Аккумуляторные батареи и их техническое обслуживание | |
Автор: drug | Категория: Технические науки / Электроэнергетика | Просмотров: | Комментирии: 0 | 03-08-2013 23:49 |
Аккумуляторные батареи и их техническое обслуживание
В автотракторном парке сельского хозяйства используют два типа стартерных аккумуляторных батарей: щелочные и кислотные.
Щелочные аккумуляторы. Их используют в основном на электрокарах и некоторых погрузочно-разгрузочных машинах. В качестве электролита в них применяют раствор щелочи. Для приготовления электролита в специальные стальные банки наливают дистиллированную воду к постепенно, мешая воду стальным прутком, погружают в нее размельченные кусочки едкого кали. Раствор выдерживают в банке 15...20 ч для охлаждении и отстоя. Затем верхний слой электролита сливают и добавляют дистиллированную воду, добиваясь нужной плотности. Для эксплуатации в летнее время при температуре окружающей среды не выше 30°С приготовляют электролит плотностью 1,23 г/cм3, а в более жарких условиях плотность понижают до 1,20 г/см3. В зимних условиях при температуре — 35°С используют электролит плотностью 1,27 г/см3.
Для приготовления электролита нужной плотности можно использовать готовый калиево-литиевый электролит плотностью 1,41 г/см3.
Для заливки электролита в аккумуляторы используют стальную воронку с резиновым наконечником, чтобы избежать замыкания пластин с крышкой аккумулятора. Электролит наливают из стальной кружки- вместимостью 2 л. Заливать электролит можно при температуре не выше 30 °С.
Для щелочно-никелевых аккумуляторов применяют три режима зарядки: нормальный, усиленный и ускоренный. Зарядку аккумуляторов по нормальному режиму проводят нормальным зарядным током в течение 7 ч. Усиленный режим зарядки используют после смены электролита, при разрядке батареи ниже допустимой, на каждом десятом цикле заряд — разряд при регулярной эксплуатации к через месяц при нерегулярной, а также при хранении аккумулятора до полугода. Зарядку проводят нормальным зарядным током в течение 12 ч. Ускоренный режим зарядки проводят в случае крайней необходимости. Зарядку ведут ступенчато: первые 2,5 ч удвоенным нормальным током и следующие 2 ч нормальным зарядным током.
Температура электролита в период зарядки батареи не должна превышать 30...40°С. При увеличении температуры свыше допустимой аккумулятор отключают от источника питания и дают ему остыть.
После окончания зарядки через 1...2 ч проверяют уровень электролита, завертывают пробки и насухо протирают аккумулятор.
Через каждые 25...30 циклов заряд — разряд или после хранения аккумулятора до 2 лет проводят тренировочные циклы. Число циклов может достигнуть трех. В период первых двух циклов проводят 12-часовую зарядку нормальным зарядным током. Затем батарею разряжают до напряжения не ниже 1 В на элемент. В третьем цикле зарядку батареи ведут нормальным током в течение 7 ч, затем се разряжают. Аккумулятор считается годным, если напряжение, приходящееся на каждый его элемент, в конце разрядки будет не менее 1 В.
Кислотные аккумуляторы. Их используют в системах автотракторного электрооборудования и ряде стационарных установок.
Электролит для этих аккумуляторов приготовляют и» аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667—73) и дистиллированной воды. Его готовят в стойкой против серной кислоты Посуде. В посуду заливают вначале воду. а затем тонкой струйкой кислоту при непрерывном перемешивании. Количество кислоты плотностью 1,83 г/см3 при 15°С, которое необходимо добавить на I л воды для получения электролита нужной плотности.
Электролит заливают в батарею через стеклянную или свинцовую воронку. Температура электролита должна быть не выше 25°С.
При работе с кислотным электролитом следует соблюдать меры предосторожности, так как серная кислота вызывает ожоги и разрушает органические материалы. После заливки электролита следует дать возможность пластинам пропитаться электролитом. Для этого аккумуляторы нужно выдержать перед зарядкой определенное время: новые незаряженные батареи 4...6 ч, новые сухозаряженные батареи 3 ч.
Продолжительность зарядки определяется в зависимости от типа аккумулятора и срока его хранения с момента изготовления. Так, для аккумулятора с заряженными пластинами, хранившимися до ввода в эксплуатацию не больше года, продолжительность зарядки составляет 3...5, свыше года —5...25 ч. Для аккумуляторов частично заряженными пластиками в зависимости от срока Хранения продолжительность зарядки составляет 25.. .50 ч.
В период зарядки необходимо контролировать температуру электролита. Она не должна превышать 40°С. Зарядку ведут до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех элементах, а плотность электролита н напряжение батареи будут постоянными в течение 3 ч.
Плотность электролита в конце зарядки не должна отличаться более чем на 0,01 г/см8 от рекомендованной для данного климатического района.
Хранение аккумуляторов. Не бывшие в эксплуатации аккумуляторные батареи хранят в сухих помещениях при температуре окружающего воздуха выше 0°С. Максимальный срок хранения кислотных батарей с сепараторами из мипара, мипласта или материалов, комбинированных с ними, —2 года, я с сепараторами из дерена — 1 год.
Батареи, частично бывшие в эксплуатации, перед установкой на хранение очищают от пыли и грязи, проверяют уровень электролита. Плотность электролита для кислотных аккумуляторов доводят до 1,285±0,005 г/см3, а щелочных — до 1,27 г/см3. Щелочные аккумуляторы до года целесообразно хранить с электролитом, а свыше года — в сухом виде.
При эксплуатации аккумуляторной батареи необходимо выполнять все виды работ, предусмотренные инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей.
При ЕТО следят, чтобы поверхности бака, крышки, зажимов и штырей были чистыми и сухими. После пуска двигателя по амперметру проверяют значение зарядного тока. Стрелка амперметра должна показывать 10...13 А. затем "значение зарядного тока должно уменьшаться.
Во избежание разряда батареи аккумуляторов при остановке двигателя необходимо отключить выключатель «массы».
При ТО-1 очищают батарею от пыли и грязи. Электролит с поверхности батареи удаляют чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. Окислившиеся клеммы батареи и наконечники проводов зачищают к смазывают тонким слоем технического вазелина. Проверяют надежность крепления батареи в гнезде и надежность контакта между клеммами батареи н наконечниками проводов. Не допускается натяжение проводов во избежание повреждения клемм и образования трещин в мастике. Прочищают вентиляционные отверстия в пробках батареи.
Уровень электролита в каждом аккумуляторе проверяют не реже чем через 10...15 дней. Для проверки используют стеклянную трубку с внутренним отверстием 3. ..5 мм. Погрузив трубку в пробочное отверстие аккумулятора до упора в предохранительный щиток, зажимают пальцем верхний коней, вынимают ее из аккумулятора и по уровню электролита определяют уровень электролита в аккумуляторе, который должен быть на 10...15 мм выше предохранительного щитка. При понижении уровня электролита 8 аккумуляторы доливают дистиллированную воду. Для перемешивания воды с электролитом батарею подзаряжают в течение 15. ..20 мин.
При ТО-2 проверяют также степень заряженности батареи аккумулятора нагрузочной вилкой ЛЭ-2 или замеряют плотность электролита ареометром. Напряжение аккумулятора 1,7... 1,8 В показывает, что аккумулятор полностью заряжен. 1,6...1.7 В — разряжен на 25% и 1,5...1,6 В —разряжен на 50%.
Батарею аккумуляторов, разряженную более чем на 25 % зимой и более чем на 60% летом, снимают с трактора, комбайна, автомобиля н отправляют в мастерскую для зарядки.
- Эксплуатация электрооборудования автомобилей и автотракторного парка
- Лабораторная работа 13 Тема: Определение плотности реактивных и котельных топлив
- Лабораторная работа 36 Тема: Определение окисляемости сточных вод
- Лабораторная работа 21 Тема: Определение натровой пробы масел
- Лабораторная работа 22 Тема: Определение кислотного числа нефтяных масел