели

в)        Переводчики

г)    Антивирусные программы

  1. Справочник на любую тему, это:

а)        Adobe Photoshop

б)        Microsoft PowerPoint

в)        Windows Media Player

г)         Microsoft Access

 

 

ФИО ____________________________________________________________ класс ____________

Вариант 2.

1.  Все команды компьютера, это:

а)   Программное обеспечение

б)   Прикладное ПО

в)    Системное ПО

г)    Инструментальные системы

2.  Справочник на любую тему, это:

а)   Adobe Photoshop

б)   Microsoft PowerPoint

в)    Windows Media Player

г)    Microsoft Access

3.  Как называются программы сжимающие файлы:

а)   Системы распознавания

б)   Антивирусные программы

в)    Браузер

г)    Архиваторы

4.  Программы, обеспечивающие создание новых программ, это:

а)   WinRAR, WinZIP

б)   Pascal, Basic, Delphi

в)    DrWeb, AVP

г)    Paint, Adobe Photoshop

5.  Какое ПО предназначено для того, чтобы обеспечить применение вычислительной техники в различных сферах деятельности человека:

а)   Программное обеспечение

б)   Прикладное ПО

в)    Системное ПО

г)    Инструментальные системы

6.  Программы, предназначенные для организации табличных расчетов на ПК, это:

а)   Microsoft Excel

б)   Microsoft Word

в)    Fine Reader

г)    Internet Explorer

7.  Что из ниже перечисленного не является  ОС:

а)   Windows 95

б)   Windows ME

в)    Windows Media Player

г)    Windows  XP

8.  Как называются программы служащие для создания файлов со всеми видами информации:

а)   Графические редакторы

б)   Электронные таблицы

в)    Презентации

г)    Антивирусные программы

9.  Как называются программы, служащие для перевода слов или текста на различные языки:

а)   Переводчики

б)   Мультимедиа  проигрыватели

в)    Система распознования

г)    Антивирусные программы

  1. Программа, служащая для просмотра Интернет - страниц, это:

а)   Fine Reader

б)   WinRAR

в)    Internet Explorer

г)    Winamp

  1. Редакторы, служащие для создания и изменения изображений, это:

а)   WinRAR, WinZIP

б)   Paint, Adobe Photoshop

в)    Magic Gooddy, Promt

г)    Fine Reader

  1. Программа,  служащая для воспроизведения звука, анимации и видео, это:

а)   DrWeb

б)   Windows 2000

в)    Microsoft PowerPoint

г)    Winamp

  1. Базовой и необходимой составляющей программного обеспечения компьютера является:

а)   Текстовые редакторы

б)   Системы программирования

в)    Презентации

г)    ОС

  1. Программы, предназначенные для защиты и лечения ПК от вирусов:

а)   DrWeb, AVP

б)   Paint, Adobe Photoshop

в)    Pascal, Basic

г)    Promt, Stylus

  1. Редакторы, которые служат для создания и редактирования текстов, это:

а)   Magic Gooddy, Promt

б)   Блокнот, Microsoft Word

в)    Pascal, Basic

г)    WinRAR, WinZIP

 

Сочинения курсовыеСочинения курсовые